Здравствуйте всем!
По отзвучавшей здесь дискуссии могу сделать следующее замечание.
Лемурий - спасибо ему за коллекцию впечатляющих фотографий! - заинтересовался "зооантопоморфным" декором суздальско-владимирских храмов. Но это часть более общей загадки "белокаменной архитектуры Юрия Долгорукого", которую Заграевский описал вот здесь
http://rusarch.ru/zagraevsky7.htmСуть в том, что строить из натурального известняка стоило в разы (Заграевский даже говорит - в 10 раз) дороже, чем из кирпичей. Вопрос: зачем это делалось и почему продолжалось 300 лет?
Главное - не в том откуда было заимствование (как ставит вопрос Заграевский), а - зачем?
Моя рабочая гипотеза такова.
Церкви строились не для Фридриха Барбаросы, персидского шаха, византийского императора и подобной публики, а для своего же местного населения.
Население было пестрое и разное. Балты и угро-фины разных племен, славяне разных волн заселения. Подселяли, как водилось, пленных тюрок. Общим для них было язычество - разных оттенков, но с принципиально сходным наборов богов и верований. Их требовалось объединить православной религией.
Каким-то образом белокаменное строительство и "зооантропоморфное" оформление несли в себе символизм, который делал православную религию - для двоеверных язычнико-христиан - более понятной и возвышенной, чем кирпичная кладка и "растительное" оформление по византийской технологии. Процесс формирования велирокоросской нации и замены фактического язычества остаточными суевериями и занял 300 лет, в течении которых практиковалось белокаменное строительство.
А заимствовали технологию оттуда, где уже успешно решали похожую проблему.
Не знаю фактов истории архитектуры, но предсказываю, что были два варианта.
Для самых диких язычников: зооантропоморфные мотивы были только на внешних стенах и несли ту же сакральную функцию, что и ровики и стенки капищ - ограждение святого места от внешнего зла.
Для двоеверных: скультуры химер и святых были и внутри храма. В этом случае они служили иллюстрацией проповедей и должны были помогать изгнанию дьявола из самих душ прихожан.