Растѣкашется мыслию по древу

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 17 апр 2013, 17:26

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте Лемурий!
Напишу свои мысли кратко. Стражи небесных и подземных ворот «серымъ вълкомъ по земли...

Добрый день, Татьяна!

Не знаю откуда Вы берете эти образы, но Ваши цитаты относятся к РАЗНЫМ говорящим. Третья (осмысленная) припевка - Бояна,
икос о Изяславе - Автора, С той Каялы - Автора, Боян бо вещий - Автора.

Поэтому прошу ответить на разбираемый вопрос: по "древу" в творчестве Бояна, по Вашему мнению, кто? или что? растекается.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 17 апр 2013, 17:26

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте Лемурий!
Напишу свои мысли кратко. Стражи небесных и подземных ворот «серымъ вълкомъ по земли...

Добрый день, Татьяна!

Не знаю откуда Вы берете эти образы, но Ваши цитаты относятся к РАЗНЫМ говорящим. Третья (осмысленная) припевка - Бояна,
икос о Изяславе - Автора, С той Каялы - Автора, Боян бо вещий - Автора.

Поэтому прошу ответить на разбираемый вопрос: по "древу" в творчестве Бояна, по Вашему мнению, кто? или что? растекается.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 апр 2013, 18:44

"Растекаются" мысли Бояна«Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити то растекашется мыслию по древу",
... , до определённых границ "серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 18 апр 2013, 06:57

Zinchenko_tanya писал(а):... , до определённых границ "серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы».

Ну и где здесь стражи врат? Это виды образного мышления: умом летая, аки орел под облаками, "мысленным волком" по земле.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Арсен » 18 апр 2013, 09:31

Лемурий писал(а): У каждого зверя и каждой птицы в СПИ свой голос, своя походка, иными словами, свой определяющий глагол:

волки - рыщут;
вороны - грают;
соловей - щекотит;
лебеди - крычат;
кукушка (зегзица) - кычет;
орлы - клекотом зовут.

Татьяна, здравствуйте. Мне кажется, Вы не совсем правы в своих заблуждениях. Дело в том, что у каждого зверя (или птицы) в СПИ есть один или несколько определяющих глаголов, характеризующих его голос и походку, нередко - глаголы вместе с поясняющими словами. Есть среди глаголов СПИ и глагол "стрежаше", который, вместе с уточняющими существительными, определяет поведение нескольких животных. НО! Нет среди животных и птиц, определяемых этим глаголом, ни ОРЛА, ни ВОЛКА, ибо волки рыщут и грозу въерожат, а орлы летают под облакы и клёкотом зовут. Как эти определяющие глаголы не похожи на глагол "стрежаше"! Потому что не стерегут врата, а выполняют иные функции. А глагол "стрежаше" - это из совсем другого места СПИ:"стрежаше его гоголем на воде, чайцами на струях, чернядьми на ветрех". И это понятно: не верхний и нижний миры надо стеречь, а самого князя Игоря от подстерегающих его неприятностей. Ну а волки? Они - проводили кметями Всеволода его ну почти в Преисподнюю, Овлур волком его оттуда вывел. Волки и орлы предупреждали об опасности воем и клёктом, когда Игорь пересекал границу этих миров.
Ну а стражи верхнего и нижнего мира - это из другого мифа, по-видимому, более древнего языческого, с драконом-стражем или ещё кем-нибудь внизу.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 апр 2013, 09:11

Уже писала , только напомню :Самую нижнюю точку между пространством и царством Тьмы охранял волк, это подземный мир мрака. Живые люди никогда не проникают туда. Лишь когда человек умирает, тело его хоронят в земле. И горе всем, кто хочет миновать серого волка (или как у греков - пса Цербера, у египтян - собакоголового Анубиса) и выбраться из подземного царства обратно.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Nikola » 19 апр 2013, 09:50

Татьяна, тут ведь у Вас ПАРА стражей, ДВЕ границы.
Предположим, что ВОЛК - страж. Но ведь ВОЛК - это сам БОЯН! И мысль по древу - тоже БОЯН! Боян сам ставит пределы своей мысли... Вообще-то это годится только как "кое о чем Боян умалчивал" - не к мысли, а к СЛОВАМ применимо.
Тем не менее сам текст СПИ не позволяет увидеть в волке или орле стражей.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 19 апр 2013, 10:15

Zinchenko_tanya писал(а):Уже писала , только напомню :Самую нижнюю точку между пространством и царством Тьмы охранял волк.. И горе всем, кто хочет миновать серого волка (или как у греков - пса Цербера, у египтян - собакоголового Анубиса) и выбраться из подземного царства обратно.

