Великий Хорс

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Великий Хорс

Сообщение Keil » 26 дек 2011, 23:13

Новый писал(а):
Keil писал(а):Если бы было по вашему и подразумевалось, что все "запущено" именно христианским богом, то в тексте Игорь благодарил бы за побег не Донец, а этого бога. Но он благодарит именно Донец.

Благодарит за ограниченную, оказанную в определенный момент, "помощь",

Ограниченная или нет, но это помощь, за которую князь Игорь благодарит Донец. Слов благодарности христианскому богу за побег в Слове нет. А если было бы все, как вы утверждаете, «запущено» именно христианским богом, то слова благодарности непременно бы были. Сравните с летописными свидетельствами:

    князь, «Се же вставъ, ужасенъ и трепетенъ, и поклонися образу Божию и кресту честному, глаголя: «Господи сердцевидче! Аще спасеши мя, Владыко, ты недостойнаго!» И возмя на ся крестъ и икону, и подоима стѣну, и лѣзе вонъ». «Се же избавление створи Господь».

Вот это действительно «запущенно» христианским богом. И благодарят и просят здесь именно христианского бога. «Се же избавление створи Господь», «не оставить бо Господь праведнаго в руку грѣшничю» - вот это и есть христианское осмысление событий. В Слове ничего подобного нет.

Новый писал(а):и не является инициатором диалога, а отвечает

Да это сильный аргумент. Если Игорь не первым завел разговор, то здесь действительно все «запушено» именно христианским богом. Если Игорь поблагодарил в ответ, то это и не помощь оказывается.

Новый писал(а):, и нигде нет признаков обожествления

Про обожествление я вообще ничего не говорил.

Новый писал(а):А потом, в итоге, едет к Богородице Пирогощей, и, наверное, не для осмотра достопримечательностей церкви, а для благодарственного молебна.

Может Игорь и молился (чего мы не знаем, это предположительно), вот только автор не хочет писать не о каких благодарностей христианскому богу (что абсолютно точно).

Новый писал(а):
Keil писал(а):И вообще я не понимаю, с чем вы спорите. Вы что хотите сказать, что в Слове есть христианское осмысление? Покажите. Вы что хотите сказать, что автор Слова пользовался таким же художественным методом, что и летописцы? Опять же покажите.

Вы смешиваете два принципиально разных вопроса. О художественном методе автора "Слова" я уже много писал здесь, и он, естественно, НЕ тот, что в летописях, он - принципиально и качественно иной, не дидактический, а поэтический.

Ничего я не смешиваю. Отсутствие художественного осмысления событий в поэме является одним из главных признаков художественного метода автора Слова.

Новый писал(а):Насчёт христианского осмысления - смотря что под ним подразумевать. Если ЦЕРКОВНОЕ - нет, я не считаю, что оно присутствует. Если ВОЗМОЖНОЕ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА - да.

Вы все время уходите куда-то в сторону. Я не спрашиваю вас, мог или не мог данное произведение написать язычник или христианин. Это все вопросы последующие. У меня вопрос гораздо более узкий. Как вы считаете, есть ли в Слове христианское осмысление событий, если да то где?

Новый писал(а):Для меня и суд Божий, и то, что Бог кажет Игорю путь, и Богородица Пирогощая (в том числе) - показатели того, что, при всём мирском, а не церковном характере произведения и при всех народно-поэтических вольностях, автор - верующий христианин.

Разве я ставил вопрос подобным образом? Вы смотрите шире, чем поставлен вопрос и уходите в сторону, на вопрос не отвечая.

Новый писал(а):
Keil писал(а):Принципиально важным для нас является только то, что в Слове полностью отсутствует христианское осмысление событий. И это абсолютный факт уже до нас доказанный. Так о чем спор?

Это НЕ доказанный факт, откуда вы это взяли.

Это доказанный факт. И доказан он впервые и наиболее обстоятельно Адриановой-Перетц в статье, которую по вашим заверениям вы читали.

Новый писал(а):Повторяю и здесь, что ссылку на Ранчина я вам дал для того, чтобы наглядно продемонстрировать множественность точек зрения на религиозную направленность "Слова".

Я не веду речь о религиозной направленности Слова. Я говорю только о художественном методе автора и об отсутствии христианского осмысления событий в поэме.

