«Великому Хръсови влъком путь прерыскаше» - быстрее Солнца волком путь рыскал. И где здесь "муж возвращается"
«А "муж"-то кто, если "девица люба" - это ГОРОД ???»
Добрый день, Лемурий!
Я поняла вопрос. И начну ответ с главного события, о котором пишет автор «на седьмом веце Трояни». В Летописи « В год 1068 «Всеслав же сидел в Киеве семь месяцев». И «в этом бог явил силу креста, потому что Изяслав целовал крест Всеславу, а потом схватил его… и посадил в темницу «на жизнь Всеславлю»: из –за того и навёл бог понаных « насилие от земли половецкыи». Конфликт между князем Изяславом и киевлянами произошёл из его отказа дать им коней и оружие «Тъй клюками подпръ о кони…». «Клюка» , как предмет фигурирует в составе самого сюжета. То же самое нужно сказать о клюке Ильи в былине об Идолище. Клюка получила свои свойства исключительно в зависимости от главного направления былины к прославлению силы Ильи. Клюка, очевидно, лишь потому получила свойства непомерной тяжести, чтобы лишний раз свидетельствовать о силе богатыря. Аксессуарно - обстановочная деталь «клюка» в «Слове…» символизирует оружие простых киевлян., которые и привели Всеслава к власти. « люди же освободили Всеслава из поруба –в 15 день сентября и прославили его среди княжеского двора»(Летопись 1068г). Клюка – стружие, « дотчеся стружием стола киевского» означает поддержку в Киеве только простого люда. В то же время символ власти Игоря – стружие, охватывал все классы общества.
В «Слове…» Сребряное стружие состоит из трёз частей:
1) «бела хоругвь» - христианское знамя с ликами святых.
2)«Чърленый стяг»- красное знамя. воины, дружинники.
3)« Чрълена чолка» - челка , срезанные волосы. Бог Велес (Волос) покровитель скотоводов, земледельцев.
Всеславу необходимо было упрочить свою власть и среди элиты. И здесь мы подходим к важному вопросу о порядке престолонаследия. На Руси действовал патриархальный принцип наследования престола. Муж вдовы мог призываться к наследию престола. И такой жребий Всеславу выпал т.к. в Киеве из наследников рода Ярослава Мудрого никого не осталось. «Изяслав же бежал в Польшу», «Святослав был в Чернигове». Сюжет «мужа на свадьбе своей жены» известен и в Европе и Азии в десятках самостоятельных версиях. При всех вариациях этого сюжета основная его схема следующая. Муж покидает жену и отправляется в далёкие страны. На чужбине он задерживается. Её принуждают к новому замужеству, чтобы через мнимую вдову придти к полноправной власти в княжестве. Муж неожиданно узнаёт о предстоящей свадьбе своей жены и чудесным образом переносится на родину. с помощью бога- покровителя или волшебника. Мнимого жениха наказывают, либо он убегает.
По –мнению автора «Слова….», чтобы быть полноправным правителем Киева Всеслав решает жениться « връже жребий о девицу себе любу» на оставшейся без мужа в Киеве жене Изяслава. Как в «Одиссеи» Гомера женихи в отсутствии царя захватили его дом, расточают его добро и добиваются мнимой вдовы , так и в «Слове…» мы видим бесчинства Всеслава . Это суд над верными слугами бывшего князя «Всеслав князь людям судяше» и награждение городами тех, кто преданно ему служит «князем грады рядяше».
Основным содержанием рассказа о возвращении мужа является борьба за власть, родной дом и жену с узурпатором – насильником. Весть о возвращении Изяслава домой пришла к Всеславу из Полоцка «Тому в Полоцке позвониша…. а он в Киеве звон слыша». Изяслав идёт домой под покровительством языческого бога рода Ярослава Мудрого «великому Хръсови». Всеслав убегает из Киева « а сам влъком в ночь путь рыскаше». Всеслав умудряется улизнуть прямо перед самым носом Изяслава «великому Хръсови путь прерыскаше» . В тексте «Аще веща душа в дръзе теле , но часто беды страдаше» автор даёт характеристику Изяславу. В летописи в год1078 « много напастей приняв он от людей и братия своей… Сколько ведь зла створили ему киевляне, самого выгнали и дом его разграбили». Но ещё большее наказание ждёт Изяслава после смерти «Изяслав целовал крест Всеславу , а потом схватил его… а если же преступит кто честного креста , то и здесь на земле примет казнь и в будущем веке казнь вечную».Эту же мысль автор «Слова… выразил текстом « Ни хытру, ни горазду ни птицу горазду суда божия не минути».