Так и знал, что не из славянского пантеона. У славян ( в Древней Руси в частности ) роль стражей и проводников в мир мертвых выполняли СЕМАРГЛЫ:

Изображение
Грифон и семарглы начала XII века(Суздальские врата)

Вот Вам наглядные образы охранителей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Арсен » 19 апр 2013, 10:24

Zinchenko_tanya писал(а):Уже писала , только напомню :Самую нижнюю точку между пространством и царством Тьмы охранял волк, это подземный мир мрака. Живые люди никогда не проникают туда. Лишь когда человек умирает, тело его хоронят в земле. И горе всем, кто хочет миновать серого волка (или как у греков - пса Цербера, у египтян - собакоголового Анубиса) и выбраться из подземного царства обратно.

Татьяна, как я уже объяснил, Ваша точка зрения, согласно которой самую нижнюю точку между пространством и царством Тьмы охранял волк, является мраком языческого невежества, заблуждением, ересью, противоречащей христианскому учению. Не принимая христианские ценности, мы все можем попасть в подземный мир мрака, ибо суда Божьего ни хытру, ни горазду. ни вещему исследователю СПИ не нинути.
Для подтверждения Вашей языческой точки зрения Вы вспомнили Цербера и собакоголового Анубиса. Во-первых, Бог создал собаку и волка РАЗНЫМИ, хоть и похожими. А посему надо отбросить все собакоголовые примеры и искать мифических волков, чтобы посмотреть, похоже ли это на гипотетические функции волка в СПИ? Только делать это надо беспристрастно, а не подбирая удобные примеры и отбрасывая неудобные для собственных логических построений. Мало того, что наличие мифов где-нибудь за семью морями вовсе не означает наличие аналогичного мифа и в Древней Руси, так ещё и найти что-либо похожее трудно! Как я уже писал, кмети-волки Всеволода помогли пройти Игорю через границу ну почти царства тьмы, потому что половецкая земля, где он был пленником и где погибло его войско, воспринималось ну почти как тот свет, Преисподняя. Это из речи Всеволода, он сравнил своих дружинников с волками. Если отложить в сторону СПИ и заняться изучением мировой мифологии - то именно так и получается:
“Волк - в мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий Северо-Западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и его близнеца волчицей. В некоторых мифах волк выступает как первопредок или тотем рода. Герой-родоначальник, вождь племени или дружины называется иногда волком или имеющим «голову волка».

В качестве бога войны В. выступал, в частности, в индоевропейских мифологических традициях, что отразилось в той роли, которая отводилась волку в культе Марса в Риме и в представлении о двух волках (“жадного Гери и Фреки-прожору кормит Родитель Ратей”), сопровождавших германского бога войны Одина в качестве его «псов» (аналогичное представление отмечено также в грузинской мифологии). Соответственно и сами воины или члены племени представлялись в виде волков или именовались волками (в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжались в волчьи шкуры. Богам войны приносили в жертву волков, собак, а также людей, «ставших волками» (согласно общеиндоевропейскому представлению, человек, совершивший тягостное преступление, становится волком)”. (“Мифы народов мира” ).

