Великий Хорс

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 13 дек 2011, 14:17

Keil писал(а):
Новый писал(а):Первый мой аргумент - не функциональная связь между колоколами и судом, а сама их близость в тексте.

Это ничего не доказывает. К тому же у этих слов не такая уж и близость. Между ними как минимум целое предложение. Единственное чем эти слова близки друг другу это тем, что они все говорят о Всеславе Полоцком. В связи с этим, полагаю, что здесь могут быть слова, содержащие абсолютно любую лексику (христианскую или языческую или иную другую), если они будут о Всеславе Полоцком.

Если соотнести с общим объёмом текста, это всё-таки очень близко. Впрочем, так же, как во фрагменте о Гориславиче колокола и имя Дажьбога. Лексика может быть, конечно, любая, но человек, пишущий не просто личный дневник, а нечто предназначенное для прочтения другими, должен "взвешивать" - в том числе на предмет идеологической совместимости, - те фразы, которые планирует сделать смежными.
Keil писал(а):
Новый писал(а):Если, ДОПУСТИМ, Автор - язычник, и если он подразумевает суд неких божеств, то выглядит сверхвызывающе соседство этих колоколов и с прославляющим упоминанием Хорса (что служит для меня одним из аргументов в пользу моего истолкования этого последнего), и с языческим судом. Спрашивается - зачем?

Если вы говорите, что мировоззрение язычника не потерпело бы соседство с христианством, то я полагаю, что это не так. Нетерпимость к другим религиям это фишка христианской церкви. Язычнику было бы все равно. Вы говорите, выглядит сверхвызывающе языческий элемент рядом с христианским. И это крайне для меня странно слышать от вас, ведь Всеслав сам по себе является фигурой языческой. Посмотрите в былине о Волхе Всеславиче, как он учился премудростям... Летописные свидетельства о Всеславе говорят, что "его же роди мати от волхвования..."
...Зачем чего-то разводить?..
...Если вы говорите суд библейского Бога, почему он должен осуществляться в отношении язычника, вещего колдуна Всеслава Полоцкого? Что это за суд такой?..

Фишка-то, конечно, христианская, я не спорю, для язычника естественна множественность культов... Но Автор, кем бы он ни был, писал для аудитории В ТОМ ЧИСЛЕ христианской (ибо у него соответствующая лексика в любом случае есть). А значит, должен был эту фишку учитывать. Иными словами - писать так, чтобы это было хоть сколько-нибудь приемлемо И для тех, кто НЕ терпим к чужим верованиям. Иначе получился бы вызов. А на вызов не похоже: если бы так, зачем бы тогда "побарая за христьяны", и Богородица Пирогощая, и т. д. Поэтому странность всё-таки налицо. Более того, странность остаётся даже и в рамках моей - христианской, - трактовки интересующих нас имён, поскольку они тогда пусть не языческие, но еретические для исповедующих православие. Просто она становится тогда всё же меньше.
Что касается Всеслава - какой же он язычник, если единственная фраза, произнесенная им по тексту летописи, образцово благочестива для христианина? "О кресте честныи! Понеже в тобе веровах, избави мене от рова сего...". Более того, здесь парафраза на Дан. 6, 23: "... И поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нём, потому что он веровал в Бога своего..." И независимо от того, сказал это он на самом деле, уподобив себя пророку Даниилу (если так, то умер он, вероятно, не от скромности), или данная фраза вложена в его уста летописцем, - на принципиальном уровне здесь не может не отражаться реальность, поскольку эти события происходили уже на взрослой или, по меньшей мере, сознательной памяти Нестора. В данном случае от отлично знал своих героев... Всеслав - христианин, даже если его мать и обращалась, чтобы забеременеть или уже будучи беременна, к каким-то не вполне "благонадёжным" личностям (кто такие волхвы - тема отдельная, у нас и так дискуссия широкого профиля...) Да, в былинах Волх, чьим прототипом является, безусловно, именно Всеслав, кем только не оборачивается, но в народной фантазии "волшебство" - это не обязательно результат контактов с тёмными силами, оно может быть совместимо и с христианством. Да и в книжной фантазии Гарри Поттер празднует Рождество... "Колдун" - плохой, а "волшебник" - хороший (ср. "шпион" - "разведчик"). Про Стеньку Разина поговаривали, что его "пули не берут", но он, каковы бы ни были его похождения, в юности в Соловецкий монастырь ходил, потом общался, кажется, и с Никоном, и с Аввакумом, а выдержав без стона все пытки, перед казнью всё-таки, сколькими перстами не знаю, а перекрестился.
Если вернуться к разговору о Всеславе, то, в свете сказанного, он точно соответствует классическому образу "верующего грешника" и в этом качестве подсуден именно Богу.
Keil писал(а):Насколько я знаю, Суд Божий относится к категории архаического права и является одной из первейших форм доказательств. Другого названия я не знаю (за исключением "поле"). Но я бы все равно не стал так сразу говорить о том, что здесь имеются христианские корни, поскольку слово "бог", к примеру, в русском языке имеет языческие корни, христиане просто заимствовали его (также как и слово "рай" и многие другие слова). Когда христиане пришли, на Руси уже была нужная лексика. Они просто украли ее и приспособили для себя любимых. И это правильно, не нужно заново изобретать велосипед.

