Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 17 фев 2016, 09:31

А если серьёзно, в продолжение вчерашних материалов:

:arrow: САРИН Евгений Игоревич Автобиографический дискурс в литературе Древней Руси XI-XIII веков (жития, поучения, послания)

Поучение к духовному чаду Георгия Зарубского ..............................99
Послание митрополита Климента Смолятича пресвитеру Фоме ... 125
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 17 фев 2016, 10:37

Ереси. Вторая половина XV — первая половина XVI века — время острых религиозных споров на Руси, распространения различных ересей. Большинство ересей шло из Новгорода. Это имело свои объяснения. Новгород был центром международной торговли, местом встреч людей разных вер и учений. Новгородцы отличались независимым поведением, любовью к свободе. Занятия торговлей и ремеслом способствовали выработке у людей таких качеств, как самостоятельность, пытливость, инициативность. Кроме того, новгородские церковники были тесно связаны с мирской жизнью. Ведь, как мы помним, новгородский митрополит был избранником веча, вершил не только духовные, но и мирские дела.

Первые ереси появляются на Руси еще в XIV веке, Новгородский дьякон Карп, бывший стригольник (цирюльник), выступил против взятия епископами платы (мзды) за посвящение в духовный сан. Эту плату он на- отвергали церковные обряды, осуждали возвеличивание духовенства. Они сравнивали поведение духовенства с требованиями Священного Писания и резко критиковали их за любое отступление. Уклоняясь от церковных обрядов, они возрождали старые языческие ритуалы и представления: поклонялись земле, обожествляли небо.

В 70-х годах XV века в Новгороде появилась новая ересь. Ее последователи получили название «жидов- ствующие», так как они использовали Ветхий Завет и сочинения иудейских авторов. Первыми проповедниками еретического учения были люди из свиты литовского князя, приезжавшего в Новгород. Они произвели большое впечатление на местных священников. Некоторые из них приняли взгляды еретиков. Одно время «жидов- ствующим» покровительствовал Иван III. Широкое распространение ересь получила среди московской аристократии. Даже московский митрополит подозревался в сочувствии к еретическому учению.

В 1448 году в жизни церкви произошло важное событие: собор (собрание) русского православного духовенства избрал митрополитом рязанского епископа

ПАТРИАРХИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. В 1453 под ударами турок пала великая православная империя – Византия. Московское царство, напротив, оставшись единственной независимой православной державой, приобрело авторитет оплота православной веры. Некогда могущественная Константинопольская церковь быстро потеряла свое могущество и пришла в упадок. Окончательно ее авторитет в Москве был подорван заключением греками унии с Римско-католической церковью на Флорентийском соборе (см. УНИЯ). Недоверие к грекам и сомнение в их православии привело к тому, что русские архиереи постановили в 1480 не принимать греков на епископские кафедры. Русские архиереи больше не ездили в Константинополь испрашивать благословения патриарха на возведение в митрополичий сан и поставлялись в Москве.


26 января 1589 Иеремия возвел на патриарший престол митрополита Иова, кандидатуру которого предложил царю Борис Годунов. После этого греков отпустили из Москвы, вручив им богатые дары.

Через два года Москва получила грамоту за подписью трех патриархов, 42 митрополитов и 20 епископов, утверждавшую патриаршество в России.


(Даже знаю, о ком Вы сейчас вспомните).



Возможно поэтому, в рамках борьбы с ересью и "грецизмами"
мы уже не встречаем "Дивъ" в рукописях после 15 века.
Переписчики уже тщательно "исправляли "эти места
на "диво, дивитися духом" и т.д.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2226
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 17 фев 2016, 10:58

userdez писал(а):Возможно поэтому, в рамках борьбы с ересью и "грецизмами" мы уже не встречаем "Дивъ" в рукописях после 15 века.
Переписчики уже тщательно "исправляли "эти места на "диво, дивитися духом" и т.д.

НЕ факт. Пока имеем, что живой "Дивъ" - гапакс СПИ. В "Задонщине" он переписан уже на Диво и обратите внимание на попрание "авторских прав" Автора СПИ:

    "Кликнуло Диво в Руской земли, велит послушати грозъным землям...

    А уже Диво кличет под саблями татарьскими, а тѣм рускымъ богатырем под ранами...

