Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 3

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

А кто у нас муж?

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 фев 2009, 13:45

«Великому Хръсови влъком путь прерыскаше» - быстрее Солнца волком путь рыскал. И где здесь "муж возвращается"

«А "муж"-то кто, если "девица люба" - это ГОРОД ???»

Добрый день, Лемурий!
Я поняла вопрос. И начну ответ с главного события, о котором пишет автор «на седьмом веце Трояни». В Летописи « В год 1068 «Всеслав же сидел в Киеве семь месяцев». И «в этом бог явил силу креста, потому что Изяслав целовал крест Всеславу, а потом схватил его… и посадил в темницу «на жизнь Всеславлю»: из –за того и навёл бог понаных « насилие от земли половецкыи». Конфликт между князем Изяславом и киевлянами произошёл из его отказа дать им коней и оружие «Тъй клюками подпръ о кони…». «Клюка» , как предмет фигурирует в составе самого сюжета. То же самое нужно сказать о клюке Ильи в былине об Идолище. Клюка получила свои свойства исключительно в зависимости от главного направления былины к прославлению силы Ильи. Клюка, очевидно, лишь потому получила свойства непомерной тяжести, чтобы лишний раз свидетельствовать о силе богатыря. Аксессуарно - обстановочная деталь «клюка» в «Слове…» символизирует оружие простых киевлян., которые и привели Всеслава к власти. « люди же освободили Всеслава из поруба –в 15 день сентября и прославили его среди княжеского двора»(Летопись 1068г). Клюка – стружие, « дотчеся стружием стола киевского» означает поддержку в Киеве только простого люда. В то же время символ власти Игоря – стружие, охватывал все классы общества.
В «Слове…» Сребряное стружие состоит из трёз частей:
1) «бела хоругвь» - христианское знамя с ликами святых.
2)«Чърленый стяг»- красное знамя. воины, дружинники.
3)« Чрълена чолка» - челка , срезанные волосы. Бог Велес (Волос) покровитель скотоводов, земледельцев.
Всеславу необходимо было упрочить свою власть и среди элиты. И здесь мы подходим к важному вопросу о порядке престолонаследия. На Руси действовал патриархальный принцип наследования престола. Муж вдовы мог призываться к наследию престола. И такой жребий Всеславу выпал т.к. в Киеве из наследников рода Ярослава Мудрого никого не осталось. «Изяслав же бежал в Польшу», «Святослав был в Чернигове». Сюжет «мужа на свадьбе своей жены» известен и в Европе и Азии в десятках самостоятельных версиях. При всех вариациях этого сюжета основная его схема следующая. Муж покидает жену и отправляется в далёкие страны. На чужбине он задерживается. Её принуждают к новому замужеству, чтобы через мнимую вдову придти к полноправной власти в княжестве. Муж неожиданно узнаёт о предстоящей свадьбе своей жены и чудесным образом переносится на родину. с помощью бога- покровителя или волшебника. Мнимого жениха наказывают, либо он убегает.
По –мнению автора «Слова….», чтобы быть полноправным правителем Киева Всеслав решает жениться « връже жребий о девицу себе любу» на оставшейся без мужа в Киеве жене Изяслава. Как в «Одиссеи» Гомера женихи в отсутствии царя захватили его дом, расточают его добро и добиваются мнимой вдовы , так и в «Слове…» мы видим бесчинства Всеслава . Это суд над верными слугами бывшего князя «Всеслав князь людям судяше» и награждение городами тех, кто преданно ему служит «князем грады рядяше».
Основным содержанием рассказа о возвращении мужа является борьба за власть, родной дом и жену с узурпатором – насильником. Весть о возвращении Изяслава домой пришла к Всеславу из Полоцка «Тому в Полоцке позвониша…. а он в Киеве звон слыша». Изяслав идёт домой под покровительством языческого бога рода Ярослава Мудрого «великому Хръсови». Всеслав убегает из Киева « а сам влъком в ночь путь рыскаше». Всеслав умудряется улизнуть прямо перед самым носом Изяслава «великому Хръсови путь прерыскаше» . В тексте «Аще веща душа в дръзе теле , но часто беды страдаше» автор даёт характеристику Изяславу. В летописи в год1078 « много напастей приняв он от людей и братия своей… Сколько ведь зла створили ему киевляне, самого выгнали и дом его разграбили». Но ещё большее наказание ждёт Изяслава после смерти «Изяслав целовал крест Всеславу , а потом схватил его… а если же преступит кто честного креста , то и здесь на земле примет казнь и в будущем веке казнь вечную».Эту же мысль автор «Слова… выразил текстом « Ни хытру, ни горазду ни птицу горазду суда божия не минути».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: А кто у нас муж?