Этот велосипед никто бы и не мог изобрести, язык, разумеется, уже был. Но почему "украли и приспособили"? Язык был для них таким же родным, он не "языческий", извиняюсь за тавтологию, не "мировоззренчески зависимый", а просто естественно свой. О христианских корнях "Божьего суда" я не стал бы говорить уверенно, корни тогда - иудейские, но, как бы то ни было, божества языческих культов тоже, согласно мифологии, судили, так что это действительно не эксклюзив. Но в пользу христианской трактовки говорит не только "аргумент устойчивого термина" (я согласен, что это не "сильный" довод), а в первую очередь сам контекст. Во-первых, то, что Всеслава едва ли можно не считать христианином, во-вторых - опять же, колокола. Они мало того что Софийские, они - не просто музыкальный будильник, а ему, Всеславу, "позвониша заутренюю".
Keil писал(а):
Новый писал(а):Понятно, что под Божьим судом над Всеславом подразумевается не смерть, поскольку он умер только в 1101 г.

Не могу согласиться, это не аргумент. Даже в СССПИ это значение стоит на первом месте. Кроме того, по такому основанию можно половину Слова вычеркивать. В Слове упомянуты 44 князя и княгини, 16 из них относятся к историческому разделу, а 28 – к современникам автора.

Но если подразумевается смерть, это выглядит более чем странно. Может ли смерть через тридцать с лишним лет после совершаемых действий, в солидном возрасте, при том, что имеются дети и внуки, и княжество сохранено, быть карой за эти действия?
Keil писал(а):Мой вольный перевод:
Хотя и колдовская душа у него была в дерзком (другом) теле, но и он часто от бед страдал. О нем вещий Боян еще давно припевку пропел: "Ни колдуну, ни удалому, ни тому, кто птицы быстрей, смерти не избежать!"
Здесь первое и второе предложение имеют устойчивую взаимосвязь. В первом предложении говорится, что колдовство не спасает от бед, а во втором тоже, но с конкретизацией – колдовство не спасет также и от смерти. Никаких христианских мотивов здесь я не вижу. Когда мы их здесь искусственно пытаемся разглядеть, то мы теряем указанную лексическую связь между данными предложениями.

В вашем переводе мне нравится "удалому" (лучше, по-моему, чем "умелому") и "птицы быстрей" (вариант - "как птица, быстрому"). Не согласен с "колдуном" (почему не просто "хитрому" или "хитроумному") и с "колдовской душой": почему не "вещей"? Оттенки всё же очень различны, и "вещий" - слово, в переводе не нуждающееся.
О христианских мотивах - см. двумя пунктами выше, насчёт христианской трактовки.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 13 дек 2011, 16:52

Евгений писал(а):
Новый писал(а):
Keil писал(а):Нет никаких сомнений, что всем языческим богам ставились идолы. Хорс входит в число главных языческих богов из чего следует, что у него, несомненно, должен был быть идол. И это так, еще и потому, что письменные памятники прямым текстом говорят, о свержении идола Хорса.

