Хинова, готские девы и время бусово

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 03 ноя 2015, 17:06

corvin писал(а):Мешок с зельем могло означать мешок с какой-то наркотой, которую поп собирался распространять среди клириков.

Да ещё "лютых" зелий. Сorvin, конечно, трудно Вас упрекнуть в излишней религиозности, но богохульствовать-то зачем?

См. у Срезн. второе значение.

От татар трава могла быть, разве что, ЄВШАН-ЗІЛЛЯ :

    "...даи ему поухати зелья именемь евшанъ, оному же не восхотѣвшю обратитися..." (Ипат. 1201)

corvin писал(а):Церковь позже называла табак зельем.

Типа, одной ногой в Доколумбову Америку?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение sasha a » 03 ноя 2015, 17:19

Лемурий писал(а):Тем более, в ЛЮБОМ случае, наказания ограничивались рамками церковного суда (епитимия, телесные наказания, арест при церковном доме) - всё! Без разницы, наблюдал ли суд представитель князя или нет, ничего нового он добавить не имел права.


А не скажИте... Вот, к примеру, громкое дело о новгородской ереси 1490 г., где функции церковного судьи выполнял сам великий князь:

Князь Великій тѣхъ еретиковъ на Москвѣ казнилъ да казнивъ ихъ прислалъ ко мнѣ Григорья попа съ сыномъ съ Самсонкомъ да Ересима попа да Гридю діака Борисоглѣбского да прислалъ ко мнѣ свою грамоту а велѣлъ тѣхъ еретиковъ обыскивати накрѣпко
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 03 ноя 2015, 18:42

sasha a писал(а):Вот, к примеру, громкое дело о новгородской ереси 1490 г., где функции церковного судьи выполнял сам великий князь:

Вы имеете ввиду "Ересь жидовствующих"?

1. Не на суде, а на Соборе.
2. Не в 1490-м, а в 1504 году.
3. Не выполнял функции "церковного судьи", а председательствовал на церковном Соборе в Москве.

А в остальном всё "правильно", правда это совсем другое время.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение sasha a » 03 ноя 2015, 22:48

Все - правильно. Я имею в виду дело о новгородской ереси 1490 г.

Акты...Т. 1. С.479

Православная церковь никогда на Руси не обладала полными юридическими правами наравне с князьями. Князья - как Великие, так и удельные - контролировали церковь, ограничивая ее права в судопроизводстве и финансовой деятельности. Если помните, киевский князь выделил Печерскому монастырю землю для строительства. Земля принадлежала князю, а не церкви. Князь волен был подарить, и волен был отобрать. Сколько раз церковное имущество князья конфисковали в свою пользу, казнили игуменов и рассылали братию по отдаленным скитам. Иосифляне и нестяжатели обращались к великому князю как к последней инстанции в их споре. Максим Грек был осужден по суду, который проходил под надзором великого князя. И так далее.
В противном случае, если бы церковь являлась самостоятельным юридическим лицом на Руси - мы бы с Вами имели такой исторический феномен как Православный Ватикан или Православная инквизиция. Увы...
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2015, 00:49

Опять, sasha a, Вы прыгаете по векам. Давайте ограничиваться XI-XIIвв.

sasha a писал(а):Если помните, киевский князь выделил Печерскому монастырю землю для строительства. Земля принадлежала князю, а не церкви.

ДО строительства - князю. Они тогда печерку себе только увеличивали, пока община не разрослась более 12 иноков. Тогда Феодосий выпросил землю у князя Изяслава на горе и только после этого построили Церковь.

– Князь хри­сто­лю­би­вый! Бог умно­жа­ет бра­тию, а ме­сто, где мы по­се­ли­лись, тес­но: про­сим те­бя, – бла­го­во­ли от­дать нам го­ру, ко­то­рая над пе­ще­рою.

Князь Изя­с­лав чрез­вы­чай­но об­ра­до­вал­ся, услы­шав это; он по­слал бо­яри­на сво­е­го, чтобы он отдал ино­кам во вла­де­ние го­ру над пе­ще­рою. Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий и бра­тия за­ло­жи­ли на ней боль­шую де­ре­вян­ную цер­ковь и, от­стро­ив ее, укра­си­ли ико­на­ми; они по­ста­ви­ли также кел­лии, а са­мый мо­на­стырь огра­ди­ли стол­ба­ми, и пе­ре­се­ли­лись сю­да из пе­ще­ры. С это­го вре­ме­ни мо­на­стырь, за­чав­ший­ся от бла­го­сло­ве­ния Свя­той Го­ры, стал име­но­вать­ся Пе­чер­ским, ибо чер­но­риз­цы жи­ли преж­де в пе­ще­ре...
---
Житие Антония Печерского

