Великий Хорс

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 19 дек 2011, 14:57

Лемурий писал(а):
Homo Sapiens писал(а): к кому обращается Ярославна - некто "ветер-ветрило", это, конечно, "заклинательная" форма обращения, так что каково собственное имя этого бога - неясно...

Всё-таки, было совсем хорошо, если бы Вы учитывали, что отвернувшемуся от Божьего знамения (затмения) Игорю в его авантюрном походе помогает не Господь, а языческие силы и токмо покаявшемуся ему путь к северу указывает Бог столпом облачным и приводит его к Церкви.

Так вот, Ярославна просит как раз за ГРЕШНОГО мужа, не надеясь на прощение мужа Господом. Естественно и её обращение к древним языческим силам, ведь чем более грешен человек, тем дальше он от Бога. Весь колорит обращения, нарисованный Автором, в том, что он НЕ считает языческие времена - временами тьмы бесовской, а помнит о них, дабы не забыть корней русских. Как Климент в ПКС в своей версии о "благоверном" языческом этапе как истинном пути к Благодати христианства.


Вы очень много тут предполагаете, чего в тексте нет. Нет там не раскаяния Игоря, нет и странного расчета Ярославны, что раз муж-грешник, то и к языческим силам обратится не грех, нет там указания на то, что знамение - именно "Божье" знамение, а не просто "божье" знамение, нет нигде объяснения Автором своей позиции, как он рассматривает языческие времена. За такими предположениями можно корней русских и потерять, оставив только иудейскую историю, да византийскую религию.
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 19 дек 2011, 15:48

Homo Sapiens писал(а):Вы очень много тут предполагаете, чего в тексте нет. Нет там не раскаяния Игоря, нет и странного расчета Ярославны, что раз муж-грешник, то и к языческим силам обратится не грех, нет там указания на то, что знамение - именно "Божье" знамение...

Знаете, как бывает с некоторыми "богословами" - не знал, не знал, а потом раз так и забыл...

Раскаяния Игоря есть в "трудных повестях" братией к моменту написания СПИ уже написанных, о чем Автор СПИ пишет в первой же строке. Так вот в летописи есть покаянная речь Игоря:

    "...И так в день Святого Воскресения низвел на нас Господь гнев свой, вместо радости обрек нас на плач и вместо веселья — на горе на реке Каялы. Воскликнул тогда, говорят, Игорь: «Вспомнил я о грехах своих перед Господом Богом моим, что немало убийств и кровопролития совершил на земле христианской: как не пощадил я христиан, а предал разграблению город Глебов у Переяславля. Тогда немало бед испытали безвинные христиане: разлучаемы были отцы с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими, дочери с матерями своими, подруга с подругой своей. И все были в смятении: тогда были полон и скорбь, живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, что они, как святые мученики, в огне очистились от скверны этой жизни. Старцев пинали, юные страдали от жестоких и немилостивых побоев, мужей убивали и рассекали, женщин оскверняли. И все это сделал я, — воскликнул Игорь, — и не достоин я остаться жить! И вот теперь вижу отмщение от Господа Бога моего: где ныне возлюбленный мой брат? где ныне брата моего сын? где чадо, мною рожденное? где бояре, советники мои? где мужи-воители? где строй полков? где кони и оружие драгоценное? Не всего ли этого лишен я теперь! И связанного передал меня Бог в руки беззаконникам. Это все воздал мне Господь за беззакония мои и за жестокость мою, и обрушились содеянные мною грехи на мою же голову. Неподкупен Господь, и всегда справедлив суд его. И я не должен разделить участи живых. Но ныне вижу, что другие принимают венец мученичества, так почему же я — один виноватый — не претерпел страданий за все это? Но, владыка Господи Боже мой, не отвергни меня навсегда, но какова будет воля твоя, Господи, такова и милость нам, рабам твоим».
    (Публ. Пушк. Дома: "Летописные повести о походе князя Игоря" Ипат.1185, перевод О.В. Творогова)
Про знамение прямо в СПИ написано - читайте, да и в летописях есть:
    "В год 6694 (1186). Месяца мая в первый день, в день памяти святаго пророка Иеремии, в среду, под вечер было знаменье на солнце, и так сильно потемнело, что можно было людям увидеть звезды, и в глазах все позеленело, а солнце превратилось как бы в месяц, а в рогах его словно горящие угли. Страшно было видеть людям знамение Божие..." (Лавр.1186)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24695
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 19 дек 2011, 15:57

Лемурий писал(а):
Homo Sapiens писал(а):Вы очень много тут предполагаете, чего в тексте нет. Нет там не раскаяния Игоря, нет и странного расчета Ярославны, что раз муж-грешник, то и к языческим силам обратится не грех, нет там указания на то, что знамение - именно "Божье" знамение...

Знаете, как бывает с некоторыми "богословами" - не знал, не знал, а потом раз так и забыл...