Конечно, языческим богам ставили идолов, и у славян были когда-то кумиры, надо полагать, не в меньшей степени, чем у прочих народов. Вопрос - когда это закончилось, и каким конкретно божествам они поклонялись в языческие времена, и были ли они в последние века до ВИЗАНТИЙСКОГО крещения ещё язычниками.

Капища бывают христианскими? А идолы с серебряными головами?

Но откуда следует, что Перун с серебряной головой был именно славянским божеством? Я уже который раз пишу, и не голословно, а основываясь на летописи, что и этот идол, и новгородский были поставлены Владимиром по возвращении из Скандинавии (он бежал "за море", а значит, не в Прибалтику, и привёл варягов: остаётся только Скандинавия, вариантов нет). До того они, значит, если иногда и стояли (во времена Игоря Перун был), то не всегда. Если человек, приехав откуда-то, ввёл некое новшество, чем нелогично предположение о том, что идея мероприятия привезена им из тех краёв, из которых он вернулся? О поклонении славян Перуну или кому бы то ни было ДО Олега ПВЛ ничего не сообщает.
Евгений писал(а):[ДОХРИСТИАНСКИЙ ХРАМ ЧЕРНИГОВА...

Вот о том же самом, но прозаичнее и, на мой взгляд, реалистичнее:

http://www.russiancity.ru/hbooks/h034.htm

О некоем доправославном святилище - на 18-ой странице по нумерации в тексте. Да, найдены были какие-то изображения из серебра, но кто знает, прятал ли их кто-то как драгоценные реликвии, и была ли такая уж "религиозная война" у Киева с Черниговом... Вопрос о том, что это за святилище, очень туманный. У меня нет никаких аргументов в пользу того, что оно было (согласуясь с моей гипотезой) христианским, но и для иных интерпретаций данных слишком мало. Не любое изображение - идол (опять же, Нотр-Дам, да и вообще католические церкви).
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 13 дек 2011, 17:01

Евгений писал(а):Макошь/Мокошь - это Мать-сыра-земля, она же Ардвисура Анахита, она же Сарасвати. То же самое, что скандинавская Фрея.

Будь это так, не боялись бы оставлять на ночь кудель, "а то Мокоша опрядёт". Можно ли это согласовать с образом матери-земли?
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 13 дек 2011, 17:06

Евгений писал(а):
Новый писал(а): Хорс же, согласно "хазарской" версии истолкования этой его национальности, был усвоен из Ирана "через Хазарию". Значит, когда Хазария уже была. Это нелогично, поскольку в те времена зороастрийский культ уже не мог бы ощутимо влиять: сам Иран был исламизирован.

Неверно, и то, что из Ирана, и остальное - исламизирован Иран был постепенно, в 9-10 веках написана (или скомпилирована) большая часть зороастрийских текстов, дошедших до нас...

Соглашусь. Я сам и не придерживаюсь этой версии - "из Ирана через Хазарию", просто привёл её как пример попытки объяснения "национальности" Хорса.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 13 дек 2011, 17:38

Homo Sapiens писал(а):
Новый писал(а):... в Вашем подходе к разбираемой нами теме иногда прослеживается почему-то эта самая упрощенческая тенденция, и спрашивается - почему?..

Писал уже не раз - потому что чем проще предположение, тем оно вероятней. Мы тут умствуем, достраиваем - эдак можно далече уйти, а ежели попроще, "без мелькоскопов", то оно и блоху подковать не сложно.

Насчёт блоху подковать - не знаю, не пробовал, но вот "чем проще, тем вероятней"?.. Проще, например, было считать, что земля плоская: идёшь по ней и идёшь, и никуда она не загибается... И мнимые числа, коли так, не надо было выдумывать, их же в натуре нет. А вот ведь выдумали, и это даже используется. Если серьёзно, то в этой нашей теме "попроще" не получится, возникает масса странностей, сиречь сложностей. Без достраивания мы так ничего и не поймём. При том, что достраивать можно, разумеется, не только в мою сторону - на то и дискуссия.
Homo Sapiens писал(а):Я сам очень часто пользуюсь словами "вот поганство!", "слава богу!", "бог спас!", "вот что крест животворящий делает", "креста на тебе нет", "да прибудет с тобой сила", "будет трудно, Ким, пришлешь говоруна!" и т п - не вижу в этом какой-то для себя проблемы. Пошедшие в народ, и тем принижаемые, поминания имени всевышнего в суе, что может служить большим доказательством тотального неверия или "всуеверия", чем это? Впрочем, Вам не понять!
Аргумент - в силе!