    Уже бо вержено Диво на землю, и уже грозы великаго князя Дмитрея Ивановича и брата его князя Владимера Андрѣевича по всем землям текут... "

    ---
    ЗАДОНЩИНА (Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 17 фев 2016, 11:08

«Задонщина» дошла до нас в шести списках: Ундольского (список XVII в, — РГБ, собр. Ундольского, № 632); Ждановском (список ХѴII в., отрывок — БАН, № 1. 4. 1); Историческом первом (список конца XVI в., без начала — ГИМ, собрание Музейское, № 2060); Историческом втором (список начала XVI в., отрывок — ГИМ, собрание Музейское, № 3045); Кирилло-Белозерском (список 1470-х гг. — РНБ, собрание Кирилло-Белозерского монастыря, № 9/1086); Синодальном (список XVII в. — ГИМ, Синодальное собрание, № 790). Самый ранний, Кирилло-Белозерский, список представляет собой сокращённую переработку только первой половины произведения, сделанную известным книгописцем XV в., монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросином. Остальные списки «Задонщины» дают сильно искаженный переписчиками текст произведения.

Списки 16-17вв.
Список 15 века - "обрезной" и переработан.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2226
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 17 фев 2016, 15:01

Но те скоктания Иуды,
Не возбудили его уды.

http://apokrif.fullweb.ru/apocryph1/andr_yurodiv.shtml
Однажды, когда он гулял неподалеку от притонов блудниц и будто бы забавлялся, одна из бесчестных женщин, увидав, как он там слоняется, словно в самом деле сумасшедший, схватила и зата­щила его в свою комнату. А подлинно непреклонный и истинный насмешник дьявола, уступив, последовал за ней. Когда же он вместе с ней вошел, остальные блудницы обступили его и стали спрашивать в насмешку: "Как ты стерпел такое?" Праведник же улыбался и ничего не отвечал им. Тогда они, колотя его по шее, стали принуж­дать к отвратительному делу блуда и, размягчая плоть, пытались склонить целомудренного мужа к бесстыдству, говоря: "Соблуди, юродивый, и насыть желание своей души". Но должно восхититься этим непорочным мужем, ибо среди стольких соблазнов, которые учиняли ему, они никоим образом не смогли побудить или напра­вить его к омерзительной похоти.

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=780&pagefile=780-0055
Лист 47. "О блудницах".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2226
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 17 фев 2016, 15:18

Ну так все древнерусские слова из "стиха" из этого отрывка, без перевода смотрите.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 17 фев 2016, 16:26

Лемурий писал(а):Итого: все варианты Срезневского кроме СПИ к Диву, как живому существу, не относятся. Единственное место из Жития Власия, которое он перевел как грифон

Думаю, что ближайшее к Диву живое существо - это орел
Внешнее сходство - орел это хищник с крыльями и клювом, как и грифон.
Сходство по функциям - это и божьи знамения (кличет Див - предзнаменования по полету орлов), и волнение, трепет (как от вида хищника, так и от "объятий", в которые попадает жертва, будучи схвачена (охвачена, обуяна).
Сходство по имени - тут не все просто, однако можно провести парралели.
Можно пойти от исконно армянского artiv (орел), что приводит к
On the other hand, Martirosyan and Ačaṙyan consider the word to be of native origin, inherited from Proto-Indo-European *h₂r̥ǵipió-, with Sanskrit ऋजिप्य ‎(ṛjipyá, “darting along”) (an epithet of श्येन ‎(śyená, “eagle”)), Avestan [script needed] ‎(ərəzifiiō.parəna-, “having eagle-feathers”), Middle Persian ʾlwh ‎(āluh, “eagle”), Manichaean Middle Persian ʾʾlwp ‎(āluf, “eagle”) as cognates. In the latter case the Urartian word is a borrowing from Proto-Armenian; the element di- in [script needed] ‎(Arṣibedini) could then be borrowed from Armenian դիք ‎(dikʿ, “gods”).

https://www.google.ru/url?url=https://e ... 7pH8TeECgQ

С одной стороны
Proto-Indo-European *h₂r̥ǵipió- смахивает на гарпию (происходит от др.-греч. Ἅρπυια от др.-греч. ἁρπάζω «схватить, хватать»)
То есть хватательная функция налицо (обуять то бишь)

С другой стороны
the element di- in [script needed] ‎(Arṣibedini) could then be borrowed from Armenian դիք ‎(dikʿ, “gods”)
From Proto-Indo-European *dʰéh₁s; see there for more.
The combining form դիւց- ‎(diwcʿ-) may have arisen from contamination with դիւ- ‎(diw-), combining form of դեւ ‎(dew), or with Proto-Armenian *tiw ‎(“god”) (see տիւ ‎(tiw, “day”)).
https://www.google.ru/url?url=https://e ... Ig2sycm5Bg

"Хороший" или "плохой" Див - зависит от точки зрения.
С точки зрения персов - асуры хорошие, дивы плохие.
С точки зрения индусов - дивы хорошие, асуры плохие.