Новый писал(а):Не надо торопиться закрывать вопросы в высшей степени дискуссионные.
О чём спор? Спор о том, языческая ли поэма "Слово". С моей точки зрения - нет, с вашей - да. Повторяю вопрос: что вы называете христианским осмыслением событий?

А вот этот вопрос реально странный. Прям ошарашили. После такого длинного обсуждения вы задаете такой вопрос. Я называю христианским осмысление событий тоже, что Адрианова-Перетц. Поездка к Богородице, указывание богом направления и т.п. к христианскому осмыслению событий никакого отношения не имеют. Я вам уже отмечал, что не отрицаю наличие христианской лексики, я отрицаю наличие христианского осмысления событий. Еще не увидели разницу?

Новый писал(а):Так вот, в былинах языческого начала нет, и нет в то же время никакой "церковности".

В былинах нет языческого начала? Все больше и больше удивляете. А как же мифологическая школа происхождения былин. Но я не готов это обсуждать, можем далеко зайти, меня более заботят вопросы литературы.

Новый писал(а):Мой пример "с Мамаем" (т. е. пример "Сказания о Мамаевом побоище") вполне корректен и очень характерен. Он показывает, насколько нельзя жёстко делить: здесь - христианское, там - нет.

Может я как-то непонятно изъясняюсь? Поймите наконец, что пример с Мамаем вообще к делу не относится. Там везде есть христианское осмысление событий. Вопросы взаимоотношения фольклора и литературы не наш вопрос.

Новый писал(а):Я возвращаюсь к аналогии, которую прошу не иигнорировать: в "Песни Песней" ни разу не упомянут Бог, но она включена и в христианский канон, и даже в иудаистический.
Почему вы исключаете для русской литературы возможность (ещё и в те времена) разнообразие жанров в рамках одного мировоззрения, если у других народов это наблюдалось?

Во-первых, я ничего не исключаю. Во-вторых, мы ведем речь о древнерусской литературе. В-третьих, в религиоведческой традиции считается, что Песнь Песней несет в себе следы языческого культа.

Новый писал(а):Если скажете, что древнееврейский случай не показателен, ответ будет таков, что в христианской Европе сложены были рыцарские романы, и НЕ языческие это произведения, хоть и ни на четвертинку грошика в них церковности.

Можно что-нибудь из древнерусской литературы.

Новый писал(а):
Keil писал(а):Для христианской литературы неслыханно полное отсутствие христианского осмысления событий. Такого еще небывало в истории. Но если я ошибаюсь, докажите это. Я не очень упертый, когда вы встанете на мою точку зрения, я с вами полностью соглашусь.

Я понимаю вашу точку зрения, но в истории такой и меньший уровень христианизированности текста в христианских странах бывал сплошь и рядом - возьмите хоть те же рыцарские романы, где там христианское осмысление событий?

Покажите примеры из древнерусской литературы. Мы обсуждаем древнерусскую литературу.

Новый писал(а):В "Слове" же оно пусть не удостаивается акцентуации, но ненавязчиво присутствует. Игорь едет молиться Богородице после побега, и помогает ему бежать всё-таки Бог.

Это не христианское осмысление событий.

Новый писал(а):Я сейчас дискутирую об этом с Homo Sapiens-ом, но по этому вопросу большинство исследователей разделяют как раз моё мнение. И куда вы денете "побарая за христьяны на поганыя полкы"?

Это тоже не христианское осмысление событий.

Новый писал(а):И то самое настойчиво повторяемое "поганые" в отношении язычников?

Про поганых я вам уже написал ранее.

Новый писал(а):
Keil писал(а):я не отрицаю христианский элемент в Слове (прошу не путать с христианским осмыслением событий, которого в Слове нет)...

"Побарая за христьяны на поганыя полкы..." - это больше, чем осмысление, это - идеология.

Это не осмысление точно, а идеология пока меня не волнует. Мой вопрос гораздо уже. Я хотел бы, чтобы вы наконец уловили разницу между христианским осмыслением событий и простым использованием христианской лексики.
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Великий Хорс

Сообщение Nikola » 27 дек 2011, 00:39

Лемурий писал(а):
Nikola писал(а):Дьявольская лесть тут и есть ЯЗЫЧЕСТВО... и в добродетели веры народ из язычников преуспевал ПОСЛЕ крещения. Именно так и сказано в приведенной цитате.