Да как же в силе, когда это и не аргумент вовсе? При чём тут импульсивные или циничные высказывания? Мне это ещё как "понять", я сам бываю и импульсивен, и циничен. Но ведь у нас идёт речь не о каких-то восклицаниях этого человека во время застолья или в запале боя, а о письменном тексте, талантливом и продуманном. О тексте, который создан автором, имевшим в любом случае - надо ли это доказывать, - ПОЗИЦИЮ. Осознанную, прочувствованную, сформулированную. И что же, значит, - ЕСЛИ он был бы язычником, - он, Вы считаете, бездумно и машинально кидал бы в свой текст срывавшиеся у него порой идиомы? И - опять же, бездумно, - предал бы тем самым эту свою (по-Вашему, языческую) позицию? Судите сами, насколько это реально.
О поэтике "Слова" - посмотрите то, что я писал Keil-у.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Keil » 13 дек 2011, 19:04

Новый писал(а):Лексика может быть, конечно, любая, но человек, пишущий не просто личный дневник, а нечто предназначенное для прочтения другими, должен "взвешивать" - в том числе на предмет идеологической совместимости, - те фразы, которые планирует сделать смежными.

А здесь нет никакой идеологии. Автор просто пишет о Всеславе Полоцком и более ничего.

Новый писал(а):Фишка-то, конечно, христианская, я не спорю, для язычника естественна множественность культов... Но Автор, кем бы он ни был, писал для аудитории В ТОМ ЧИСЛЕ христианской (ибо у него соответствующая лексика в любом случае есть). А значит, должен был эту фишку учитывать. Иными словами - писать так, чтобы это было хоть сколько-нибудь приемлемо И для тех, кто НЕ терпим к чужим верованиям. Иначе получился бы вызов.

А здесь все политкорректно. Просто описаны ключевые моменты в жизни Всеслава. Здесь ничего крамольного вообще нет.

Новый писал(а):А на вызов не похоже: если бы так, зачем бы тогда "побарая за христьяны", и Богородица Пирогощая, и т. д. Поэтому странность всё-таки налицо.

Никакой странности здесь нет. Наличие христианских элементов в соседстве с языческими встречается сплошь и рядом. Это ни о чем не говорит. Я бы вообще сильно удивился, если бы христианская лексика вообще отсутствовала в литературном памятнике XII века. Этого не удалось бы избежать даже если бы автор был язычником. При этом, указанного вами "и т.д." крайне мало в Слове. Наши филологи доказали, что христианская лексика в Слове почти отсутствует, ее использование единично. Я в свою очередь полагаю, что тот минимум христианской лексики, который имеется в Слове, не несет никакого идеологического смысла, как правило, это просто указание мест, описание каких-то фактов и т.п.

Новый писал(а):Что касается Всеслава - какой же он язычник, если единственная фраза, произнесенная им по тексту летописи, образцово благочестива для христианина? "О кресте честныи! Понеже в тобе веровах, избави мене от рова сего...".

Всеслав колдун-оборотень является верующим христианином? Это не серьезно. Цитата-фантазия летописца никаким образом не снимает с Всеслава языческой природы, подтверждаемых огромным количеством источников былинных, летописных, и самим Словом. В российской науке даже вопроса не возникает, кем был Всеслав. Все очевидно.

Новый писал(а):Этот велосипед никто бы и не мог изобрести, язык, разумеется, уже был.

Однако, к примеру, понятие "ад" не родное, оно к нам перешло с христианской верой.

Новый писал(а):Но почему "украли и приспособили"? Язык был для них таким же родным, он не "языческий", извиняюсь за тавтологию, не "мировоззренчески зависимый", а просто естественно свой.