Раскаяния Игоря есть в "трудных повестях" братией к моменту написания СПИ уже написанных, о чем Автор СПИ пишет в первой же строке. Так вот в летописи есть покаянная речь Игоря:

    "...И так в день Святого Воскресения низвел на нас Господь гнев свой, вместо радости обрек нас на плач и вместо веселья — на горе на реке Каялы. Воскликнул тогда, говорят, Игорь: «Вспомнил я о грехах своих перед Господом Богом моим, что немало убийств и кровопролития совершил на земле христианской: как не пощадил я христиан, а предал разграблению город Глебов у Переяславля. Тогда немало бед испытали безвинные христиане: разлучаемы были отцы с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими, дочери с матерями своими, подруга с подругой своей. И все были в смятении: тогда были полон и скорбь, живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, что они, как святые мученики, в огне очистились от скверны этой жизни. Старцев пинали, юные страдали от жестоких и немилостивых побоев, мужей убивали и рассекали, женщин оскверняли. И все это сделал я, — воскликнул Игорь, — и не достоин я остаться жить! И вот теперь вижу отмщение от Господа Бога моего: где ныне возлюбленный мой брат? где ныне брата моего сын? где чадо, мною рожденное? где бояре, советники мои? где мужи-воители? где строй полков? где кони и оружие драгоценное? Не всего ли этого лишен я теперь! И связанного передал меня Бог в руки беззаконникам. Это все воздал мне Господь за беззакония мои и за жестокость мою, и обрушились содеянные мною грехи на мою же голову. Неподкупен Господь, и всегда справедлив суд его. И я не должен разделить участи живых. Но ныне вижу, что другие принимают венец мученичества, так почему же я — один виноватый — не претерпел страданий за все это? Но, владыка Господи Боже мой, не отвергни меня навсегда, но какова будет воля твоя, Господи, такова и милость нам, рабам твоим».
    (Публ. Пушк. Дома: "Летописные повести о походе князя Игоря" Ипат.1185, перевод О.В. Творогова)
Про знамение прямо в СПИ написано - читайте, да и в летописях есть:
    "В год 6694 (1186). Месяца мая в первый день, в день памяти святаго пророка Иеремии, в среду, под вечер было знаменье на солнце, и так сильно потемнело, что можно было людям увидеть звезды, и в глазах все позеленело, а солнце превратилось как бы в месяц, а в рогах его словно горящие угли. Страшно было видеть людям знамение Божие..." (Лавр.1186)


Какое это все имеет отношение к обсуждаемой теме?

Позиция автора летописи - это одно дело, позиция Автора Слова - другое.

В Слове есть где покаяние? Нету, как и всего остального, что Вы предположили в предыдущем посте.

Если Вы предполагаете априорную отсылку Слова на летописи, этими вот "трудных повестей", то у Вас посылка совпадает со следствием: отталкиваясь от предположения о христианской позиции Автора, Вы пытаетесь доказать что у автора была христианская позиция. Позвольте Вам не позволить :)
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 19 дек 2011, 17:18

Давайте разбираться. Что у нас есть наверняка, НЕ гипотетически? Ярославна "обращается" (я ставлю кавычки, потому что обращение считаю риторическим) к трём стихиям. Она называет каждую из них "господине", что привносит в обращения оттенок почтительности и действительно делает их отчасти похожими на молитвенные воззвания. Но "господине" - это всё же не "господи", а олицетворение - не обязательно обожествление. Природа - и флора, и фауна, и атмосферные явления, - изображена в "Слове" живой и действующей, таков стилистический контекст поэмы, и плач Ярославны в этот контекст органично вписывается. В поэме обращение к предмету или сущности может быть ругательным ("тьмутороканскыи блъван") и лирическим ("О, Руская земле! Уже за шеломянем еси!"). Может оно быть, соответственно, и укоризненно-печалующимся. На самом-то деле конкретной помощи она ни у одной из этих трёх стихий и не просит: солнцу и ветру она жалуется на них же самих (та самая укоризна), "просьба" же к Днепру носит характер абсолютно риторический: Днепр по географическим причинам не мог доставить ей Игоря оттуда, где он в то время находился, и не могла она о том не знать. Далее. Вы, Homo Sapiens, уверены, что кажет Игорю путь "ветер-ветрило", но на чём, спрашивается, основана Ваша уверенность? Во-первых, тогда бы уж все три стихии и помогали, и писать надо было бы, уж коли так, "боги"... почему же только он один - совесть, что ли, его одного из трёх замучила, укоров не выдержал?.. Во-вторых, "казать путь" ветер не может, не его это дело, он иначе может помочь, но только плывущим на парусном судне. "Смерчи" же эти ("сморци") могли, напротив, осложнить ситуацию не только преследователям, но в ещё большей степени самому бежавшему. "Казать путь" могли бы светила, но Игорь бежит ночью, то есть солнце тем "богом" считать нельзя, а к звёздам и луне Ярославна не обращалась. Водоём посодействовал, но не Днепр, а Донец, да и он пути не показывал. В свете всего этого имеются достаточно веские основания считать, что "Богъ" здесь - это не ограниченная стихия (ни к одной из коих логичной привязки нет), а всё-таки именно единый Бог, стоящий над всеми земными и небесными факторами и кажущий путь, возможно, чем-то вроде облачного столпа (в этом я с Вами, Лемурий, согласен, не разделяя мнения о том, что Ярославна взывает к языческим силам). И что в плаче её - риторическое воззвание к трём из четырёх мирообразующих стихий (при том, что она сама символизирует землю Русскую) как действующим по воле Бога и служащим Ему. И обращение "господине" тогда естественно - так же, как, допустим, если бы она обращалась к ангелу ("ангел"="служитель").
Я предвижу, уважаемый Homo Sapiens, что Вы назовёте мою логику "обратной", но она не "обратнее" Вашей насчёт "ветра-ветрила", и имеет, мне кажется, то преимущество, что не содержит внутренних противоречий (если найдёте их - укажите).
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 19 дек 2011, 20:33

Homo Sapiens писал(а):Позиция автора летописи - это одно дело, позиция Автора Слова - другое.
В Слове есть где покаяние? Нету, как и всего остального...
Позвольте Вам не позволить :)

Удивляюсь, как не прочитав ни одного исследования по параллелям СПИ с летописными источниками Вы умудряетесь делать столь вопиющие заявления... Что из этого читали?