Судя по полученной информации, либо Вы нигде не найдёте ни одного авторитетного источника, согласно которому волк способен охранять царство Тьмы (в лучшем случае - найдёте, где он охраняет ну хоть что-нибудь, например, сад от коз), либо найдёте - но этого ведь мало, какой-то иностранный миф, противоречащий множеству других мифов, и никакой информации, что он мог попасть на Русь в те века.
Несмотря на внешнее сходство, волк и собака выполняют разные функции и обладают разными способностями. Различия между ними можно сравнить с различиями между профессиями курьера и охранника. Каковы функции Бояна-соловья, рыскавшего по земле курьером-волком, какую корреспонденцию он доставлял людям? Он разносил по земле христианское учение, слово Божье!
Последний раз редактировалось Арсен 19 апр 2013, 10:35, всего редактировалось 1 раз.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 19 апр 2013, 10:35

Арсен писал(а):Татьяна, как я уже объяснил, Ваша точка зрения, согласно которой самую нижнюю точку между пространством и царством Тьмы охранял волк, является мраком языческого невежества, заблуждением, ересью, противоречащей христианскому учению.

Отнюдь.

Изображение
Фасадная скульптура Дмитриевского собора во Владимире. Псалмопевец Давид в окружении двух волков.

Самое время, Арсен, попросить у Татьяны прощение за невольную горячность.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Арсен » 19 апр 2013, 10:45

Лемурий писал(а):Самое время, Арсен, попросить у Татьяны прощение за невольную горячность.

Татьяна, извините пожалуйста, я погорячился. Мне казалось, что то, что я говорю, верно с точки зрения христианского учения, и я возгордился своим пониманием вопроса. А потом оказалось, что в моих словах - ересь.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 19 апр 2013, 11:32

Хочу обратить внимание на Симурга

В 1933 году К. В. Тревер высказала предположение, что божество было заимствовано из иранской мифологии. Персидское слово «Sīmurg» (Симург) означает похожую на грифа сказочную птицу, которая почиталась как божество, а Сэнмурвгибридный образ полусобаки-полуптицы, встречавшийся в иранском словесном творчестве и изобразительном искусстве. Считается, что птица Симург произошло именно от Сэнмурва...

Рыбаков пытался определить сферу власти Симаргла, исходя из имеющихся знаний о Симурге. Последний в иранской мифологии охраняет Мировое Древо, на котором находятся семена всех растений. Поэтому он определял Симаргла как божество семян, ростков и корней растений; охранитель побегов и зелени. В более широком смысле — символ «вооруженного добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Таким образом, Б. А. Рыбаков считал, что Симаргл имел внешний облик «собако-птицы» или, может быть, грифона.


Симург (авест. «mərəγō saēnō», откуда позднее пехл. «Sēnmurw» и перс. «سیمرغ»‎, тадж. «Симург» — дословно «вершинник», «птица с вершины дерева/горы»)

Никого из СПИ не напоминает?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Арсен » 19 апр 2013, 21:28

Лемурий писал(а):Хочу обратить внимание на Симурга

Б. А. Рыбаков считал, что Симаргл имел внешний облик «собако-птицы» или, может быть, грифона.
«Симург» — дословно «вершинник», «птица с вершины дерева/горы»)

Никого из СПИ не напоминает?

Лемурий писал(а): Див - подробно в теме Див "Слова о полку Игореве".
Див = грифон, древний охранительный, апотропеический символ. Охранитель Древа Жизни, благополучия, богатства. Греки считали грифонов стражами золотых копий скифов.
Считаю, что в СПИ апотропеический символ Дива употреблен в значении охранителя злата (богатства).

Спасибо, если благодаря Вашей подсказке найду золото скифов - обещаю поделиться.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Арсен » 20 апр 2013, 19:21

Пытался получить ответы на некоторые поставленные здесь вопросы на другом форуме:
http://forum.pravmir.ru/showthread.php? ... post401673
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение а лаврухин » 20 апр 2013, 19:57

Здравствуйте, Арсен.

Я посмотрел названный Вами Форум. Там советуют замуроваться в стену с молитвами о спасении своей души, и разбор проблем "Слова" им всё равно, что ковыряться в навозной куче. Но не все воцерковлённые люди так думают. Попробуйте найти в сети Николая Гаврюшина. Это доцент Московской Духовной Академии, и он занимался проблематикой "Слова". В частности, у него есть опубликованная небольшая работа по агностицизму "Слова".
Аватара пользователя
а лаврухин
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2619
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 09:09

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 27