Сперва ответьте на вопрос, на который так и не ответил Новый, а потом и делайте столь скоропостижные выводы.

Лемурий, я уже ответил - и давно. На той же странице, где Вы задали вопрос...
Смолятич ни о каких потомках (в том числе и о метафорических) Рахили и Лии ни полслова не сказал! Прочтите, наконец, то, что написал Климент, а не то, что ВЫ ему приписали! А написал он - "прообразом чему была". Прообраз - не предок, ни в каком смысле. И о потомках Рахили как прообразе языческих народов Климент тоже ничего не сказал...
Ни Илларион, ни Смолятич никак не сравнивают обращенные в христианство народы "от язык" между собой - они все вкупе сравниваются с "избранным народом".
Вопреки Вашей, Лемурий, концепции мифической русской схизмы, ни Илларион, ни Климент в таковой не засветились - абсолютно. И в симпатиях к язычеству - тоже.
Климент, как и положено доброму христианину, не ищет подпорок своим мыслям помимо Писания.
Рахиль украла отцовских идолов - и Климент сопоставляет это деяние с принятием христианства народом "от язык". А что дала Рахили кража идолов? Она переключила помощь от Богов с отца на себя, похитила Богов. Так и языческие народы похитили у евреев Бога.
Последний раз редактировалось Nikola 27 дек 2011, 10:10, всего редактировалось 1 раз.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 27 дек 2011, 10:41

Konrad писал(а):Жемчуг - символ души у парфян, курдов, персов. Нехристиан. В христианство проникло из зороастризма и манихейства.

В данном случае даже гадать не надо - сам Автор расшифровывает:

    единъ же изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла чресъ злато ожереліе

А по поводу жемчуга и лона Авраамова читайте притчу о купце и драгоценной жемчужине, что подобна Царству Небесному (Мф.13:45-46).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 27 дек 2011, 11:02

Nikola писал(а):Смолятич ни о каких потомках (в том числе и о метафорических) Рахили и Лии ни полслова не сказал! Прочтите, наконец, то, что написал Климент, а не то, что ВЫ ему приписали! А написал он - "прообразом чему была". Прообраз - не предок, ни в каком смысле. И о потомках Рахили как прообразе языческих народов Климент тоже ничего не сказал...

Вот если бы увидел, что Вы читали и разбирали текст повторный раз вопрос не задавал бы. Вот Новый вник в СЗБ и ПКС. Они далеки от канонического христианства. Но для этого Вам надо литературу прочитать по СЗБ, начиная со Жданова, Присёлкова, Барац, Розова и др.

Вот краткий обзор: :arrow: "Каган" в титулатуре Древней Руси

Nikola писал(а):Рахиль украла отцовских идолов - и Климент сопоставляет это деяние с принятием христианства народом "от язык". А что дала Рахили кража идолов? Она переключила помощь от Богов с отца на себя, похитила Богов. .

Если пропустили, напомню: было три этапа Завет-Закон-Благодать. Рахиль (прообраз от языцей) была на переходном этапе Завет-Закон. Если она приняла Закон, то не могла поклоняться отеческим идолам в монотеистической вере, если же это только метафорическое предположение и ветвь Рахиль НЕ приняла Закон, а украв отеческих идолов, поклонялась им, то каким образом:

    "народ из язычников преуспевал в добродетели веры" (ПКС)
т.е. верил в ТОГО ЖЕ иудейского (христианского) Бога ?
Здесь как не крутите - схизматические постулаты, попытка оправдать языческий период, представив его истинным путем к Благодати.

Nikola писал(а):Так и языческие народы похитили у евреев Бога.

И после этого Вы утверждаете, что СЗБ и ПКС читали :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 27 дек 2011, 14:09

Лемурий писал(а):
Konrad писал(а):Жемчуг - символ души у парфян, курдов, персов. Нехристиан. В христианство проникло из зороастризма и манихейства.

В данном случае даже гадать не надо - сам Автор расшифровывает:

    единъ же изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла чресъ злато ожереліе

А по поводу жемчуга и лона Авраамова читайте притчу о купце и драгоценной жемчужине, что подобна Царству Небесному (Мф.13:45-46).


