В настоящее время на западе предпочтение в авторстве нападения отдается эстам (Колывань -Таллин). И.П. Шаскольский не учел несколько факторов. Он рассмотрел нападение на Сигтуну как противостояние только шведов и новгородцев не учитывая всей обстановки на Балтике. В те времена пиратством занимались уже не викинги, а западные славяне и не от хорошей жизни (или желания заработать). Часто их набеги были корсарскими на прибрежные города с применением тактики выжженной земли в ответ на натиск немцев и датчан. Поэтому и сожжен был православный храм в Сигтуне. Новгородцам невозможно было требовать от карела его разрушать. Невозможно также представить поход карела в то время на Готланд (это преувеличение). Кроме того, это был единственный успешный морской поход карела на шведов, а города с моря надо еще уметь брать. Нужна практика.
Краевед А. Аимин в своей книге «Неизвестное об известном», (Луга : Изд-во Голубева, 2012) отдает предпочтение колбягам.
«Как и писал Хельмольд, славяне занялись пиратством, поскольку были теснимы саксами. Насколько ободриты вели беспрестанные бои с саксами, настолько же западные поморяне в XI и начале XII веков находились в стороне от этих событий. Лишь захват Поморья Болеславом Кривоустным изменил это положение дел. Я считаю, что в случае поморян, объяснение пиратского ремесла вытеснением их христианскими народами, не является целиком убедительным. Более верным является утверждение, что это была своеобразная реакция на грабительские экспедиции скандинавских пиратов и, прежде всего – датских.
Славянские пираты атаковали не только торговые суда, но также нападали на села и города саксов и датчан. Преимущественно от этих нападений страдали поселения, расположенные у моря или по берегам рек, к примеру, такие как Любека (Lubeka), Конунгахела, Рискида (Riskida), Рибе (Ribe). Наибольшей угрозе нападений подвергались такие датские острова, как Зеландия, Фальстера, Фиона. Славянские нападения были особенно опасны для датчан: (…) «Дания, по большей части, состояла из островов, окруженных со всех сторон морем, поэтому нелегко их было уберечь от набегов пиратов». Славянам нужна была, прежде всего, добыча. Они грабили все, что могло бы позднее пригодиться и представляло хоть какую-то ценность. Так, они забирали оружие, ценности и скот. Разграбленный город часто подвергался сожжению. Славяне никогда не поселялись в этих городах навсегда - так, как это делали викинги.
Окончательное поражение славянам нанесли датчане в 1184 году. Именно тогда поморский флот под предводительством князя Богуслава I, около полуострова Дарсин, понес тяжелое поражение. Это стало концом величия славянских мореплавателей на Балтике » (
http://www.proza.ru/2010/10/23/63 )
"Колбяги, отважные воины и прекрасные мореходы, были связующим звеном между эстами и корелой. Известно, что в начале XII века северное побережье Финского залива до Хельсинки было обложено новгородской данью, которую и собирали колбяги. Города Коувола и Котка (Колка) отражают это в своих названиях. Отсюда колбяги напрямую доплывали до своей крепости Колывань, пересечь Финский залив в этом месте можно было за один день. К концу XI века на земли, контролируемые колбягами, увеличился наплыв переселенцев с запада. Сюда с территории северной Польши и восточной Германии приходили те, кто не хотел принимать католическую веру. Как правило, это была самая активная часть западных славян. Переселенцы приносили с собой ремесла, способы хозяйствования, пригоняли неизвестную финнам скотину. Именно тогда на Карельском перешейке появились овцы и свиньи, мясо которых местное население долгое время пищей не признавало. Сухопутным путем подходили сюда и лютичи (велеты). После уничтожения в 1068 году их столицы Ретры (Лютвы) с храмом главного бога Радигоста они через Литву пришли на псковские земли, где и сейчас топонимов Радгостицы осталось большое количество.
Земли, контролируемые колбягами, фактически числились за Новгородом, но были достаточно независимыми. Сначала колбяги обязались взимать дань с северных территорий, возможно, за ее половину и для увеличения дохода не меньше новгородцев были заинтересованы в присоединении новых земель. Но отношения между вольными стражниками и новгородцами по-прежнему были напряженными. Кроме отказа от крещения, колбяги еще и приторговывали мехами в обход Новгорода. Об этом говорят клады с большим количеством монет из Европы и Азии, найденные на западном берегу Ладоги и на реке Свири.
С середины XII века активизировались шведы, они несли католичество, вводимое довольно жестокими методами. Колбяги, не признававшие христианство, тоже не церемонились. В 1178 г. они проникли в спорную область Финмарк, захватили шведского епископа Рудольфа, увезли к себе и „умертвили“. А вскоре произошло событие, которое до сих пор остается исторической загадкой. Вот краткое изложение шведской хроники из монастыря в Висбю: „В лето господне 1187 г. сожжен город Сигтуна язычниками, и Иоанн второй Архиепископ Упсальский в Альмарстеке ими же убит, и тогда построен город Стокгольм“.
Новгородцы напрочь отказались от обвинений в организации этого похода. Они ведь уже были христианами, и потому разрушать церкви, среди которых был и каменный православный храм Святого Николая, действительно не стали бы. Историк И.П. Шаскольский в своей исследовательской работе пишет: „Неясность в вопросе об участниках похода породила немалую путаницу в исторической литературе. Различные авторы приписывают Сигтунский поход и карелам, и новгородцам, и эстам, иногда эстам и карелам, новгородцам и карелам или всем трем народам вместе“.
Учитывая, что на территории эстов и карел в это время заправляли колбяги, они и были истинными организаторами набега. И мотив у них был достаточно серьезный – акт мести за разрушенное святилище на острове Рюген. Если бы ими руководствовала только страсть к наживе, они могли бы разграбить и более богатые прибрежные города. Да и в действиях пиратов-грабителей тактика выжженной земли никогда не применялась. Обычно, ограбив населенные пункты, они всегда уходили с намерением еще раз вернуться.
Видимо, этот набег не привел к каким-то санкциям в отношении карельских колбягов, и те не успокоились, в 1198 году они совершили очередной опустошительный поход на шведский город Або, который шведы потом восстанавливали около 20 лет.
В помощь шведам на борьбу с колбягами отправились датчане. Из хроники Генриха Латвийского узнаем, что в июне 1219 года их рыцари под командованием короля Вальдемара II высадились близ городища Линданизе (Колывани). Город был захвачен, а жители пленены. В 1223 году новгородцы под командованием отца Александра Невского попытались город вернуть: „Прииде князь Ярослав (Всеволодович) от брата в Новгород с всею областию и поиде к Колываню, и повоева всю землю Чюдьскую; а полона приведоша бес числа, но города не взяша и злата много взяша“. По Суздальской летописи, с 1227 года побережьем Эстонии управляют датчане. Город Колывань был переименован в Таллин, что означало датский город. В ответ Ярослав Всеволодович провел принудительное крещение корелы“ (
http://www.proza.ru/2013/01/01/466 )