Сообщение Лемурий » 12 фев 2009, 16:11

Zinchenko_tanya писал(а): 1. Клюка – стружие, « дотчеся стружием стола киевского» означает поддержку в Киеве только простого люда.

2. В «Слове…» Сребряное стружие состоит из трёз частей:

3. Муж вдовы мог призываться к наследию престола. И такой жребий Всеславу выпал т.к. в Киеве из наследников рода Ярослава Мудрого никого не осталось. «Изяслав же бежал в Польшу», «Святослав был в Чернигове».

4.Эту же мысль автор «Слова… выразил текстом « Ни хытру, ни горазду ни птицу горазду суда божия не минути».


Добрый день, Татьяна! Спасибо за подробное разъяснение, по которому хочу отметить неточности.

1. Клюки - это "Хитрость, Козни"
Стружие - копье
"Серебрено стружие" - подобие половецкого маршальского жезла,длиной около 180 см., которые находили в погребениях половецких ханов XII в. (см. Рыбаков "Петр Бориславич" М. 1991, с.45)

Коснуться стружием златого стола означает взять великокняжеский трон силой.

2. Не думаю, что христианскую реликвию хоругвь можно объединить с половецким маршальским жезлом - это РАЗНЫЕ предметы.

3. Вот в этой части у Вас объяснение логичное. Выбирал на каком из владений трех братьев остановиться - СОГЛАСЕН.

4. т.е. эту поговорку, которую АВТОР и ранее писал в СДЗ, Вы считаете он употребил применительно к Изяславу?
Да, НЕТ. Именно к Всеславу. Ведь о нем идёт речь, в отрывке "рыскал" = убегал от возмездия.

Вспомните, что у Всеслава была дурная репутация. В легендах он оборотень, в Радзивиловской летописи (миниатюра 227):

Изображение

"Ничего бо ся боять беси, токмо креста. Аще бо бывають от бесов мечтания, знаменавше лице крестом, прогоними бывають. Всеслав же седе в Киеве..."
Последний раз редактировалось Лемурий 13 фев 2009, 16:18, всего редактировалось 1 раз.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Стружие - клюка -Збручский идол.

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 фев 2009, 14:54

Здравствуйте , Лемури
И стружие имеет определённую форму: «стружием» называлась некоторого рода жердь определенной длины, род жезла, трости, посоха“. Слово клюка имеет схожие значения палка , трость костыль; и жердь.СТРУЖИЕ Сл Фасмера
"копье ()", только др.-русск. (Хож. игум. Дан. 242, Веневит., СПИ), укр. струже "древко". По-видимому, связано со струг I, строгать (см.) и едва ли заимств. из др.-исл. strangi м. "ствол дерева", вопреки Преобр. (II, 401). Стружие.
Стружие это не только копью, или часть оструганного дерева, а некий древнейший символ власти. Представим, древние люди воткнули вертикально оструганное дерево в землю. И проследили за его тенью в течение года : в день летнего солнцестояния тень от стружия будет самая короткая, в день зимнего солнцестояния самая длинная, а в день весеннего равноденствия средняя. Само нахождения стружия в пространстве это центр мироздания, а его высота в виде столпа представляется осью мира. Возможность фиксировать время при помощи стружия, например, самая короткая тень летом, отделяла один год от другого. Вспомним языческого бога каменного Збручского идола IX – X в., хранящегося в настоящее время в Краковском археологическом музеи. Этот столп имеет трёхчастное деление , как и «сребрено стружие» Игоря.
1) «Чърленъ стягъ,
2)Бела хоругвь,
3)Чрълена чолка
Сребрено стружие».
Цвет связан с отрезками времени: белый- с днем, черный – с ночью, а цвет утра обозначают красным цветом зари. Три цвета связаны с пространством, с тремя зонами мироздания: небесный мир - белый, подземный – черный, земной – красный. В «Слове…» «бела хоругвь» - христианское знамя с ликами святых (мир небесный) « В греческом слову хоругвь соответствует скипетр». (Югов. Слово о полку Игореве, Л.,1952г. стр. 232).
«Чърленый стяг»- красное знамя (мир земной).
« Чрълена чолка» - челка , срезанные волосы. Бог Велес (Волос) объединен с нижним миром.
В «Слове …» «стружие сребрено» связано с князем Игоря , а не с простыми воинами. Оно определяло и власть над пространством. Князь , чтобы объявить себя правителем должен был бы поставить своё стружие на завоеванной земле.
Клюка - стружие Всеслава Полоцкого тоже символ власти, но простоватое: ни серебра , ни хоругови ни чрленого стяга с чолкой.
4) Текст автора «Аще и веща душа …. суда божиа не минути» я отношу к Изяславу. Автор, конечно, воспевает род Ярослава Мудрого и к Всеславу Полоцкому у него особой симпатии нет. И на города нападал «отвори врата Новуграду» и в Киеве княжил, прогнав законного наследника. Это так, грешки. Но автор ещё и христианин , а для него преступить крестоцелование, как это сделал князь Изяслав, значит совершить страшный грех, за который он будет иметь беды не только на земле « нъ часто беды страдаше» , но и после смерти Изяслав «суда божия не минути» примет «казнь вечную».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Стружие - клюка -Збручский идол.