Да не факт. "Сказание о жемчужине", которое Мещерский цитирует, - парфянское. Доказано Элиаде и Виденгреном. А вот символика согдийцев:
Притча о хозяине и работнике

...И вот произошел спор, который они не могли уладить. На следующий день они предстали перед судьей. Владелец жемчуга сказал:
- Господин, я нанял этого человека на один день за сто золотых динаров, чтобы он сверлил мой жемчуг. Он не сверлил жемчуга, а теперь требует у меня оплаты.
Работник сказал:
- Господин, когда сей благородный человек увидел меня на базаре, он меня спросил. "Эй, какую работу ты можешь делать?" Я ответил: "Господин, какую бы работу вы мне ни приказали делать, я ее выполню". Когда же он привел меня в свой Дом, то приказал мне играть на чанге. До наступления ночи я играл на чанге по приказу хозяина.
Судья решил:
- Ты нанял этого человека на работу, почему же ты не приказал ему сверлить жемчуг? Почему же ты вместо этого приказал ему играть на чанге? Работнику следует уплатить сполна. Если же тебе нужно сверлить жемчуг, дай ему других сто золотых динаров, и он будет сверлить твой жемчуг в другой день.
Итак, владелец жемчуга должен был уплатить работнику сто золотых динаров, жемчуг остался несверленным до другого дня, а сам он преисполнился стыда и сокрушения.
Мудрец истолковал рассказ этот так: сведущий в искусствах и ремеслах есть [тело]. Сверлильщик жемчуга - это тело. Сто динаров означает жизнь длиною в сто лет. Владелец жемчуга - это душа, а сверление [?] жемчуга означает благочестие.

Тот истинный святой (избранник), кто спасет много людей от Ада, и укажет им на путь к Раю. И теперь я приказываю вас, слушателей, доколе есть сила в вашем теле, стремиться к спасению души. Держите мои заповеди и мои слова в памяти, Прямой Путь и Истинную Землю, которую я показал вам в Священной Религии. Стремитесь пройти то той Земле так, чтобы вы присоединились ко мне в жизни вечной.

Вслед за этим все слушатели стали очень радоваться и были счастливы, из-за божественных слов и бесценных наставлений, которые они получили от Апостола Господа нашего - Мани. Они отплатили ему истинным преклонение, и получили ...

И снова Апостол, Господа - Мани сказал так: "Мудрый и любящий душу человек (ревизор) должен делить день на три части. Первая часть должна быть посвящена службе королям и господам так, чтобы их величество были довольны, и что бы они не стали коварными и не начали ссориться. Вторую часть отдайте преследованию мирских дел, к паханию и сеянию, к распределению и наследованию, покупке и продаже, так, чтобы ваш дом был в порядке, жена и дети не нуждались, не находиться в бедствии, а также родственники, друзья, и желанные (люди) могли пользоваться ... (далее обрыв текста)
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 27 дек 2011, 15:28

Keil писал(а):Если бы было по вашему и подразумевалось, что все "запущено" именно христианским богом, то в тексте Игорь благодарил бы за побег не Донец, а этого бога. Но он благодарит именно Донец.
... Ограниченная или нет, но это помощь, за которую князь Игорь благодарит Донец. Слов благодарности христианскому богу за побег в Слове нет. А если было бы все, как вы утверждаете, «запущено» именно христианским богом, то слова благодарности непременно бы были. Сравните с летописными свидетельствами:

князь, «Се же вставъ, ужасенъ и трепетенъ, и поклонися образу Божию и кресту честному, глаголя: «Господи сердцевидче! Аще спасеши мя, Владыко, ты недостойнаго!» И возмя на ся крестъ и икону, и подоима стѣну, и лѣзе вонъ». «Се же избавление створи Господь».
Вот это действительно «запущенно» христианским богом. И благодарят и просят здесь именно христианского бога. «Се же избавление створи Господь», «не оставить бо Господь праведнаго в руку грѣшничю» - вот это и есть христианское осмысление событий. В Слове ничего подобного нет.