Украли потому, что христиане так часто поступали. Они приходили и то, что находили для себя полезным или не могли искоренить называли своим. Вот и все. А язык как раз придумали язычники. Такие понятия как "бог", "душа" являются религиозными по своему содержанию, в них заложен большой мировоззренческий опыт поколений. Христиане просто удобно пристроились. Но по-другому просто у них бы ничего не получилось.

Новый писал(а):Во-первых, то, что Всеслава едва ли можно не считать христианином, во-вторых - опять же, колокола. Они мало того что Софийские, они - не просто музыкальный будильник, а ему, Всеславу, "позвониша заутренюю".

Первое стопроцентно нет. Всеслав волхв-оборотень и, следовательно, язычник. Это железно. Второе в принципе не аргумент. Ну если так было и что? Всего-то сказано, что Всеслав слышал звон трофейных колоколов своего родного города. Что здесь такого? Никакой связи с Судом Божьем тут нет.

Новый писал(а):Но если подразумевается смерть, это выглядит более чем странно. Может ли смерть через тридцать с лишним лет после совершаемых действий, в солидном возрасте, при том, что имеются дети и внуки, и княжество сохранено, быть карой за эти действия?

Ничего странного здесь нет. Всего-то сказано, что колдуны тоже страдают от бед и тоже умирают, несмотря на свое колдовство. Вот и все. Более ничего не сказано. И мне не ясно, причем здесь возраст, дети, внуки, княжество. А главное причем здесь какая-то кара. Я ничего такого не писал и не подразумевал.

Новый писал(а):Не согласен с "колдуном" (почему не просто "хитрому" или "хитроумному")

Слово хытрый, равно как хытръ и хитрец, имеет еще одно доказанное, несомнительное значение - колдун, волшебник, ведун, - и при этом не только в древнерусском языке, но и вплоть до наших дней - в изустном народном творчестве, в сказках. В особенности такое значение, по-видимому, присуще, когда это слово выступает в форме субстантированного прилагательного хытр, то есть как в Слове, а также в некоторых сказках о колдунах и ведьмах. Учитывая то, что речь идет именно о князе-оборотне, о князе-колдуне, я и перевожу данное слово как колдун, волшебник, также как это, в свое время, перевел Югов Алексей Кузьмич. Я полагаю его догадку наиболее удачливой.

Новый писал(а):и с "колдовской душой": почему не "вещей"? Оттенки всё же очень различны, и "вещий" - слово, в переводе не нуждающееся. О христианских мотивах - см. двумя пунктами выше, насчёт христианской трактовки.

Я тоже так думал, что данное слово в переводе не нуждается. Но оказывается не всем все понятно. А тому, кому понятно, тому понятно по-разному. Вот мне не понятно, какие вы оттенки здесь видите. Я перевел данный текст подобным способом потому, что лексика слова вещий очень сложна. Я считаю такой перевод упрощением, поскольку слово вещий, на мой взгляд, невозможно перевести на современный язык одним словом. Полагаю, что такой перевод лучше всех подходит, поскольку наилучшим образом соответствует личности Всеслава.

Мне определение слова вещий более всего нравится в "Материалах..." И.И. Срезневского, где при слове вещий значения сведущий, мудрый, которые поясняются как "знающий то, что другим не дано знать, волшебник". И.И. Срезневский приводит здесь общеизвестный текст из "Повести временных лет": "Прозваша Олега вещий, бяху бо людие погани и невеголоси". Уже из одного того, что летописец приписывает прозвание Олега вещий язычеству и невежеству, с несомненностью вытекает, что вещий означает здесь волхв, чародей, колдун. Далее приводятся дополнительные примеры. Так, Вещая женка обозначается как колдунья - "того же лета псковичи сожгоша 12 жонке вещих" (Псковская II летопись). В значении Волшебный сказано, что "Хоробрый Пересвет поскакивает на своем вещем сивце" ("Слово о Задонщине"). При этом Вещица также означает колдунья, поскольку "Вещица, аще покается (епитимий) лет 9, поклон 500".