В этой связи интересно вернуться к вопросу о продаже "Бояновой земли" клириками Св. Софии. Получается зафиксированный акт отчуждения церковной земли в пользу мирянина.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение sasha a » 04 ноя 2015, 11:41

Юрисдикция церкви в Древней Руси - вопрос до сих пор спорный, единого мнения в нем нет.
По поводу консервативности в законодательстве и обществе:
в Стоглаве (16 в.) приводится полный текст церковного Устава св. Владимира (10-11 в.) как действующего закона. ТО есть законы не менялись в течение 5 веков.
В уставе кн. Владимира по поводу прав церкви на земельную собственность ничего не сказано. Однако логика подсказывает, что князья не стремились наделить церковь правом на земельную собственность, так как православная церковь подчинялась до 1589 г. константинопольскому патриархату. Наделив киевскую церковь юридическими правами на землевладение, князья могли утратить свои земли, права на которые мог оспаривать Константинополь. Оно им было надо?
В то же время, православная церковь была заинтересована в расширении своих юридических прав и освобождении от княжеского надзора. Что вполне понятно и не требует подробных объяснений.

С продажей бояновой земли - много непоняток. Ясно, что эта сделка носила особый характер, удостоившись записи (на века!) на церковной стене. Я полагаю, что особый статус этого акта купли-продажи был связан с попыткой церкви расширить свои юридические права и обрести независимость в вопросах финансовых. Продажа Бояновой земли (полученной церковью каким образом?) мирянину, возможно, должна была стать прецедентом и в дальнейшем получить закрепление в законодательном акте.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Евгений Беляков » 04 ноя 2015, 11:59

sasha a писал(а):ЖИр, несомненно, предназначался немецким и венедицким купцам. Иначе непонятна их столь эмоциональная реакция на действия Игоря: КАЮТ (проклинают) князя, который погрузил (не утопил, а бережно ПОГРУЗИЛ) жир в воды реки = зарыл талант в землю = лишил зарубежных партнеров ценного источника доходов.


Как раз к бышим коммерческим партнерам негативного отношения из-за неудачи не возникнет: тем более - никакого убытка напрямую англичане не имели. Речь немцев и итальянцев могла быть такой: "Не продали НАМ, посулясь сверхприбылью ("жир", за-ряд, запредельная цена), и вот, Господь Бог сделал так, чтобы у НЕУДАЧНИКОВ по Божьей воле все было отнято, и вынуждены они свою "сверхприбыль", "жир" утопить в Каяле". И "каять" - не значит проклинать, а просто - ругать.
Но именно ТАК не могли говорить анличане: потому их и нет в списке "кающих" Игоря иностранцев!

Каять. Ка́ять ся, ока́ять "порицать", укр. ка́яти кого́ "упрекать", ст.-слав. каѭ сѩ, каѩти сѩ "каяться", болг. ка́я се, сербохорв. ка̏jати "(ото)мстить", словен. kájati "порицать", чеш. káti sе "каяться, раскаиваться в ч.-л."...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение sasha a » 04 ноя 2015, 12:51

Евгений Беляков писал(а):Но именно ТАК не могли говорить анличане: потому их и нет в списке "кающих" Игоря иностранцев!


В 11-12 вв. не было такого слова "англичане". На Руси всех иностранцев, не владеющих русским языком, называли "немцами", не зависимо от национальной принадлежности. Кого зашифровал(а) Автор под "немцами" в СПИ, не известно. Вполне вероятно, это собирательный образ деловых партнеров Игоря из других западно-европейских стран - "иноземцев", в том числе и иудейских купцов из Англии, помимо традиционных "греков", "моравов" и "венедицев"

Евгений Беляков писал(а):И "каять" - не значит проклинать, а просто - ругать.


Каять - Проклинать - есть такое значение. Упомянуто в Словаре СПИ

Каять» в смысле «бранить, порицать за что-либо» известно, например, в д. Верхососна (Дросковский р.). Оно в устах отдельных обитателей Орла звучит как синоним слов «бранить, проклинать»“.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2015, 12:54

sasha a писал(а):По поводу консервативности в законодательстве и обществе:
в Стоглаве (16 в.) приводится полный текст церковного Устава св. Владимира (10-11 в.) как действующего закона. ТО есть законы не менялись в течение 5 веков.