В "Слове", конечно, иная "подача материала", кто бы спорил. Давайте сравним. И убедимся, что существуют разные аспекты сравнения. В "Слове" нет молитвенно-покаянных мотивов, но христианское осмысление событий ими одними не исчерпывается. Обратите внимание, что ни в Ипатьевской летописи, ни в Лаврентьевской не пишется, что Игорь благодарит Бога за помощь, а вообще-то мог бы. А он "прямиком" к Святославу поехал, предпочтя, что называется, мирскую суету. Вы скажете, что для христианского источника молебен "сам собою разумелся?" Так ведь "трепет" перед началом побега - тоже очевиден, иначе не бывает, а об этом пишется... А молебен очень кстати был бы для торжественной концовки, для той самой христианской акцентуации, которую вы вообще-то совершенно верно усматриваете в летописях. Однако факт - нет там ничего о благодарении. А в СПИ оно есть. Игорь едет молиться (Богородице, но вы ведь понимаете, что она относится к той же культовой системе).
Keil писал(а):
Новый писал(а):... потом, в итоге, едет к Богородице Пирогощей, и, наверное, не для осмотра достопримечательностей церкви, а для благодарственного молебна.

Может Игорь и молился (чего мы не знаем, это предположительно), вот только автор не хочет писать не о каких благодарностей христианскому богу (что абсолютно точно).

Ну как же не хотел, и как же "абсолютно точно"? Он абсолютно точно (а не предположительно) именно что молился, других вариантов просто нет. В те времена в церкви ни на экскурсии, ни слушать музыку не ходили, туда ходили ТОЛЬКО молиться (впрочем, иногда ещё - грабить, но это я, наверное, имею право для данного случая исключить). Учитывая, насколько авторитетно для вас мнение Адриановой-Перетц, замечу: ДАЖЕ она пишет, что Автор:

"... в конце концов направил князя Игоря благодарить за благополучный побег к Богородице Пирогощей..." (перед самым концом статьи, "страничка" 318 в тексте, выложенном в библиотеке раздела СПИ в проекте "Точка зрения")

И это благодарение - именно ПОДЫТОЖИВАЮЩЕЕ, финальное, замыкающее цикл, который начинается словами о Боге, кажущем путь, т. е. "режиссёре" действа (ИМХО, конечно). Кстати, насчёт диалога с Донцом: то, что Игорь отвечает, а не сам начинает разговор, - действительно не аргумент, здесь я с вами соглашусь. Но Донец он благодарит "по пути" и как равного, как "друга", да они же, что характерно, и обмениваются "равнохвалебными" чествованиями: "Не мало ти величия..." Т. е. - "молодец, дружище, орёл, пособил, не подставил, не то что та река-змея..." Олицетворение - да, обожествления - ни капельки. Впрочем, вы пишете, что и не говорите про обожествление (стихий?), но, если так, где же "язычество"? В том, что касается поэтики, между нами расхождений нет, она вся действительно пронизана фольклорно-почвенной по истокам образностью, отсюда и одушевление сил природы. Вы скажете, что это идёт "от язычества"? От языческих времён, безусловно, но поэзия - это одна из очень древних сфер человеческой деятельности, вероятно, не менее древняя, чем металлургия или земледелие, и вполне естественно, что и зародились, и сформировались поэтические навыки любой этнообщности задолго до появления всемирно ориентированных религиозных систем. Они когда-то прилагались, естественно, в том числе и к мифам, и к чествованию божеств, но не только. Так же, как, допустим, строительное искусство прилагалось в том числе (но не единственно) к возведению капищ, а потом те же навыки служили для создания церквей. Поэтика не может быть ни "языческой", ни "монотеистической", так же, как, между прочим, и сам язык (который никто ни у кого не мог бы "украсть", даже если бы и захотел, - язык просто свой, и всё, независимо от мировоззрения), и земледелие, и металлообработка, и вообще вся житейская атрибутика.
Keil писал(а):Отсутствие художественного осмысления событий в поэме является одним из главных признаков художественного метода автора Слова...
Новый писал(а):Для меня и суд Божий, и то, что Бог кажет Игорю путь, и Богородица Пирогощая (в том числе) - показатели того, что, при всём мирском, а не церковном характере произведения и при всех народно-поэтических вольностях, автор - верующий христианин.

Разве я ставил вопрос подобным образом? Вы смотрите шире, чем поставлен вопрос и уходите в сторону, на вопрос не отвечая.
... Принципиально важным для нас является только то, что в Слове полностью отсутствует христианское осмысление событий. И это абсолютный факт уже до нас доказанный. Так о чем спор?
Новый писал(а):Это НЕ доказанный факт, откуда вы это взяли.