Рыбаков Б. А. 1) Киевская летописная повесть о походе Игоря в 1185 г. // ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 58—63;
2) «Слово» и его современники. С. 170—201;
Сазонова Л. И. Летописный рассказ о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 г. в обработке В. Н. Татищева // ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 29—46;
Демкова Н. С. К вопросу о времени написания «Слова о полку Игореве» // Вест. ЛГУ. № 14. Л., 1973. История, яз., лит-ра. Вып. 3;
Пауткин А. А. Летописная повесть о походе 1185 г. Игоря Святославича на половцев: (К проблеме художественности) // ФН. 1985. № 2. С. 26—31;
Франчук В. Ю. 1) О создателе версии похода князя Игоря на половцев в 1185 г. в Лаврентьевской летописи // Слово. Сб. — 1985. С. 154—168; 2) Літописні оповіді про похід князя Ігоря. Київ, 1988. С. 7—56;
Яценко Б. И. 1) Лаврентьевская повесть о походе Игоря Святославича в 1185 году // РЛ. 1985. № 3. С. 31—42; 2) Черниговская повесть о походе Игоря Святославича в 1185 г. // Исследования «Слова». С. 38—57;
Никитин А. Л. Поход Игоря: Поэзия и реальность // Герменевтика древнерус. лит-ры. Сб. 1. XI—XVI века. М., 1989. С. 123—134.

Вы если что не нашли - лучше лишний раз спросите. У меня почти вся эта литература есть. Могу отсканировать...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24695
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 19 дек 2011, 21:28

Уважаемый Новый, есть такая картина у Генриха Семирадского "Светочи христианства". Так вот, в этой теме это про нас с Вами. Но ничего, на каждого Нерона своя последняя строфа из "Илиады" найдется.

Новый писал(а): "Казать путь" могли бы светила, но Игорь бежит ночью, то есть солнце тем "богом" считать нельзя, а к звёздам и луне Ярославна не обращалась.

Игорь бежит ДНЕМ. Ночью он бежит токмо по летописи, а в СПИ "к полунощи" значит к северу:
    "...Cмерчи - вихревые движения сильно нагретого воздуха или воздуха и воды на море. Ночью смерчи не возникают. Поэтому слово "полунощи" указывает не время, а направление прохождения смерчей (к) "полунощи", т.е. к северу. <Это толкование предложил ещё Д. Н. Дубенский (СПИ, М., 1844, с. 224), а за ним А. А. Потебня (СПИ, Харьков, 1914) и В. Н. Перетц (СПИ, Киев, 1926)>..."
    (Шарлемань Н.В. Заметки натуралиста к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1951. Т. 8. с.54—55)

Новый писал(а):Водоём посодействовал, но не Днепр, а Донец, да и он пути не показывал.

Донец тоже не содействовал. Он нужен исключительно для отсылки к эпизоду к Ростиславу и Стугне, ств евангелию от Луки (6:38.).

Новый писал(а): я с Вами, Лемурий, согласен, не разделяя мнения о том, что Ярославна взывает к языческим силам...

Увы, но это очевидно. Она взывает к стихиям. Кукушкой хочет полететь за живой водой Дуная и мертвой водой Каялы, обращается к Солнцу, к Ветру и т.д. Она НЕ взывает к языческим богам, но она и не взывает к христианскому Богу, потому что ГРЕШЕН её муж, не простил его ещё Бог, нет от него помощи...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24695
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Nikola » 19 дек 2011, 23:14

Никто не обязан проводить параллели между художественным произведением и историографическими трудами. Если кому хочется показать очевидное - милости просим, конечно... Одно и то же событие описано современниками, возможно, даже участниками - и чтоб без параллелей? Или тут попытка доказать, что автор СПИ не имел никакой информации за Игорев полк, кроме летописных повестей?
Параллелей не может не быть - но разве тут есть основания предполагать одного автора или одно и то же отношение к Северскому князю Игорю и герою поэмы Игорю разных авторов?
Нет никаких оснований полагать, что все написанное в летописи по данному поводу автор СПИ был обязан отразить в своем художественном произведении. Песнь он творил, а не монографию на околоисторическую тему... и не лепо было песнь начинать старами словами.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 20 дек 2011, 02:19

Keil писал(а):
Новый писал(а):Аллегория, стало быть, НЕтривиальна, и совпадение крайне маловероятно.

Просто мы их не знаем. Лень этим заниматься. Первое, что всплывает в памяти это Алиса в стране чудес, там тоже есть кое-какие мысли о голове и плечах. Между тем, указанная аллегория вполне доступная для любого человека. Скорее всего, в христианскую литературу она попала из обычной житейской жизни. А вот уже в христианской литературе эта аллегория подверглась дальнейшим осмыслениям. В ваших рассуждениях доказательств прямого заимствования я не нашел. А женитьба Игоря на Русской земле напоминает тоже какую-то фантастику, никак не связанную с реалистичностью Слова о полку Игореве, подчиненного только одной главной мысли – прекращение междоусобиц для защиты Русской земли объединенными силами русских князей.