Сообщение Лемурий » 13 фев 2009, 17:55

Zinchenko_tanya писал(а): 1. И стружие имеет определённую форму: «стружием» называлась некоторого рода жердь определенной длины, род жезла, трости, посоха“. Слово клюка имеет схожие значения палка , трость костыль; и жердь. СТРУЖИЕ Сл Фасмера.

2. Этот столп имеет трёхчастное деление , как и «сребрено стружие» Игоря.
Цвет связан с отрезками времени: белый- с днем, черный – с ночью, а цвет утра обозначают красным цветом зари. Три цвета связаны с пространством, с тремя зонами мироздания: небесный мир - белый, подземный – черный, земной – красный. В «Слове…» «бела хоругвь» - христианское знамя с ликами святых (мир небесный) « В греческом слову хоругвь соответствует скипетр». (Югов. Слово о полку Игореве, Л.,1952г. стр. 232).
«Чърленый стяг»- красное знамя (мир земной).
« Чрълена чолка» - челка , срезанные волосы. Бог Велес (Волос) объединен с нижним миром.

3. Клюка - стружие Всеслава Полоцкого тоже символ власти, но простоватое: ни серебра , ни хоругови ни чрленого стяга с чолкой.

4. автор ещё и христианин , а для него преступить крестоцелование, как это сделал князь Изяслав, значит совершить страшный грех, за который он будет иметь беды не только на земле « нъ часто беды страдаше» , но и после смерти Изяслав «суда божия не минути» примет «казнь вечную».

Добрый день, Татьяна!
1. Предпочитаю пользоваться не Фасмером, а Срезневским - текст то древнерусский. Хотя уточню. До этого места с доскональным переводом ещё не дошел, но версия со стружием как символом власти достаточно интересная. Вернемся к ней чуть позже.

2. Давайте разберемся с Збручским идолом.

Изображение

:arrow: см. Б.А. Рыбаков. Збручский Род-Святовит

Главной фигурой на лицевой грани А является богиня с рогом изобилия; вторая, соседняя с ней (В), находится в подчиненном положении. Не буду повторять всех сложных и пространных доказательств, приведенных мною (Б.А. Рыбаков. Язычество древних славян (Макошь)) и обозначу этих богинь: богиня с рогом изобилия - Макошь, Мать урожая, а богиня с кольцом - Лада, богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Не представляет трудности определение мужской фигуры на грани С. Конь и сабля-палаш (датируемая археологически IX в.) позволяют назвать только Перуна, бога грозы и войны, именем которого русские бояре клялись, положив обнаженные мечи и прочая оружия. Задняя грань D с мужской фигурой наверху и с пустой нижней секцией представляет особый интерес, так как на одежде бога слабым рельефом изображен крупный (но малозаметный) знак солнца - круг с шестью лучами внутри него. На всех публикациях общего вида статуи этот знак отсутствует. Заслуга выявления солярного знака на изображении четвертого божества принадлежит Г. Ленчику Божество со знаком солнца может быть или Хорсом, божеством самого светила, или же Дажьбогом, богом солнечного белого света, подателем благ, названным в летописи мифическим царем, сыном небесного Сварога, - именем Солнце, его же наричють Дажъбог...Здесь, в збручских рельефах, безусловно следует предполагать не Хорса, а Дажьбога, славянского солнечного Аполлона, для которого солнечный символ был не сущностью, как для Хорса, а лишь опознавательным знаком, помещенным поэтому не в руках, как атрибуты у обеих богинь, а лишь на его одежде. Мужское божество, держащее на своих плечах всю землю, а следовательно, находящееся под землей, может быть сопоставлено, следуя указаниям лингвистов, с Велесом-Волосом, одна ипостась которого связана с подземным миром умерших. Велес, хотя и был связан с мрачным подземным миром, но отнюдь не являлся враждебным божеством, а наоборот, был скотьим богом, т.е. богом богатства, обилия. Его имя тоже звучало в Константинополе при торжественном заключении договоров Византии с Русью


