
Поучение к духовному чаду Георгия Зарубского ..............................99
Послание митрополита Климента Смолятича пресвитеру Фоме ... 125
Модератор: Лемурий
Ереси. Вторая половина XV — первая половина XVI века — время острых религиозных споров на Руси, распространения различных ересей. Большинство ересей шло из Новгорода. Это имело свои объяснения. Новгород был центром международной торговли, местом встреч людей разных вер и учений. Новгородцы отличались независимым поведением, любовью к свободе. Занятия торговлей и ремеслом способствовали выработке у людей таких качеств, как самостоятельность, пытливость, инициативность. Кроме того, новгородские церковники были тесно связаны с мирской жизнью. Ведь, как мы помним, новгородский митрополит был избранником веча, вершил не только духовные, но и мирские дела.
Первые ереси появляются на Руси еще в XIV веке, Новгородский дьякон Карп, бывший стригольник (цирюльник), выступил против взятия епископами платы (мзды) за посвящение в духовный сан. Эту плату он на- отвергали церковные обряды, осуждали возвеличивание духовенства. Они сравнивали поведение духовенства с требованиями Священного Писания и резко критиковали их за любое отступление. Уклоняясь от церковных обрядов, они возрождали старые языческие ритуалы и представления: поклонялись земле, обожествляли небо.
В 70-х годах XV века в Новгороде появилась новая ересь. Ее последователи получили название «жидов- ствующие», так как они использовали Ветхий Завет и сочинения иудейских авторов. Первыми проповедниками еретического учения были люди из свиты литовского князя, приезжавшего в Новгород. Они произвели большое впечатление на местных священников. Некоторые из них приняли взгляды еретиков. Одно время «жидов- ствующим» покровительствовал Иван III. Широкое распространение ересь получила среди московской аристократии. Даже московский митрополит подозревался в сочувствии к еретическому учению.
В 1448 году в жизни церкви произошло важное событие: собор (собрание) русского православного духовенства избрал митрополитом рязанского епископа
ПАТРИАРХИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. В 1453 под ударами турок пала великая православная империя – Византия. Московское царство, напротив, оставшись единственной независимой православной державой, приобрело авторитет оплота православной веры. Некогда могущественная Константинопольская церковь быстро потеряла свое могущество и пришла в упадок. Окончательно ее авторитет в Москве был подорван заключением греками унии с Римско-католической церковью на Флорентийском соборе (см. УНИЯ). Недоверие к грекам и сомнение в их православии привело к тому, что русские архиереи постановили в 1480 не принимать греков на епископские кафедры. Русские архиереи больше не ездили в Константинополь испрашивать благословения патриарха на возведение в митрополичий сан и поставлялись в Москве.
26 января 1589 Иеремия возвел на патриарший престол митрополита Иова, кандидатуру которого предложил царю Борис Годунов. После этого греков отпустили из Москвы, вручив им богатые дары.
Через два года Москва получила грамоту за подписью трех патриархов, 42 митрополитов и 20 епископов, утверждавшую патриаршество в России.
userdez писал(а):Возможно поэтому, в рамках борьбы с ересью и "грецизмами" мы уже не встречаем "Дивъ" в рукописях после 15 века.
Переписчики уже тщательно "исправляли "эти места на "диво, дивитися духом" и т.д.
«Задонщина» дошла до нас в шести списках: Ундольского (список XVII в, — РГБ, собр. Ундольского, № 632); Ждановском (список ХѴII в., отрывок — БАН, № 1. 4. 1); Историческом первом (список конца XVI в., без начала — ГИМ, собрание Музейское, № 2060); Историческом втором (список начала XVI в., отрывок — ГИМ, собрание Музейское, № 3045); Кирилло-Белозерском (список 1470-х гг. — РНБ, собрание Кирилло-Белозерского монастыря, № 9/1086); Синодальном (список XVII в. — ГИМ, Синодальное собрание, № 790). Самый ранний, Кирилло-Белозерский, список представляет собой сокращённую переработку только первой половины произведения, сделанную известным книгописцем XV в., монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросином. Остальные списки «Задонщины» дают сильно искаженный переписчиками текст произведения.
Но те скоктания Иуды,
Не возбудили его уды.
Однажды, когда он гулял неподалеку от притонов блудниц и будто бы забавлялся, одна из бесчестных женщин, увидав, как он там слоняется, словно в самом деле сумасшедший, схватила и затащила его в свою комнату. А подлинно непреклонный и истинный насмешник дьявола, уступив, последовал за ней. Когда же он вместе с ней вошел, остальные блудницы обступили его и стали спрашивать в насмешку: "Как ты стерпел такое?" Праведник же улыбался и ничего не отвечал им. Тогда они, колотя его по шее, стали принуждать к отвратительному делу блуда и, размягчая плоть, пытались склонить целомудренного мужа к бесстыдству, говоря: "Соблуди, юродивый, и насыть желание своей души". Но должно восхититься этим непорочным мужем, ибо среди стольких соблазнов, которые учиняли ему, они никоим образом не смогли побудить или направить его к омерзительной похоти.
Лемурий писал(а):Итого: все варианты Срезневского кроме СПИ к Диву, как живому существу, не относятся. Единственное место из Жития Власия, которое он перевел как грифон
On the other hand, Martirosyan and Ačaṙyan consider the word to be of native origin, inherited from Proto-Indo-European *h₂r̥ǵipió-, with Sanskrit ऋजिप्य (ṛjipyá, “darting along”) (an epithet of श्येन (śyená, “eagle”)), Avestan [script needed] (ərəzifiiō.parəna-, “having eagle-feathers”), Middle Persian ʾlwh (āluh, “eagle”), Manichaean Middle Persian ʾʾlwp (āluf, “eagle”) as cognates. In the latter case the Urartian word is a borrowing from Proto-Armenian; the element di- in [script needed] (Arṣibedini) could then be borrowed from Armenian դիք (dikʿ, “gods”).
https://www.google.ru/url?url=https://e ... 7pH8TeECgQ
From Proto-Indo-European *dʰéh₁s; see there for more.
The combining form դիւց- (diwcʿ-) may have arisen from contamination with դիւ- (diw-), combining form of դեւ (dew), or with Proto-Armenian *tiw (“god”) (see տիւ (tiw, “day”)).
https://www.google.ru/url?url=https://e ... Ig2sycm5Bg
Karl писал(а):Интересно посмотреть на более ранние, чем в СПИ, примеры слова Див, если таковые есть.
radivilow писал(а):Давненько я не чесал своё стило…
radivilow писал(а):Кричать (свистеть) на все приграничные области а и не надо. Они все (стады=стязи) собрались к Дону Великому Игоря бить. И свист, на беду Игорю, извещал их (по списку), что Игорь к Дону вои ведетъ.Дива -нет и Волги-земли - нет.Зачем эти подтяжки?
radivilow писал(а):"Непаханная Земля-Волга"- интереснейшая конструкция. Она ж вода! А конрад, натолкнувший на это противоречие, по-сути соавтор разгадки и слышать об этом не хочет. Будет стоять на том, что Волга - это земля (откель и докель?) да ещё незнаемая зачем-то приписано, которое он и опровергает. Земли-Волги и сейчас никто не знает.
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 272