Сначала об аллегории "голова - тело". В христианскую литературу она, разумеется, попала из "житейской жизни", подобно всем другим аллегориям и притчам: материал для них всегда брался из того, что доступно пониманию обычных людей. Но эта схема (взаимосвязь головы и тела, символизирующая взаимосвязь одного лица и собирательной сущности) имеется ТОЛЬКО у Павла (ну, и в христианских источниках, основанных на НЗ) и в "Слове". Мы не знаем других примеров, и я пробовал поискать в интернете по ключевым словам, в наше время это просто делается, даже если лень, - и нет ничего подобного. Значит, не так уж естественно обсуждаемое нами уподобление напрашивается - исходя из чего, не будет некорректным заключить, что вероятность совпадения очень мала, и предположить влияние Нового завета на этот фрагмент СПИ.
Что касается "женитьбы Игоря на Русской земле", я же тщательно обосновываю то, что пишу. Во-первых, Ефес. 5, 23 ("... муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви..."), а в Ефес. 1, 22-23 - о Христе, которого Бог поставил "... главою Церкви, которая есть тело его..." Т. е. выводим отсюда аллегорию "муж - голова, жена - тело". Да, это в Новом завете, но при серьезном отношении к делу, даже если вы придерживаетесь "языческой" трактовки, отмахиваться от этого нельзя: метафоры ОЧЕНЬ похожи. Кроме того, я же всегда сверяюсь с контекстом "Слова". и что мы замечаем? Дважды (а повторение - характерный для Автора приём подчеркивания) звучащее: "О Руская земле! Уже за шеломянем еси!.. Мотив разлуки: понятно, что не только Игоря, но он - главный герой, стало быть, главный разлучающийся. А тема разлуки характернее всего для пары "он - она". Далее, опять же два раза в воззваниях к князьям, читаем "... за землю Рускую, за раны Игоревы..." Т. е. они и здесь ставятся в пару. Наконец, это же не я так специально устроил, что "стонати Рускои земле - очень близко от "Ярославнынъ гласъ слышит": стонет земля - плачет Ярославна, и эта близость, тем более в свете остальных доводов, усиливает правдоподобие идеи о том, что вторая (реальная жена Игоря) символизирует первую - "супругу" метафорическую.
(Это и Homo Sapiens-у ответ - почему я ставлю в параллель именно Русскую землю и Ярославну - из всех, кто скорбит об Игоре.
Keil писал(а):[
Новый писал(а):Я понимаю, что это всего лишь модель, а не доказанная теорема, но она даёт возможность увязать обращение к стихиям с "Богом" и христианскими фразеологизмами, которые, как бы то ни было, в поэме наличествуют.

Да все уже увязано, ничего дополнительного придумывать не надо. Те христианские словечки, которые присутствуют в Слове, уже давно вошли в общий оборот древнерусской письменности вот и все. А увязывать обращение к стихиям с христианским богом не надо. Этой связи там нет.

А вот этой категоричности я совершенно не понимаю. Гляньте статью Ранчина, на которую я дал ссылку, там даётся обзор в том числе "христианских" точек зрения.
Keil писал(а):... многие ключевые религиозные слова христиане все-таки украли, а не сохранили. Христиане не сохраняли ничего, а заимствовали уже имеющиеся религиозные понятия. Вместе с этим, они ввели много новых не бывавших на Руси религиозных понятий.
кто говорит о замене языка? Речь идет о введении новых религиозных понятий. И они были введены в достаточно большом количестве. Другие же были украдены у славян-язычников. При этом многие вводимые в оборот слова приобретали иное значение на фоне родного лексического и идеологического фонда.

Эти слова христиане могли "украсть" только у самих себя. Это был их родной язык, куда же было им от него деваться? У кого украли англичане слово "son" (не "filius" ведь) для Иисуса Христа?
Keil писал(а):
Новый писал(а):Но слово "поганые", безотносительно его смысловых трансформаций на самой латыни, в русский язык пришло именно в значении "язычники".

Слово поганый имеет зарубежные корни и трансформацию лексики надо учитывать. Между тем, данное слово никогда не имело одного единственного значения. В Слове же нет ни одного места, где бы данное слово употреблялось в значении язычник. В значении врага родины данное слово могло быть использовано кем угодно. Это общеупотребительная лексика того времени.
... Слово бес было исконно употребляемо славянами. Лексика у него почти не изменилась вплоть до наших дней. Абсолютно любой мог использовать данное слово. С принятием христианства ничего не изменилось, кроме того, что и христиане также ввели данное слово в свой речевой оборот. Умело пристроились.
... По словам "поганые" и "дети бесовы" в тех значениях, в каких они указаны в Слове, никак нельзя сделать вывод о религиозной предрасположенности автора.

Можно. Слово "поганые" используется в "Слове" только по отношению к половцам и - один раз, - литовцам, т. е. языческим народам. А к кому применяют этот термин в остальных источниках, начиная хотя бы с летописей? Тоже лишь к язычникам, включая и своих предков, которых считали таковыми ("... и прозъваша Ольга вещии: бяху бо людие погани и невегласи"). Найдите хоть одно место, где так назвали бы, скажем, "ляхов", с которыми тоже, случалось, воевали, или немцев, или "латинцев"... Или самых отъявленных злодеев - Святополка, убийц Бориса и Глеба. Может, я чего-то не заметил, но думаю, что не найдёте. Во всяком случае, в ДРЕВНЕрусской литературе: в московские времена значение, возможно, расширилось, и я допускаю, что где-то проскочило "поганые" в ином значении, но НЕ в эпоху "Слова".
Проиллюстрирую это одной ссылкой: на "Житие Александра Невского" - http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4962
Здесь вы увидите, что немцы названы и "народом непреподобным" и "безбожными", но ни разу - погаными (ни они, ни шведы), а чем не "враги родины". Между тем как про человека по имени Пелугий, из Ижорской земли (карел, наверное?), крещеного и находившегося у Александра в войске, сказано, что он жил среди своего рода "погана суща". То есть всё было с этим термином точно схвачено.
Что касается "беса" - термин-то славянский, но, опять же, и он используется в тогдашней литературе только в двух значениях: или "нечистая сила" (чёрт"), или "идол".
Keil писал(а):
Новый писал(а):Приём - народно поэтический, я согласен, и стихии эти, вероятно, обожествлялись когда-то, в незапамятные языческие времена, но в обращении к ним Ярославны нет никаких сколько-нибудь доказательных признаков того, что ОНА, в свою эпоху, обожествляет их. К стихиям обращался и Иисус Навин: "... Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою" (Ис. Нав. 10, 12). И светила останавливаются - разумеется, по воле Божьей.