Все это на фоне того, что Всеслав есть князь-оборотень, летающий на облаках, вынуждает меня к тому, чтобы переводить в данном случае слово "вещей", как "колдовской". И здесь вообще нет никаких христианских мотивов.
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Великий Хорс

Сообщение Nikola » 13 дек 2011, 21:28

Опять вернулись к "вещему". Пример на "вещий=мудрый" можно из любого памятника около 12 века?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Keil » 13 дек 2011, 22:44

Nikola писал(а):Опять вернулись к "вещему". Пример на "вещий=мудрый" можно из любого памятника около 12 века?

А возвращаться-то не к чему. Речь идет о "вещей душе" Всеслава. Неужели вы хотите сказать, что здесь не "колдовская душа", а "мудрая душа"? У князя-оборотня? В этом нет логики. Но если вы знаете кучу примеров слова "вещий" только в значении мудрый, то прошу дать примеры. Однако насколько мне известно полного отождествления этих понятий еще никто не доказал. Вещий всегда мудрый, но мудрый не всегда вещий. Вещий понятие более широкое и содержательное.
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Великий Хорс

Сообщение Nikola » 13 дек 2011, 23:21

Keil писал(а):
Nikola писал(а):Опять вернулись к "вещему". Пример на "вещий=мудрый" можно из любого памятника около 12 века?

А возвращаться-то не к чему. Речь идет о "вещей душе" Всеслава. Неужели вы хотите сказать, что здесь не "колдовская душа", а "мудрая душа"? У князя-оборотня? В этом нет логики. Но если вы знаете кучу примеров слова "вещий" только в значении мудрый, то прошу дать примеры. Однако насколько мне известно полного отождествления этих понятий еще никто не доказал. Вещий всегда мудрый, но мудрый не всегда вещий. Вещий понятие более широкое и содержательное.

Да не оборотень Всеслав и даже не волхв - родился в рубашке, вот отсюда и "вещая душа в другом теле"... Рубашка эта - редкое уродство, неудивительно, что приписывали ее носителю колдовские штучки... вот и автор СПИ не прошел мимо.
А насчет мудрости - так это Я просил хоть один пример. Насколько я знаю, таковых просто НЕТ. Вещий - вообще очень редкое слово, по отношению к человеку - вещие пскопские жинки, которых палили на кострах, Боян и Олег, вот, кажется, и все. Даже Всеслав - не вещий, так, серединка на половинку - душа вещая... От ворон или воронов, похоже, подцепил Срезневский это самое "вещий=мудрый". Птицы эти в русской сказочной традиции то вещие, то мудрые... а то просто зловещие. Только традиция эта зафиксирована не ранее 18 века...
Вещий - вовсе не мудрый!
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 14 дек 2011, 07:20

Homo Sapiens писал(а):... Побудительным мотивом для него не является Божий замысел и умысел, а только воля Человека (Боги помогают Игорю бежать, но и только)...

Я насчёт поэтики "Слова" довольно подробно ответил (в посте Keil-у), но этот момент важен: не боги, а Бог помогает Игорю: "Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкои на землю Рускую, къ отню злату столу".
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 14 дек 2011, 07:36

Keil писал(а):...Всеслав колдун-оборотень является верующим христианином? Это не серьезно. Цитата-фантазия летописца никаким образом не снимает с Всеслава языческой природы, подтверждаемых огромным количеством источников былинных, летописных, и самим Словом. В российской науке даже вопроса не возникает, кем был Всеслав. Все очевидно.
... Всеслав волхв-оборотень и, следовательно, язычник. Это железно...

Это не очевидно и не железно. Во-первых, вряд ли это "цитата-фантазия". Всеслав действовал на сознательной памяти летописца, этот последний, вероятно, видел его. И зачем бы ему фантазировать таким образом, какой в этом смысл? Наконец, ДАЖЕ ЕСЛИ эта фраза придумана, то и тогда она отражает реальные впечатления о человеке, в чьи уста вложена. Во-вторых, в российской науке единого мнения на эту тему нет, и вопрос налицо. Вот что пишет один из авторитетнейших учёных - Творогов (энциклопедия СПИ):

(начало цитаты)...в глазах летописца В. Б. был благочестивым христианином. Известно также, что киевский князь Изяслав Ярославич разгневался на Антония Печерского — подвижника и аскета — «из Всеслава» (С. 19). Едва ли Антоний стал бы заступаться за князя, о котором шла недобрая молва о приязни его к язычеству.
Представление о В. Б. — язычнике и кудеснике сложилось исключительно под влиянием вольных интерпретаций...(конец цитаты)[/quote]

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es1/es1-2562.htm

Правда, здесь я обязан, объективности ради, добавить, что мнение о Всеславе как зловещей фигуре, чародее и оборотне разделяется и частью сторонников христианской трактовки "Слова". Об этом у меня здесь, на форуме, была целая дискуссия (не завершенная, поскольку я начиная с апреля не мог писать регулярно) с ув. Лемурием. Вполне возможно, что вы её читали, но если нет - это в теме "Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ".