Это доказанный факт. И доказан он впервые и наиболее обстоятельно Адриановой-Перетц в статье, которую по вашим заверениям вы читали.
... Вы все время уходите куда-то в сторону. Я не спрашиваю вас, мог или не мог данное произведение написать язычник или христианин. Это все вопросы последующие. У меня вопрос гораздо более узкий. Как вы считаете, есть ли в Слове христианское осмысление событий, если да то где?
Новый писал(а):... что вы называете христианским осмыслением событий?

А вот этот вопрос реально странный. Прям ошарашили. После такого длинного обсуждения вы задаете такой вопрос. Я называю христианским осмысление событий тоже, что Адрианова-Перетц. Поездка к Богородице, указывание богом направления и т.п. к христианскому осмыслению событий никакого отношения не имеют. Я вам уже отмечал, что не отрицаю наличие христианской лексики, я отрицаю наличие христианского осмысления событий. Еще не увидели разницу?

В первом цитируемом предложении вы наверное, хотели сказать "отсутствие ХРИСТИАНСКОГО осмысления событий"?
Что касается разницы между лексикой и способом осмысления событий, она мне, поверьте, хорошо известна. Но лексика играет не только декоративную роль, а является и тем средством, с помощью которого подаётся это осмысление. Поэтому отделить её от вопроса, который вы хотите "сузить", всё-таки нельзя. И некорректно с научной точки зрения (ИМХО: я понимаю, что вы считаете иначе) сначала избирательно вычленять явно христианские элементы "Слова", а потом объявлять всё остальное показателем авторской философии и позиции. Это уже, что называется, не "чистый" эксперимент. Без Бога, кажущего путь, и Богородицы Пирогощей, и "побарая за христьяны..." это была бы уже иная поэма, но мы-то обсуждаем реально существующую, поэтому учитывать необходимо всё.
(В скобках: насколько мне помнится, есть и такая точка зрения, что христианский финал сделан, для "камуфляжа", чтобы поэму не сожгли церковники: увидят благочестивую концовку - сочтут, что весь текст "нормальный". Но, на мой взгляд, не катит такая версия. Вот почему. Во-первых, "Слово" писалось не для церковников, а для некоего круга людей, для коих были вполне приемлемы все его детали, и эти люди были наверняка способны позаботиться о размножении текста. Во-вторых, монахи были народом терпеливым и, если что к ним попадало, читали, я полагаю, полностью, да и времени у них хватало, темп жизни был иной, и на самолёт опоздать никто не боялся. Крайне наивно было бы рассчитывать на то, что "глянут и отложат". В-третьих - эти мои рассуждения подтверждаются фактом. Некоторые люди со "Словом ознакомились основательно, о чём свидетельствует "Задонщина". Так что мы имеем дело с подлинным, аутентичным текстом)
Поехали дальше. Я смотрю не шире, чем надо, и не ухожу в сторону, поскольку мировоззрение автора "Слова" (язычник или христианин) - один из самых ключевых для нас вопросов, этим и определяется, христианской или языческой является поэма.
Далее. Вы опять торопитесь называть дискуссионное доказанным. Вот, для пользы дела, выдержка из статьи Адриановой-Перетц, о том, что в "Слове":

"... нет и следа философии истории, которую внушало феодализированное христианство. Зато эта концепция созвучна историческому мышлению устного эпоса. Потому-то „Слово“, как и народный героический эпос, лишено религиозного осмысления событий, воззваний к помощи потусторонних сил, религиозной чувствительности, — всего того, что отчетливо проступает в летописных повестях о походе Игоря Святославича, но что совершенно чуждо устному эпосу."

Вы с этим, видимо, полностью согласны. Я - нет. Теперь отвечу на ваш вопрос: есть ли в "Слове". с моей точки зрения, христианское осмысление событий? На мой взгляд - ЕСТЬ. "Воззваний" действительно нет, но религиозная чувствительность... см. первый пункт этого моего длинного поста - о том, что именно в СПИ Игорь едет на молитву ПОСЛЕ побега. Т. е. в летописи - "помоги", а здесь - "благодарю за помощь". Здесь, я бы сказал, меньше "корыстной религиозности", и ни в коем случае нет НАВЯЗЧИВО христианских мотивов, они были бы антипоэтичны. Но "осмысление"? О том, что Бог кажет Игорю путь, я писал уже раньше... "Суд Божий"? Человек, которого колокола Софии зовут к заутрене, может быть религиозно судим только единым Богом. Далее, многократное "поганые" (я понимаю, что вы это иначе трактуете, и продолжу об этом позже, но вы же хотели знать мою точку зрения)...
Не считаю правильным рассуждать в режиме "белое - чёрное": или - нет христианского осмысления, или оно должно быть навязчиво-монашеским. В древнерусской литературе, как, впрочем, и в любой другой, имеличь не только лишь крайности, но и полутона. Давайте действительно пока не обсуждать былины (вы не хотите, и хорошо, и так хватает вопросов... и о "Песни Песней не будем сейчас дискутировать, это увело бы в сторону), ограничимся книжными древнерусскими произведениями.
Keil писал(а):Поймите наконец, что пример с Мамаем вообще к делу не относится. Там везде есть христианское осмысление событий. Вопросы взаимоотношения фольклора и литературы не наш вопрос.