Неудачное сравнение. Это совершенно разные вещи. Ярославна обращается к обожествляемым стихиям, это видно уже только из обращения «господин». Об этом уже писал Homo Sapiens.

О "господине" и обращении Ярославны к стихиям - см. мой предыдущий пост (19.12, 5:18, на этой странице).
Keil писал(а):
Новый писал(а):Но ведь и сразу после плача Ярославны - ну, через одно предложение, - Игорю "... Бог путь кажет..." Как бы ни пытались переосмысливать, сказано именно так, и в свете этого - чем не логично предположение, что её воззвание носит фольклорно-риторический характер, помощь же она мыслит получить только от Бога?

Если бы она хотела помощи от христианского бога, то к нему бы и обращалась. У христиан с этим нет проблем. А она обращается за помощью к стихиям, да еще в древней заклинательной форме. Об этом много чего написано. Вообще мне немножко странно, что мы это обсуждаем. Плач Ярославны вреде бы уже общепризнано считается одним из главных языческих элементов в Слове. Н.С. Демковой, в частности отмечает, что бегство Игоря из плена «происходит не только после плача Ярославны, но как бы вследствие плача, в ответ на заклинанья Ярославны».

Здесь тоже адресую вас к статье Ранчина - там показано, насколько далека от "общепризнанности" какого-либо мнения ситуация с этим вопросом... Почему Ярославна не обращается к Богу? Это вообще хороший вопрос. Думаю, потому, что молились ведь по определенным канонам, стиль молитв не вязался с поэтикой Автора, а стилизовать молитву он не решился, да и не делали этого ещё в ту эпоху... Но она же и к языческим "божествам" не обращается: если бы это обращение к стихиям не было риторикой - звучали бы имена.
Keil писал(а):
Новый писал(а):Я здесь со всем согласен, кроме "божественной силы", поскольку из самого факта обращения Ярославны к стихиям не может доказательно следовать их языческий подтекст

Ну и зря. Это именно так. Именно факт обращения к стихиям и форма такого обращения, а также сопоставление с огромным количеством фольклорного материала, имеющего схожие обращения, и приводят большинство, если не всех, исследователей к выводу, что данные образы выросли на языческой почве.

Опять же - смотрите мою ссылку. Далеко не все исследователи так считают. Собственно, сама практика олицетворения стихий, конечно, восходит к дохристианским временам, но она в качестве поэтической риторики и до нашей эпохи дожила ("Ну-ка, солнце, ярче брызни..."), и в народных песнях бытовала ("Уж ты братец ты мой, ветер северный..."). Олицетворение - не обязательно обожествление.
Keil писал(а):
Новый писал(а):Постановка вопроса у меня именно правильная и чётко относящаяся к этому самому вопросу. Глаза у представителей всех народов устроены одинаково, броские зрительные впечатления породили бы аналогичную лексику.

Глаза может и одинаковые, а менталитет разный и язык разный.
Новый писал(а):Если же в других странах "гало" называлось иначе, без лексемы, отражающей "тройственность", то летит идея Homo Sapiens-а о том, что впечатление тройственности у видящих его должно так уж сильно напрашиваться.

Вы о чем? Поймайте незнакомого человека, покажите ему гало и спросите, подходит ли к этому образу словосочетание "тресветлое солнце". Я думаю почти все скажут, что подходит.

Скорее всего, сказали бы, что больше подходит "три солнца" (или сколько бы уж там их было в конкретном случае). Вообще-то Homo Sapiens выполнил моё "домашнее задание" и нашёл в мифологии некоторых сибирских народов образ "трёх солнц", показав тем самым, что принципиально связь "тресветлого солнца" с явлением гало правдоподобна. Но "тръми светы" из "Шестоднева" (сопровождаемые христианским пояснением) всё-таки намного ближе лексически, и источник был доступен русским, так что я не грешу против логики, продолжая считать куда более вероятной связь нашего эпитета именно с ним.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 20 дек 2011, 03:07

Homo Sapiens писал(а):
Новый писал(а):Вы дали модель альтернативного истолкования - о-кей, почему бы нет? Но я пояснил, почему продолжаю считать свою трактовку всё же более вероятной. Да и не моя она, впрочем: эту интерпретацию "тресветлого солнца" выдвинул впервые вроде бы А. В. Лонгинов.

Моя задача показать Вам всю ущербность метода рассуждения с помощью "обратной логики", или как говорит ув. Keil "высасывания из пальца". Для этого вполне достаточно показать неоднозначность таких выводов, предложением альтернативной возможности, хотя принципиальное существование для такой возможности есть априори, но все же иногда примеры настолько очевидны, что не грех их и привести. На уровне "почему бы и нет", Ваше предположение, безусловно, имеет право на существование.

Категорически не соглашусь. Это важный методологический вопрос, его стОит прояснить. То. что существует приведенная Вами "альтернативная возможность, не делает мои рассуждения "высасыванием из пальца". Я рассуждаю очень осторожно и всегда аргументирую - почему, на мой взгляд, вариант "X" предпочтительней "Y". В том числе и в нашем случае. В том-то и дело, что именно Вы привели нечто на уровне "почему бы и нет": показали, что образ "трёх солнц" возможен не на христианской основе. Но я-то ведь отстаиваю (не будучи её автором) версию, "уровень" которой - "очень вероятно, что ДА". Поскольку здесь имеется источник ("Шестоднев"), И доступный в те времена русским, И содержащий почти идентичное по смыслу выражение ("тръми светы"). При таком раскладе предположить связь - это уж совсем не "высасывание из пальца", это называется - дать наиболее вероятную модель.
Homo Sapiens писал(а):А Автор в данном месте вполне понятно о каком боге говорит, о том, к кому обращается Ярославна - некто "ветер-ветрило", это, конечно, "заклинательная" форма обращения, как ее назвал ув. Keil, так что каково собственное имя этого бога - неясно (кто там у нас за ветер был главный?), так что пусть так и остается.