Об остальном потом.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 14 дек 2011, 07:59

Новый писал(а):...вряд ли это "цитата-фантазия".

Поддержу:

    Повѣдаху ми, яко той ести судъ божий надо мною, и суда де божия ни хитру уму ни горазду не минути. (Из Моления Даниила Заточника; см.: Ф. И. Буслаев. Очерки народной словесности и искусства, т. 1. СПб., 1861, с. 37.) - цит. по СССПИ "Судъ"

    В СПИ: Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда божіа не минути - т.е. суд Божий, который ожидает и хитрого, и искусного, и проницательного (птицегадателя - авгура, кобника) в конце жизни.
По моей версии, как Вы знаете, Даниил Заточник (Климент Смолятич до принятия ангельского образа) и есть Автор СПИ. Но даже если Даниила рассматривать отдельно, то он повторяет ТУ ЖЕ пословицу и с тем же Судом Божьим.

А слово "вещий" в контексте СПИ (вещая душа в другом теле князя-оборотня) это как раз тот, кто знает, что другим знать не дано.
Подобный пример есть в церковно-славянском словаре Григ. Дьяченко - "когда бъ человекъ вещъ былъ, то не погибалъ бы" :

Изображение
Полный церковно-славянский словарь / сост. священник магистр Григорий Дьяченко
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Владимир Медведев » 14 дек 2011, 09:33

Konrad писал(а):Да, Хорс - полная Луна.

Светит месяц, светит ясный,
Светит полная луна.
Только где же подтвержденье,
Что "ВЕЛИКИЙ Хорс" она?
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 14 дек 2011, 10:04

Новый писал(а):
Homo Sapiens писал(а):... Побудительным мотивом для него не является Божий замысел и умысел, а только воля Человека (Боги помогают Игорю бежать, но и только)...

Я насчёт поэтики "Слова" довольно подробно ответил (в посте Keil-у), но этот момент важен: не боги, а Бог помогает Игорю: "Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкои на землю Рускую, къ отню злату столу".


Конечно Бог: Абзацем выше Ярославна просит трех богов (три стихии) о помощи Игорю: Ветер-ветрило, Трехсветлое Солнце, и Днепр-Славутич. Игорю помогаю все три по очереди: Солнце - "Заря запала", Ветер - поднял бурю и смерчи (кажет путь = показывает возможность для побега, куда бежать Игорь и так знал, очевидно), Река - Донец стережет его гоголем на воде.
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 14 дек 2011, 10:09

Лемурий писал(а):
Новый писал(а):...вряд ли это "цитата-фантазия".

Поддержу:

    Повѣдаху ми, яко той ести судъ божий надо мною, и суда де божия ни хитру уму ни горазду не минути. (Из Моления Даниила Заточника; см.: Ф. И. Буслаев. Очерки народной словесности и искусства, т. 1. СПб., 1861, с. 37.) - цит. по СССПИ "Судъ"

    В СПИ: Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда божіа не минути - т.е. суд Божий, который ожидает и хитрого, и искусного, и проницательного (птицегадателя - авгура, кобника) в конце жизни.
По моей версии, как Вы знаете, Даниил Заточник (Климент Смолятич до принятия ангельского образа) и есть Автор СПИ. Но даже если Даниила рассматривать отдельно, то он повторяет ТУ ЖЕ пословицу и с тем же Судом Божьим.


Если это так, объясните почему Даниил "забыл" про "птицу", после принятия "ангельского образа"? Не иначе как она не вязалась с его новым мировозрением... Т.е. перед нами еще один пример христианской адаптации Великого Языческого Наследия :))
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 51