Нашла термин РЯД - одно из значений - договор. Так я Вам о том и говорю. Что опять с Вашей логикой случилось?
Ряд - это письменный договор. За-ряд - устная договоренность, сверх ряда/договора.
Модератор: Лемурий
Лемурий писал(а):sasha a писал(а):Если на Руси в 12 в. порох еще не использовался, то и термина его обозначающего, тоже не было. ЗЕЛЬЕ - появилось в источниках после активного применения этого снадобья в военном деле в 14 в... То есть этимология ЗЕЛЬЯ как пороха уходит своими корнями в 12 в.
Может и поп, которого на место Даниила Заточника в церковный дом на Лаче озере выслали, тоже по-Вашему "порох" вёз?
Упоминание о Данииле Заточнике (Симеоновская летопись. 1378) по случаю ссылки (заточения) на то же место ПОПА, пришедшего от орды с мешком зелий лютых.sasha a писал(а): В аптекарском деле широко применялось ВИНО.
Ну да, ну да, "лошадиными дозами".
sasha a писал(а):Ряд - это письменный договор. За-ряд - устная договоренность, сверх ряда/договора.
sasha a писал(а):Почему Заточник не мог заниматься контрабандой? Порох тогда ценился дороже, чем шелк. Что ему мешало сделать богоугодное дело и порадеть о финансовом состоянии своего монастыря? Хотя, думаю, действовал он не по своему почину, а выполняя поручение князя. Калики перехожие в своих посохах принесли коконы шелкопряда, а Заточник в нищенской суме иной дорогую ценность.
Лемурий писал(а):sasha a писал(а):Ряд - это письменный договор. За-ряд - устная договоренность, сверх ряда/договора.
Есть версия умная, а эта ЗА-умная.
sasha a писал(а):Термин ЗАРЯД - в средневековой свадебной практике употреблялся. Если Вы этого не знаете, то это не означает, что такого термина нет:)
sasha a писал(а):По поводу попа, который принес с Востока целый мешок злых зелий. Он отделался на удивление легким наказанием - ссылкой. Зелье как средство убийства (понятно, что не для простых смердов оно предназначалось, а для какого-то князя или члена его семьи) - означало злой умысел, государственную измену, Такое преступление каралось смертной казнью.
Лемурий писал(а):sasha a писал(а):Термин ЗАРЯД - в средневековой свадебной практике употреблялся. Если Вы этого не знаете, то это не означает, что такого термина нет:)
Хорошо бы и год этого "средневековья" писать. Зря Вы в словарь Срезневского не заглянули:
Год смотрите!
Лемурий писал(а):Клириков судить мог токмо Церковный суд. Это по княжескому суду был возможен и поруб, и казнь, и "поле" до первой смерти.
По церковному суду, каким токмо и могли ссудить клириков, возможны были токмо 3 наказания:
- епитимия "т. е. либо временное лишение некоторых церковных благ, либо известные нравственно-покаянные упражнения";
- арест при церковном доме;
- телесное наказание.
см. Ключевский В.О. "Церковные уставы христианских князей Руси" // Полный курс лекций . Лекция 15.
Эти меры наказания мы видим в применении к ссыльному попу (1378)"... и много истязаша, послаша его на заточенiе на Лаче озеро, идеже бе Данило Заточеникъ..." (Симеон. 1378)
59. А попа, и диакона, и чернъца, и черницу, истроя, ивдову, которые питаются от церкви божиа, то судить святитель или его судия. А будет простой человек с церковным, ино суд вопчей
sasha a писал(а):В пространной редакции Домостроя (вторая половина 16 в.) глава 67 (Чин свадебной) читаем: «и рядную договорився всколки заряд и сколки приданого, и прило-
жив руки и свершив записи»... или «и рядную договорився всколки заряд и сколки приданого, и приложив руки и свершив записи».
sasha a писал(а):Думается мне, что тут Вы заблуждаетесь. Все зависело от обстоятельств преступления. В Судебнике 1497 г. делается следующее уточнение...
sasha a писал(а):Отсюда видим, что тяжба между попом и мирянином подлежала суду градскому. Зелье в мешке - дело не о богоотступничестве попа, а о злом умысле, покушении на убийство. Уголовное дело, громкое по тем временам, если о нем писали в летописи.
sasha a писал(а):В 12 в. церковь жила на княжескую десятину и финансово зависела от князя. Церковный суд в обязательном порядке согласовывал приговор с князем. Последнее слово в судопроизводстве было за князем.
Лемурий писал(а):sasha a писал(а):
В 12 в. церковь жила на княжескую десятину и финансово зависела от князя. Церковный суд в обязательном порядке согласовывал приговор с князем. Последнее слово в судопроизводстве было за князем.
Это кто Вам такое сказал?
"...дела духовные, сословные, касающиеся лиц духовного ведомства, были обыкновенные противозаконные деяния, совершенные церковными людьми, как духовными, так и мирянами. По уставу Владимира таких людей во всех судных делах ведала церковная власть, разумеется, по законам и обычаям, действовавшим в княжеских судах; но и князь, как исполнитель судебного приговора, полицейское орудие кары и как верховный блюститель общественного порядка, оставлял за собою некоторое участие в суде над людьми церковного ведомства. Это участие выражено в уставе словами князя: ...отдали есмо святителем тыа духовныа суды, судити их оприсно мирян (без мирских, княжих судей), развее татьбы с поличным, то судити с моим (судьей), таж и душегубление, а в иные дела никакож моим не вступатися..."
--------
Ключевский В.О. "Церковные уставы христианских князей Руси" // Полный курс лекций . Лекция 15.
sasha a писал(а):Ошибка Ваша в том, что Вы переносите современные реалии на ту эпоху, упуская из виду патриархальность и консервативность общества.
sasha a писал(а):тяжкие уголовные дела, совершенные лицом духовного звания, решал представитель князя (такой представитель в документах от княжеского имени назывался "боярин мой вводной", он вводился в состав суда, последнее слово было за ним)...
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38