Ну как же это Вам понятно, из чего "понятно" и "конечно"? Вот это и есть высасывание из пальца. Ладно бы ещё идея, что все три стихии "заклинаются", но почему избирательно ветер? Мой ответ - в посте от 19. 12, 5:18
Homo Sapiens писал(а):
Новый писал(а):Кстати о Геродоте. По-моему (точно я, впрочем, не уверен, надо бы полистать), он пишет "бог" или божество" без пояснений только тогда, когда толком не знает, о ком речь, - например, в книге "Мельпомена", где о скифах, это встречается, - но не в собственно греческих эпизодах, а в этих последних если и использует нарицательное, то после названного имени, просто чтобы разнообразить речь.

Или тогда, когда ему это не важно, а есть факт (на его взгляд) участия божественной силы. Или же тогда, когда о ком говорится ясно из контекста, как и в нашем случае.

Насчёт "нашего случая" - см. выше. Насчёт Геродота - да, я думаю, что о действительно иногда опускал (или не знал и не особенно пыталя узнать) имена каких-то чужих божеств, потому что они не были ему важны. Но у нас так не получается. Кажущий Игорю путь - фигура ОЧЕНЬ важная, и неназванность этого "кажущего" логична только если это Бог, так обычно и именуемый.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 20 дек 2011, 09:37

Лемурий писал(а):Игорь бежит ДНЕМ. Ночью он бежит токмо по летописи, а в СПИ "к полунощи" значит к северу...

Да, но я имею в виду не "полунощи", а:
"...Погасоша ВЕЧЕРУ зари. Игорь СПИТЪ, Игорь бдитъ, Игорь мыслию поля мѣритъ отъ Великаго Дону до Малаго Донца. Комонь ВЪ ПОЛУНОЧИ Овлуръ свисну за рѣкою — велить князю разумѣти: князю Игорю не быть..." Здесь все признаки именно ночного побега, и я думаю, что это довольно естественно: бОльшая часть известных в истории и литературе побегов осуществлялись в ночное время.
Лемурий писал(а):
Новый писал(а):Водоём посодействовал, но не Днепр, а Донец, да и он пути не показывал.

Донец тоже не содействовал. Он нужен исключительно для отсылки к эпизоду к Ростиславу и Стугне...

Но как же тогда понимать:
"Игорь рече: «О, Донче! Не мало ти величия, лелѣявшу князя на влънахъ, стлавшу ему зелѣну траву на своихъ сребреныхъ брезѣхъ, одѣвавшу его теплыми мъглами подъ сѣнию зелену древу. Стрежаше его гоголемъ на водѣ, чайцами на струяхъ, чрьнядьми на ветрѣхъ». Он ведь переправлялся через Донец?
Лемурий писал(а):
Новый писал(а): я с Вами, Лемурий, согласен, не разделяя мнения о том, что Ярославна взывает к языческим силам...

Увы, но это очевидно. Она взывает к стихиям. Кукушкой хочет полететь за живой водой Дуная и мертвой водой Каялы, обращается к Солнцу, к Ветру и т.д. Она НЕ взывает к языческим богам, но она и не взывает к христианскому Богу, потому что ГРЕШЕН её муж, не простил его ещё Бог, нет от него помощи...

На мой взгляд, воззвание к стихиям - риторическое. Ярославна, символизирующая Русскую ЗЕМЛЮ, взывает к трём остальным мирообразующим началам - воздуху, воде, огню, - стремясь метафизически воссоединиться с ними и через обретаемую тем самым целостность мира "восстановить" связь с Богом и получить Его помощь. Стихии в этом случае - служат Богу, подобно ангелам (отсюда тогда - "господине", но всё-таки не "господи"). Что касается мёртвой и живой воды, я согласен, что этот мотив присутствует, но он, будучи фольклорным по истокам, не свидетельствует о языческом настрое и не противоречит христианству. Примечательно к тому же, что благодарственном каноне (песнь третья) именно Богородица именуется "неистощамым источником животной, т. е. живой, воды":

"... Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, / радуйся одушевленная трапезо, хлеб животный вмещшая. / Радуйся, животныя воды источниче неистощаемый, Владычице."

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvos ... tv10.shtml - песнь 3
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Владимир Медведев » 20 дек 2011, 10:39

Новый писал(а):Уважаемый Владимир, "не замечать" того, о чём Вы пишете - авторства Святослава, - может любой человек, не согласный с Вашей концепцией. Вы систематически пользуетесь как посылкой тем, что ПРЕДПОЛАГАЕТЕ (той самой Вашей версией авторства), а это методологически неверно. Что касается моего отношения к вопросу авторства, я писал уже, что своей концепции на этот счёт у меня нет, я не уверен в возможности достоверно выявить личность создавшего поэму (очень мало данных), в Вашей же версии имеются. на мой взгляд. и сильные, и слабые стороны - мы уже когда-то на эту тему переписывались.
При честном и добросовестном отношении к делу человек обязан УЧИТЫВАТЬ все имеющиеся материалы, и эта обязанность мною выполнена. Но я не обязан СОГЛАШАТЬСЯ со всеми обрывками информации. Несогласие же своё, конечно, обязан аргументировать, но в этом плане я даже, можно сказать, перевыполнил норму: поругивают, что много букв.