Опять Вы документами 16 века хотите доказать незыблемость уставов 10-11вв.
А ведь это ни так. Владимир ничего не придумывал, а только взял за основу византийский Номоканон.
А вот Ярослав с митрополитом из русинов Иларионом подняли вопрос об автокефалии Русской Церкви и написали новый Устав непосредственно для Руси:

    «Се аз князь Великий Ярослав… с митрополитом с Ларионом сложил [=отменил] греческий Номоканон, яже не подобает сих тяж судити князю, ни боляром — дал есмь митрополиту и епископом...»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2015, 13:15

sasha a писал(а):В 11-12 вв. не было такого слова "англичане". На Руси всех иностранцев, не владеющих русским языком, называли "немцами", не зависимо от национальной принадлежности.

Смотрит Нестор с небес и недоумевает: для кого писал свои "трудные повести", если даже писательницы на историческую тему эти тексты не читают:

    "Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ, русь, аглянѣ, галичанѣ, волохове, римлянѣ, нѣмци, корлязи, венедици, фряговѣ и прочии, присѣдять от запада къ полуденью и съсѣдятся съ племенем Хамовомъ..."(ПВЛ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение sasha a » 04 ноя 2015, 14:31

Лемурий писал(а):Смотрит Нестор с небес и недоумевает: для кого писал свои "трудные повести", если даже писательницы на историческую тему эти тексты не читают:

    "Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ, русь, аглянѣ, галичанѣ, волохове, римлянѣ, нѣмци, корлязи, венедици, фряговѣ и прочии, присѣдять от запада къ полуденью и съсѣдятся съ племенем Хамовомъ..."(ПВЛ)


.... утирая слезы от смеха...
АГЛЯНЕ - это англы, жившие "на южном побережье Ютландского полуострова". Что такое Ютландия и где она находится попробуйте найти самостоятельно.
Если не получится, то загляните вот сюда
Славяно-русские древности в «Слове о полке Игореве» ....

Согласно источникам, англичане (жители Британских островов) впервые официально вступили на русскую землю в 1553 г.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2015, 15:22

sasha a писал(а):.... утирая слезы от смеха...

Экие ныне писательницы пошли сентиментальные, как что сразу в слёзы...
Вы же изволили "доказывать" что русские ВСЕХ иностранцев называли немцами. Опять скачите по векам - это 17 век - "Немецкая слобода". В XI-XII, как видите, различие по народам было.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2015, 15:36

sasha a писал(а):Если не получится, то загляните вот сюда
Славяно-русские древности в «Слове о полке Игореве» ....

"Убедительные" источники приводите, сентиментальная писательница, вот того же автора:

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение sasha a » 04 ноя 2015, 19:59

Лемурий писал(а):
sasha a писал(а):.... утирая слезы от смеха...

Экие ныне писательницы пошли сентиментальные, как что сразу в слёзы...
Вы же изволили "доказывать" что русские ВСЕХ иностранцев называли немцами. Опять скачите по векам - это 17 век - "Немецкая слобода". В XI-XII, как видите, различие по народам было.


смех уже гомерический))))
Вы б, Лемурий, почаще в словарь-справочник СПИ заглядывали:

3. Иноземцы, чужестранцы.

986: Потом же придоша нѣмьци от Рима олюще: Придохомъ послании от папежа. Пов. врем. лет, 60 (1377 г. ~ нач. XII в.). Тако же и роськии гость бьеть ся въ вашихъ городѣхъ немьцамъ (в друг. сп. — латине) не надобѣ, ать сами ся урядя межи собою. Смол. грам. 1229 г. (В), 27. Которое орудье доконьчано будеть въ Смоль[нь]сцѣ межи Руси и межи немьци (в друг. сп. — латинескимь языкомь) передъ [д]обрыми судья и людьми, боле того не починати в Ризѣ и на Готьскомь березѣ. Там же, 28—29. Нѣкто перескокъ прииде къ нему из нѣмець, а властелемъ велящимъ ему поручити вои свое, и рече: Не подобаеть поручити чюжихъ побѣгшему от своихъ. Пчела, 72 (XIV в. ~ XIII в.).

Ср. Л. Н. Нидерле (Славянские древности. М., 1956, стр. 103): „Все германцы известны были у славян под общим названием немец, по-древнеславянски немьць, множественное число немци, которое возникло от славянского слова — немь — mutus, то есть чужестранец, речь которого славяне не понимали. Таким образом, это название не является, как предполагают некоторые, производным от имени германского племени неметов, обитавшего на Рейне и никогда не общавшегося с общей массой славян“.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2015, 20:40

Уж переживаю за Вас: то смеётесь без причины, то плачете, то перескакиваете значения которые разбираются в указанных отрывках черным по белому:

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 46