Значит имеем - Макошь, Перун, Лада, Даждьбог и Велес внизу
Ну и кому какой цвет ?

Бела Хоругвь - так понимаю Даждьбогу
Далее сами, ибо будет несоответствие...

3. "Тъй клюками подпръся о кони" - т.е. Вы переводите как оперся на народные массы. По летописи, конечно, это так и было, но при чём тогда "подпръся о кони, и скочи къ граду Кыеву", Всеслав никуда не скакал, его из поруба в Киеве вырубили и великокняжеский престол посадили... А тут ещё "и дотчеся стружіемъ злата стола кіевскаго", т.е. постепенный приход к власти, дождавшись холодов - вот и получаются "козни, хитрости" более подходят.

4. Смотрите контекст по «суда божия не минути», так не ДО этой фразы, не после Изяслав не упомянут, а только Всеслав (оборотень).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 14 фев 2009, 11:10

Доброе утро, Татьяна!
Вот писал же, что древнерусский текст надо соответствующим словарем переводить, вот Вам и доказательство тому:

Клюка - хитрость, обман. "Изѧславъ . мужь взоромъ красенъ . тѣломъ великомь незлобивъ нравомь . кривдъı ненавидѧ . любѧ правду . клюкъ же в немь не бѣ . ни льсти " (Ипат. 1078)

В слове "стружие" у Срезневского стоит копье и (?).
Из примеров к этому слову помимо СПИ есть ещё
Есть же Распятiе Господне высоко было, яко стружiя выше (Дан. иг. Пал. 19)

А вот по поводу существительного от слова "стругати = стржати, стружу", так там больше примеров к значению не строгать, а истязать: "Ранами строужема... и камениемь побиваема (Мин.1097 г.л.)"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Суда божия...

Сообщение Zinchenko_tanya » 16 фев 2009, 11:33

Здравствуйте, Лемурий!
2) Сложный клубок древних идей и представлений сосредоточено в Збручском идоле. Я бы хотела обратить Ваше внимание только на деление столпа на три неравных части. Верхние , самые большие по «росту» боги, соответствуют тени какого – нибудь стружия в день зимнего солнцестояния. Полярное значение имеют самые маленькие фигурки богов в среднем ярусе и соединяются с тенью солнца в период летнего солнцестояния. И нижний ярус богов , средний по величине соотносится с тенью в день весеннего равноденствия.
Кто есть кто из языческих богов я не разбирала, но если так на вскидку , то колесо с шестью гранями или спицами большинство исследователей считают «громовым знаком» Перуна.. Бог на лошади , видимо, Хорс . Главное – что в традиции всех индоевропейских народов, лошадь была главным священным животным. Культ лошади прослеживается по всему ареалу распространения индоевропейских языков не только в простейших, но и в сложных формах, которые совпадают настолько точно, что объяснением может быть лишь существование этого культа ещё на индоевропейской стадии. Воспользуемся обрядами древних германцев ( Древние германцы. Сборник документов. М.1937г). в главе Х. Публий Корнелий Тацит « Германия» сообщает : « Особенностью же этого народа является то, что он ищет предзнаменований и предостережений и от лошадей. Жрец примечает их ржание и фырканье, и ни к какому гаданию германцы не относятся с большей верой, и притом не только простолюдины, но и знать; жрецы считают себя служителями богов, а коней посвящёнными в их тайны».
На Руси изображение коня, особенно его головы, повсеместно считались мощными магическими амулетами. Коньки на крышах русских изб – упрощенные изображения всё тех же конских голов. Видимо, существовал обряд который предписывал голову коня помещать на самое высокое место- крышу дома. «Уже дьскы без кнеса…» Кнес – Конек, или голова коня на продольном верхнем брусе крыши.

