Сон Святослава и его толкование боярами

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение corvin » 18 фев 2025, 23:22

Если автор хочет высказать некую мысль от лица своих персонажей, то он использует возможное. Никто не знает, какие сны видели Мал и Святослав. Но возможно, что они видели именно такие сны. Вы же допускаете, что Автор заставляет своих героев говорить невозможное, только ради того чтобы высказать авторскую мысль. Даже если Святослав пророчески узнает о захвате торговых путей, то не мог он от этого до смерти расстроиться. Не мог Игорь говорить о плене – вопроса об этом не было.
Никогда и нигде эпические произведения не писались сразу после события. Даже летопись была составлена через 15 лет после похода.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 19 фев 2025, 13:15

corvin писал(а):Если автор хочет высказать некую мысль от лица своих персонажей, то он использует возможное. Никто не знает, какие сны видели Мал и Святослав. Но возможно, что они видели именно такие сны. Вы же допускаете, что Автор заставляет своих героев говорить невозможное, только ради того чтобы высказать авторскую мысль. Даже если Святослав пророчески узнает о захвате торговых путей, то не мог он от этого до смерти расстроиться.

Так в том-то и дело, что Святослав не смерть свою видит, а то, что его с гор Киевских, где ныне стяги Рюрика и Давыда, гонят! Вот и кнес княжеского терема разобрали, чтобы грешная душа Святослава вылетала быстрее вон. Угрозу захвата торгового пути уграми зимой 1188/89 он видит к сентябрю 1188. Это вызов времени, на который он не может повлиять. Автор "Слова" накануне готовившегося уграми захвата Перемышля, Галича и Плеснеска хочет видеть на "златом столе" сильного и авторитетного князя, а не седого старшего Ольговича, которому родня не помогает.

corvin писал(а):Не мог Игорь говорить о плене – вопроса об этом не было.

Конечно не мог, но Автор СПИ ему это бахвальство присвоил, зная, что все Ольговичи попали в плен живыми. что считалось большим позором и Автор несбывшимся бахвальством этот позор только подчеркнул.

corvin писал(а):Никогда и нигде эпические произведения не писались сразу после события. Даже летопись была составлена через 15 лет после похода.

Летописи заполнялись не позднее марта следующего года. Лавр.и Ипат. версии похода также были написаны в течении года, Автор эти версии знал и использовал.
Моисей Выдубицкий лишь скомпилировал несколько летописей в Киевский Свод 1200 года, так вставка из галицко-волынского источника за 1188 год попала в 1187, а за 1189 в 1188.

    "События, изложенные в статье Ипатьевской летописи под 6695 г., происходили приблизительно лет за 10—12 до составления киевского свода конца XII в. Представляется невероятным, что свод допустил крупные недоразумения в датировке событий времени, столь близкого к его составлению. Можно быть уверенным, что в этом своде события 6696 (1188/9) г. были даны отдельно от событий предшествующего года, в статье под соответствующим 'обозначением. Включение сообщений о 6696 г. в ту же статью, в которой изложены события 6695 г., было произведено позже, составителем свода XIV'в. Как сейчас увидим, составитель, этого свода занял в своем труде статьи под 6696 и 6697 гг. целиком сообщениями о галицко-волынских событиях, заимствованными (за одним, может быть, исключением) не из киевского свода, а из галицко-волынского источника. В связи с этим то, что читалось в киевском своде под 6696 г. он присоединил к тому, что читалось там под 6695 г.; а то, что читалось под 6697 г., перенес в статью под 6698 г., в которой дальше выписал и содержание статьи киевского свода под этим годом..."
    ---
    Бережков Н.Г. Хронология русского летописания, М., 1963, C.203-204
Ранее даже тему отдельную открывали НГ: Русские летописцы конца XII века, где показано чем отличался язык разных летописцев. Более других язык летописца "Мстиславова племени", схожего с языком Автора СПИ, исследовала В.Ю. Франчук. Из её наблюдений: 1147 г. в Ипатьевской летописи впервые появляется оборот «пребыти у весельи» (Франчук 1976:78) и далее 10 примеров этого оборота (1147-1152), как раз время когда при Изяславе Мстиславиче был Климент Смолятич. После смерти Изяслава Мстиславича этот оборот более не встречается.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24687
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18