Уважаемый Новый!
Заведя речь о моей "концепции", Вы мне явно льстите. Увы, никакой "концепции" у меня нет, - я просто передаю то, что говорит самоочевидный автор "Слова" Святослав Златослов, не дерзая, в отличие от многих самовлюбленных умников, вступать с ним в спор.
Нелишне также отметить, что любая концепция, как известно, всегда субъективна, и Ваш пример служит тому наглядным подтверждением.
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 20 дек 2011, 12:20

Новый писал(а):Ефес. 5, 23 ("... муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви..."), а в Ефес. 1, 22-23 - о Христе, которого Бог поставил "... главою Церкви, которая есть тело его..." Т. е. выводим отсюда аллегорию "муж - голова, жена - тело"...

Поддержу.
    «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». Руской земли безъ Игоря.
т.е. Игорь - голова,
Русская земля = Киевская волость, принадлежащая Рюрику - тело.
Сын Игоря Святослав летом 1187 года женился на дочери Рюрика Ярославе
    Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въ Руской земли.
Подробно здесь.

Новый писал(а):"...Погасоша ВЕЧЕРУ зари. Игорь СПИТЪ, Игорь бдитъ, Игорь мыслию поля мѣритъ отъ Великаго Дону до Малаго Донца. Комонь ВЪ ПОЛУНОЧИ Овлуръ свисну за рѣкою — велить князю разумѣти: князю Игорю не быть..." Здесь все признаки именно ночного побега, и я думаю, что это довольно естественно: бОльшая часть известных в истории и литературе побегов осуществлялись в ночное время.

Здесь согласен. НО Бог показывал ему путь к северу столпом облачным ДНЕМ.

Новый писал(а):Но как же тогда понимать:
"Игорь рече: «О, Донче! Не мало ти величия, лелѣявшу князя на влънахъ, стлавшу ему зелѣну траву на своихъ сребреныхъ брезѣхъ, одѣвавшу его теплыми мъглами подъ сѣнию зелену древу. Стрежаше его гоголемъ на водѣ, чайцами на струяхъ, чрьнядьми на ветрѣхъ». Он ведь переправлялся через Донец?

Они ползли полозами с Овлуром вдоль правой стороны Донца, а переправились у притока Донца р. Уды (Малый Донец) скорее всего в брод. Мы этот путь с Евгением, Сашей, а затем и Татьяной подробно разбирали.

    "..Реки здешние [Cлободско-Украинской губернии] с правой стороны имеют большею частью гористые берега, покрытые лесом, а с левой прилежат раздолья несколько песчаные..."
    (Зябловский Е.Ф. Землеописание Российской империи для всех состояний, СПб, 1810, ч. 5, с. 266)

Новый писал(а):На мой взгляд, воззвание к стихиям - риторическое. Ярославна, символизирующая Русскую ЗЕМЛЮ, взывает к трём остальным мирообразующим началам - воздуху, воде, огню, - стремясь метафизически воссоединиться с ними и через обретаемую тем самым целостность мира "восстановить" связь с Богом и получить Его помощь. Стихии в этом случае - служат Богу, подобно ангелам (отсюда тогда - "господине", но всё-таки не "господи").

Ну обращение к стихиям - это не язычество, хотя и не каноническое христианство. Мне в свою очередь в этом видится отчаяние Ярославны найти поддержу у Господа в связи с грехами Игоря.

Новый писал(а):Примечательно к тому же, что благодарственном каноне (песнь третья) именно Богородица именуется "неистощамым источником животной, т. е. живой, воды":
    "... Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве, / радуйся одушевленная трапезо, хлеб животный вмещшая. / Радуйся, животныя воды источниче неистощаемый, Владычице."
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvos ... tv10.shtml - песнь 3

Хорошее дополнение к известной статье Лидии Викторовны:

:arrow: см. Соколова Л.В. "Мотив живой и мертвой воды в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ т.48, Спб. 1993, с. 38-47
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24695
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 20 дек 2011, 12:38

Nikola писал(а):Нет никаких оснований полагать, что все написанное в летописи по данному поводу автор СПИ был обязан отразить в своем художественном произведении...

Есть ВСЕ основания полагать, что Автор с этими летописными повествованиями был знаком, поэтому и пишет в первой строке, что не лепо начали, братья, о полку Игореве, старыми словами трудных (читай ратных) повестей.

Автор СПИ был знаком как минимум с двумя версиями похода из Ипат. и Лавр. летописей см.:

:arrow: см. Соколова Л.В. Две первые фразы «Слова о полку Игореве» // Исследования по древней и новой лит-ре. Л., 1987. С. 214
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24695
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 20 дек 2011, 15:44