4) «Аще веща душа вь дръзе теле» летописцы подробно рассказывают о теле и душе Изяслава «Изяслав муж красив видом и телом велик … о таких – то господь сказал: «Кто положит душу, свою за други» и отмечают, что он «часто беды страдаша» « много напастей принял от людей и братия своей». И всё это от того , что Изяслав нарушил клятву, скрепившую крестоцелованием. И за этот грех ему, считает автор «Слова…», «суда божия не минути».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Клюка - хитрость , козни.

Сообщение Zinchenko_tanya » 16 фев 2009, 12:56

Здравствуйте , Лемурий!
Если исходить из того , что символы автора многозначны, то кроме значения клюки - стружия , как символа власти - народа., есть второе значение «клюки» - хитрость, козни. Попал Всеслав в Киев в1067г.. Но не сам он туда пришёл, а его заманили при помощи козней и хитрости братья Ярославичи, «Изяслав, Святослав и Всеволод поцеловали крест честной Всеславу, сказали ему: «Приди к нам не сотворим тебе зла» Он же , надеясь на их крестоцелование, переехал к ним в ладье через Днепр…. И тут же схватили Всеслава … преступив крестоцелование. Изяслав же, приведя Всеслава в Киев, посадил его в темницу и двух его сыновей.». Вот за эти клюки – хитрости Изяслав и страдал «часто от бед». «Тому вещий Боян… рече: «Ни хитру … суда божия не минути»,
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Суда божия...

Сообщение Лемурий » 16 фев 2009, 13:57

Zinchenko_tanya писал(а):1. Сложный клубок древних идей и представлений сосредоточено в Збручском идоле.
2. Изяслав нарушил клятву, скрепившую крестоцелованием. И за этот грех ему, считает автор «Слова…», «суда божия не минути».

Добрый день, Татьяна!

Изображение

(Из монографии Б.А. Рыбакова "Язычество Древней Руси")

Значит говорите, Лада и Перун - Чрълена чолка и Чърленъ стягъ
Макошь -Мать Сыра Земля - Сребрено стружие (черненный символ надела).
Дажьбог - Бела хоругвь

А Вы знаете, похоже на ПРАВДУ.

Смотрите, что получается:

Ой, встало красно солнышко!
Ой, Ладо мое, купало! (из фольклора, записанного К. Бегтиным)

Восток - Червлен рассвет - Лада - Чрълена чолка

Юг - Солярный круг - белый день - Дажьбог - Бела хоругвь

Запад - Червлен закат - Бог войнов - Перун - Чърленъ стягъ

Север - Черненный (серебром) символ надела - Богиня плодородия -Макошь - Сребрено стружие

А вместе получается круговорот Солнца - КРАСИВО!!!

А по контексту - сутки "праздника" "победителю"...

2. А вот с Изяславом: процитируйте текст, где эта поговорка Даниила Заточника может относится именно к нему, а не к Всеславу.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Карна и Жля.

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 фев 2009, 10:02

«А почему Карна и Жля скачут по Русской земле козликом?»

Здравствуйте, Sasha!
Против Игорева войска «сражались» не только половцы, а им «помогали» различные стихии, наказывая его за грехи. « А Игорева храбраго плъку не кресите!». Ветром – воздухом были уничтожены «храбрыя плъкы Игоря» «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами». Затем подключился огонь «смагу мычючи в пламени розе». У огня множество ипостасей, связанных с тремя зонами мироздания :огонь на небе – солнце. Этот небесный огонь даёт свет , тепло . На земле «нет дыма без огня».. Символика огня получает особенно глубокие измерения, поскольку огонь – это метафора для описания самого бога. В Новом Завете явление духа святого – «разделяющиеся языки как бы огненные». Огонь в подземном мире – пекло, геенна огненная . В Ветхозаветном повествовании есть образы о дожде огня, дыма и серы над городами Содомом и Гоморрой». ( Бытие 19, 24). После поражения Игоря города горят по всей русской земле «За ними кликну Карна и Жля поскочи по всей Русской земли». В мифологии не редок мотив поглощении пищи, и возрастания в величине огня: Сила копилась в самом огне, в самом нарастающем пламени. Пламя перескакивает от одного дома к другому., Жёлтое пламя взбегает на один дом, затем на следующий и, вот уже горит весь город , набирая силу, огонь поднимается так высоко , что кажется он охватывает дымом и пламенем рога месяца «смагу мычючи в пламене розе». В моём понимании «Карна и Жля» это огневушки – поскакушки. «Карна» сокрушает, а Жля – жжёт. Огонь уничтожает даже серебро и золото, которые не ветшают, не стареют от времени. И, конечно, за подсказкой обратимся к Даниилу заточнику: «всяк бо человек хитрит и мудрит в чужой беде, а своей не может смыслити. Злато сокрушается огнём, а человек напастьми». В «Слове…» Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслить, ни думаю сдумати, ни очима съглядати, а злато и серебра ни мало того потрепати». « Скрушение быша от дьявола, яко злато в горниле». (Повесть об убиении Андрея Боголюбского).
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Карна и Жля.