Интересно посмотреть на более ранние, чем в СПИ, примеры слова Див, если таковые есть.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение radivilow » 17 фев 2016, 18:01

Давненько я не чесал своё стило…Интересно читать Ваши перепирательства по части «Дива\грифона» для повышения остроумия. Однако, здаётся мне, что нечего этого Дива в «Слово» тулить, поелику дюже вычурный персонаж и не к месту буде помянут. Давайте спустимся на реалистичное начало…
Игорь вступил в злат стремень и поехал по чисту- полю…(усеянному ДУБАми???) Уже бо беды его пасёт потичь (половец)по ДОУБИю (др.рус. «ДЫБА» -верх.чук. «ТЭПХЭн» -бархан, холм). Основной закон скотоводства – пастух на вороном коне – где? На холме, чтобы не тратить зря силы, а сверху видно всё… Разведка половцев пасла Игоря без Дива, по верхотуреву располагаясь, по ВЕРШИНам – *«…свист з ВЕРШИН вста» чук. «ВЭРЭНЪё»-что л. Защищённое, защитный порядок. Можно ср. с рус. «БОРОНЬ», поскольку аксиома – оБОРОНЯющиеся занимают высоту или удобную возвышенность. И вот эти дозоры пересвистывались между собой, сообщая по цепочке «…Игорь к Дону вои ведётъ». Свист этот на беду (подобно укр. «збидыв», «зробыв», «зныщив». Вообщем:- «На ту беду». Помним, что «…зби(ся) дивъ» - «ся» подставлено позже исследователями.
«…земли незнаеми вЪлзе». Спасибо Конраду, он написал статью «sarmatiy», где чёрным по белому доказывал, незнаёмой земли не было. Русские знали низовья Волги давно… Иначе, я дурак думал бы как и все, что есть такая земля Волга??? Так пространно упомянутая, а она – то, если земля – от Селигера до Астрахани – чушь, да и только. Если опереться на чукотский, там «В»-губно-губное= «Б». Если учесть, что все списки в СПИ имеют преамбулу= заголовок. Т.е. перед перечнем обобщающий посыл. То мы прочтём противоречие так: - «…земли незнаеми близи…» т.е. ранее не объединяющиеся для ратных походов (это мы всю половецкую землю на себя собрали) и далее перечень, что соответствует духу и букве «Слова»: - «…а сицеи рати неслыханно…». Приятного обсуждения!
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 17 фев 2016, 19:24

Karl писал(а):Интересно посмотреть на более ранние, чем в СПИ, примеры слова Див, если таковые есть.

Гапакс он на то и есть гапакс, чтобы токмо в одном произведении.
Все остальные примеры Срезн. связаны с дивом=чудом.

Орел не может прокричать на все приграничные области и всю тварь пробудить.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 17 фев 2016, 19:35

radivilow писал(а):Давненько я не чесал своё стило…

Вы уж там со скоктаниями по-аккуратней...

C Кonrad не раз обсуждали, что под словом "незнаемая" подразумевалось "непаханая, неосвоенная", степь иными словами, место обитания половцев.

Кстати, спасибо что напомнили: про то что беды его (Игоря) пасет ПТИЧ по дубию. И далее речь о ДИВЕ на древе. Т.е. эти понятия равнозначны!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение radivilow » 17 фев 2016, 21:40

Кричать (свистеть) на все приграничные области а и не надо. Они все (стады=стязи) собрались к Дону Великому Игоря бить. И свист, на беду Игорю, извещал их (по списку), что Игорь к Дону вои ведетъ.Дива -нет и Волги-земли - нет.Зачем эти подтяжки? Если Вам, учёным людям непонятно и нельзя растолковать очевидное, перекликающееся по тексту -то для рядовых граждан "Слово" так и останется жупелом - "нелеполиныбяшетъ"
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение radivilow » 17 фев 2016, 21:47

"Непаханная Земля-Волга"- интереснейшая конструкция. Она ж вода! А конрад, натолкнувший на это противоречие, по-сути соавтор разгадки и слышать об этом не хочет. Будет стоять на том, что Волга - это земля (откель и докель?) да ещё незнаемая зачем-то приписано, которое он и опровергает. Земли-Волги и сейчас никто не знает.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 фев 2016, 00:35

radivilow писал(а):Кричать (свистеть) на все приграничные области а и не надо. Они все (стады=стязи) собрались к Дону Великому Игоря бить. И свист, на беду Игорю, извещал их (по списку), что Игорь к Дону вои ведетъ.Дива -нет и Волги-земли - нет.Зачем эти подтяжки?

    Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и поѣха по чистому полю.
    Солнце ему тъмою путь заступаше,
    нощь стонущи ему грозою. Птичь убуди свистъ звѣринъ - въста, зби(ся)
    Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ - Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьму тораканьскый блъванъ.
    А половци неготовами дорогами побѣгоша къ Дону Великому. Крычатъ тѣлѣгы полунощы, рци, лебеди роспущени - Игорь къ Дону вои ведетъ.
    Уже бо бѣды его пасетъ Птиць по дубію, влъци грозу въсрожатъ по яругамъ, орли клектомъ на кости звѣри зовутъ, лисици брешутъ на чръленыя щиты.

Некое существо, чей звериный свист слышат все приграничные области и города-колыбели христианства Руси (Корсунь и Сурож).
Причём он один и это не собирательный образ. Как и в эпизоде ниже ◊ Пасеть — 3-е л. ед. ч. наст. вр., не птицы (собир.) пасут, а некий Птиць пасетъ, о котором Рыбаков писал:

    Б. А. Рыбаков (Прикладное искусство Киевской Руси IX—XI вв. и южнорусских княжеств XII—XIII веков. В кн.: История русского искусства, т. I. М. — Л., 1953, стр. 273): „Эту фразу („уже бо бѣды его пасетъ птичь по дубию“, — В. В.) следует перевести так: «Уже на дубах Птичь готовит предназначенные ему (Игорю) несчастья». Здесь «Птичь» — образ, близкий к Соловью-разбойнику на девяти дубах“. (цит. по СССПИ "Птиць")

Из всех птиц, способных своих криком пробудить всякую тварь знаю только одну:

Изображение
Подъ гласомъ птичемъ всека тварь вьстанетъ...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 фев 2016, 00:46

radivilow писал(а):"Непаханная Земля-Волга"- интереснейшая конструкция. Она ж вода! А конрад, натолкнувший на это противоречие, по-сути соавтор разгадки и слышать об этом не хочет. Будет стоять на том, что Волга - это земля (откель и докель?) да ещё незнаемая зачем-то приписано, которое он и опровергает. Земли-Волги и сейчас никто не знает.

    "Е. Ф. Корш (Доклад, прочитанный в Комиссии по „Сл. о п. Иг.“ при Союзе советских писателей в 1954—1955 гг. — см. резюме Ф. М. Головенченко „Сл. о п. Иг.“. Библиогр. очерк. — Учен. зап. МГПИ, № 198, М., 1963, стр. 35): „Что такое «земля незнаемая»? Это — никем не освоенные степи, где бродили кочевые племена, почему степи были ничейной землей — res nullius. В понятие земли тогда входило представление и о населении — русском народе: это были земли знаемые. Понятие о земле незнаемой сложилось давно; в эти степи в X веке вторглись печенеги, победив хазар и захватив территорию от Волги до Дуная. Через столетие сюда хлынула новая волна — половцев (куманов), которые оттеснили часть печенегов в пределы Киевской Руси; она взяла их под свое покровительство как «своих поганых». Но земля незнаемая оказалась под властью половцев. Отсюда у русских сложилось представление о ней, как о поле половецком. Однако в ней кочевали и другие племена — ковуи, торки, печенеги, почему понятие «половецкая земля» не вытеснило прежнего «земля незнаемая». И Див «кличет земли незнаемой», т. е. не только занятой половцами, но другими кочевниками, подвластными последним. Другие страны в этом обращении Дива расположены по периферии «земли незнаемой», и они перечисляются Дивом в определенном порядке: Волга, Поморье и т. д. Под Волгой понимается Средняя Волга с сильным Булгарским ханством; по Волге шла большая транзитная торговля — между жителями Верхней Волги, Камы, Каспийского поморья и стран Средней Азии: все эти территории контролировались Булгарским ханством, как равно и Нижняя Волга, путь по которой охранялся от половцев, грабивших подвластные булгарам племена. Посулие, Корсунь, Сурож и Тмуторокань не причислялись к незнаемой земле. Посулие было плацдармом русских (для наступлений против половцев и обороны от их нападений), где все дороги были хорошо известны. Проплыв Днепр, автор плывет «залозным путем» в Корсуню, Сурожу и Тмуторокань, бывшей ранее вотчиной черниговских князей. Эти последние земли не были друзьями половцев и не собирались уничтожать дружины Игоря, который стремился сделать свободным торговый путь по Дону и Донцу и воссоединить Тмуторокань с Русью“. (СССПИ "Незнаем")
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 18 фев 2016, 12:56

Усердец, Mitus просит фотокопию последней страницы "Апостола" со строкой из СПИ. Поможете?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24716
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 272