Новый писал(а):Давайте разбираться. Что у нас есть наверняка, НЕ гипотетически? Ярославна "обращается" (я ставлю кавычки, потому что обращение считаю риторическим) к трём стихиям. Она называет каждую из них "господине", что привносит в обращения оттенок почтительности и действительно делает их отчасти похожими на молитвенные воззвания. Но "господине" - это всё же не "господи", а олицетворение - не обязательно обожествление. Природа - и флора, и фауна, и атмосферные явления, - изображена в "Слове" живой и действующей, таков стилистический контекст поэмы, и плач Ярославны в этот контекст органично вписывается. В поэме обращение к предмету или сущности может быть ругательным ("тьмутороканскыи блъван") и лирическим ("О, Руская земле! Уже за шеломянем еси!"). Может оно быть, соответственно, и укоризненно-печалующимся. На самом-то деле конкретной помощи она ни у одной из этих трёх стихий и не просит: солнцу и ветру она жалуется на них же самих (та самая укоризна), "просьба" же к Днепру носит характер абсолютно риторический: Днепр по географическим причинам не мог доставить ей Игоря оттуда, где он в то время находился, и не могла она о том не знать. Далее. Вы, Homo Sapiens, уверены, что кажет Игорю путь "ветер-ветрило", но на чём, спрашивается, основана Ваша уверенность? Во-первых, тогда бы уж все три стихии и помогали, и писать надо было бы, уж коли так, "боги"... почему же только он один - совесть, что ли, его одного из трёх замучила, укоров не выдержал?.. Во-вторых, "казать путь" ветер не может, не его это дело, он иначе может помочь, но только плывущим на парусном судне. "Смерчи" же эти ("сморци") могли, напротив, осложнить ситуацию не только преследователям, но в ещё большей степени самому бежавшему. "Казать путь" могли бы светила, но Игорь бежит ночью, то есть солнце тем "богом" считать нельзя, а к звёздам и луне Ярославна не обращалась. Водоём посодействовал, но не Днепр, а Донец, да и он пути не показывал. В свете всего этого имеются достаточно веские основания считать, что "Богъ" здесь - это не ограниченная стихия (ни к одной из коих логичной привязки нет), а всё-таки именно единый Бог, стоящий над всеми земными и небесными факторами и кажущий путь, возможно, чем-то вроде облачного столпа (в этом я с Вами, Лемурий, согласен, не разделяя мнения о том, что Ярославна взывает к языческим силам). И что в плаче её - риторическое воззвание к трём из четырёх мирообразующих стихий (при том, что она сама символизирует землю Русскую) как действующим по воле Бога и служащим Ему. И обращение "господине" тогда естественно - так же, как, допустим, если бы она обращалась к ангелу ("ангел"="служитель").
Я предвижу, уважаемый Homo Sapiens, что Вы назовёте мою логику "обратной", но она не "обратнее" Вашей насчёт "ветра-ветрила", и имеет, мне кажется, то преимущество, что не содержит внутренних противоречий (если найдёте их - укажите).


Я, наверное, скоро перестану писать в эту тему, так как несколько надоедает писать тут одно и то же. Ветер не указывает КУДА бежать, он указывает КАК - устраивает смерчем переполох. Солнце отваливает за горизонт, перестав мучить и мочить русские войска. Донец сиреч та же река, чье альтер-его - Днепр. Так что все три бога, к которым обращаются - "помогают". При этом "путь как бежать" кажет только один - ветер. Где север у нас тут понять не сложно, богов для этого вызывать - только манну тратить. Так что предположение что Бог нужен тут чтобы показать на север, может возникнуть только у конкретного библиотекаря... :)

В данном случае не назову Вашу логику обратной, так как ее тут (в Ваших рассуждениях) нету, если Вы много всего наговорили, а потом пишите "в свете всего этого" - это еще не логика. Про Единого же бога в Слове не слова...
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 20 дек 2011, 15:54

Лемурий писал(а):
Homo Sapiens писал(а):Позиция автора летописи - это одно дело, позиция Автора Слова - другое.
В Слове есть где покаяние? Нету, как и всего остального...
Позвольте Вам не позволить :)

Удивляюсь, как не прочитав ни одного исследования по параллелям СПИ с летописными источниками Вы умудряетесь делать столь вопиющие заявления... Что из этого читали?

Рыбаков Б. А. 1) Киевская летописная повесть о походе Игоря в 1185 г. // ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 58—63;
2) «Слово» и его современники. С. 170—201;
Сазонова Л. И. Летописный рассказ о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 г. в обработке В. Н. Татищева // ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 29—46;
Демкова Н. С. К вопросу о времени написания «Слова о полку Игореве» // Вест. ЛГУ. № 14. Л., 1973. История, яз., лит-ра. Вып. 3;
Пауткин А. А. Летописная повесть о походе 1185 г. Игоря Святославича на половцев: (К проблеме художественности) // ФН. 1985. № 2. С. 26—31;
Франчук В. Ю. 1) О создателе версии похода князя Игоря на половцев в 1185 г. в Лаврентьевской летописи // Слово. Сб. — 1985. С. 154—168; 2) Літописні оповіді про похід князя Ігоря. Київ, 1988. С. 7—56;
Яценко Б. И. 1) Лаврентьевская повесть о походе Игоря Святославича в 1185 году // РЛ. 1985. № 3. С. 31—42; 2) Черниговская повесть о походе Игоря Святославича в 1185 г. // Исследования «Слова». С. 38—57;
Никитин А. Л. Поход Игоря: Поэзия и реальность // Герменевтика древнерус. лит-ры. Сб. 1. XI—XVI века. М., 1989. С. 123—134.

Вы если что не нашли - лучше лишний раз спросите. У меня почти вся эта литература есть. Могу отсканировать...


Так как у меня есть вопросы - я же завсегда и спрашиваю, а когда не устраивают ответы - спорю. Считаю себя во всем этом вопросе полным профаном, но при этом не являюсь совсем уж полным дураком, поэтому если где вижу невероятности и натяжки - то лапшу с ушей снимаю, неважно каким академиком-расстригой она сварена, с логикой у меня все в порядке, предвзятостей нету, я не поп и не язычник. Если есть что по существу - то эт пожалуйста, а список литературы - оно конечно полезно, но не ответ на вопрос.

По теме: параллели с летописями могут быть какие угодно, но это никак не говорит о позиции Автора. В моих постах, положим, то же полно цитат из Библии, но это никак не характеризует мое мировоззрение.
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 269