Сообщение Лемурий » 24 фев 2009, 10:45

Zinchenko_tanya писал(а):В моём понимании «Карна и Жля» это огневушки – поскакушки. «Карна» сокрушает, а Жля – жжёт.
Добрый день, Татьяна!
Карна и Желя - это СИНОНИМЫ, т.е. слова одинаковые по значению, обозначают плач (крик) по погибшем.
Связь одного из этих слов с огнем личная ФАНТАЗИЯ автора.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Жля.

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 фев 2009, 09:37

«Карна и Желя - это СИНОНИМЫ, т.е. слова одинаковые по значению, обозначают плач (крик) по погибшем.
Связь одного из этих слов с огнем личная ФАНТАЗИЯ автора».
Здравствуйте , Лемурий!
Давайте разбираться с «личной фантазией автора». Возьмем текст из летописи: Наведи на ня господь гнев свой, в радости наведи на ны печаль, и во …… место желю….». В чем же была радость, а в том что « мертви радовахуся, аки мученики святые, огнём от жизни сея искушение приемши». Помимо характерных для Ветхого Завета описаний ада и гнева Бога, карающего грешников, книга пророка Исаии, входящая в православную Библию, содержит и более конкретные образы. « И сказал я: горе мне! погиб я человек с нечистыми устами. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами из жертвенника, и коснулся уст моих и сказал беззаконие твоё удалено от тебя и грех твой очищен. » ( Исая 6 :1 -8). Слово жля реконструируем в виде такой схемы. От значения как явления природы горящего угля, жгущего тело (жечь) и физиологически определяемого болезненного состояние тела , к более узкому переживанию аффекта, сопровождающиеся ощущениями ожога. Отсюда желя, жля – скорбь , терзание , мука , страдание. Для описания аффективных состояний физические ощущения тела переходили в наименования потрясающих чувств. Карна сближается с карой , т.е наказанием мучительными переживаниями. В летописи « и се бог, казня ны грех ради наших, наведи на ны поганыя…. Кза повоевавши волости их и села их пожгоша. Пожгоша и острог у Путивля…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Жля.

Сообщение Лемурий » 25 фев 2009, 17:50

Zinchenko_tanya писал(а):Давайте разбираться с «личной фантазией автора». Возьмем текст из летописи: Наведи на ня господь гнев свой, в радости наведи на ны печаль, и во …… место желю….». В чем же была радость, а в том что « мертви радовахуся, аки мученики святые, огнём от жизни сея искушение приемши».
А й - а й, Татьяна!

"Во день святого воскресения наведе на ня господь гнѣвъ свои:
в радости мѣсто - на ны плачь,
и во веселье мѣсто - желю на рѣцѣ Каялы...
" (Ипат. 1185)

Какая "радость", если строчкой выше "Игорь виде брата своего Всеволода крепко борющася и проси своеи смерти яко да бы не видилъ падения брата своего... все смятено пленомъ и скорбью тогда бывшюю живии мртвымъ завидять а мертвии радовахоуся аки моученици святеи, огнемь от жизни сея искушение приемши..." (там же)

Смысл отрывка ДРУГОЙ - мертвые радуются, что избежали позорного плена.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 25 фев 2009, 21:16

Тут уже пошла личная ФАНТАЗИЯ уважаемого Лемурия.
Мертвые, как известно, сраму не имут.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Мучения - билет в рай.

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 фев 2009, 08:34

Здравствуйте , Лемурий!
Смысл отрывка в том , что чем больше люди мучаются на земле испытывая плен , скорбь , тем самым они очищаются от грехов своих, как святые мученики «огнем», и после смерти попадают в рай.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 26 фев 2009, 12:14

sasha a писал(а):Тут уже пошла личная ФАНТАЗИЯ уважаемого Лемурия.
Мертвые, как известно, сраму не имут.
Ну, так Летопись Ипатьевскую читайте (642-643).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24865
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 43

cron