Относится это к делу, поскольку это один из тех самых "полутонов". В "Сказании о Мамаевом побоище№ ЕСТЬ христианское осмысление событий, но НЕ ТОЛЬКО. Там святые не сражаются вместо воинов, воздаётся, и очень выразительно, должное удали этих последних, и мы видим синтез героики "Слова" (которую совершенно правильно отмечает Адрианова-Перетц) с христианской религиозностью. Опять таки - не будем зацикливаться только на крайних примерах, один из образцов которых - летописное сказание о Куликовской битве.
Keil писал(а):
Новый писал(а):... такой и меньший уровень христианизированности текста в христианских странах бывал сплошь и рядом - возьмите хоть те же рыцарские романы, где там христианское осмысление событий?

Можно из древнерусской литературы?

Можно. Гляньте, во-первых, "Девгениево деяние". Там, конечно, Бог упоминается, и помощь Божья, но так, вскользь; крещение ранее некрещеного царя, достигается "силовыми" методами, налицо акцентуация не религиозных мотивов, а ратной удали и любовной тематики (особенно там, где о "Стратиговне"); и там, в конце той части, что про царя Акира, вы увидите "волхвов" всесте с "фарисеями" на службе в "Греческой" христианской земле и разные "чудеса". Утомительно пересказывать. Вы напишете, может быть, что это перевод; дело, однако, в том, что в те времена в переводы при желании вставлялось то, что переводчику заблагорассудится, а факт, что этот текст - такой, какой есть. Значит, приемлемым был и для читателя русского, и для книжника.

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4893

Далее, посмотрите "Повесть о взятии Царьграда крестоносцами". Не длинная вещь, но и не самая миниатюрная, а между тем Бог и Дух Святой упомянуты только по одному разу, и относительно вскользь, больше религиозной терминологии, кроме именования церквей, не имеется, и осмысление самое "земное": империя погибла (читайте в конце) "в сваде цесареве". Ни о наказании свыше, ни о грехах - ничего. А между тем вполне христианская вещь, нет в ней "альтернативных" моментов.

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4950

Видите - было в древнерусской литературе и такое. Так что не стОит уверенно выносить "Слово" за пределы того, что мыслимо в рамках христианского мироощущения.
Продолжение следует.
Последний раз редактировалось Новый 27 дек 2011, 15:37, всего редактировалось 4 раз(а).
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 27 дек 2011, 15:29

Лемурий писал(а):
Konrad писал(а):Жемчуг - символ души у парфян, курдов, персов. Нехристиан. В христианство проникло из зороастризма и манихейства.

В данном случае даже гадать не надо - сам Автор расшифровывает:

    единъ же изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла чресъ злато ожереліе

А по поводу жемчуга и лона Авраамова читайте притчу о купце и драгоценной жемчужине, что подобна Царству Небесному (Мф.13:45-46).


В Слове образ богаче, чем в Библии на целое "ожерелье", т.е. заимствование образа тут крайне мало вероятно, или же, приведите пример подобного обращения с Библейскими образами: когда при цитировании Библейский образ подобным образом "разворачивался" и дополнялся. Жемчуга и у нас тут по рекам вполне себе хватало, так что "изронить драг камень через золотое ожерелье" как эвфемизм унылого конца - запросто и не библейский символ.

Тем паче, что христиане (насколько я понимаю, поправьте, если ошибаюсь) верят, что душа "улетает" на небеса, а не падает в траву. Так что и ТУТ смысл фразы совершенно иной, по сравнению с библейским образом, заимствование фактически невозможно.
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Nikola » 27 дек 2011, 15:57

Ну вот опять за рыбу гроши... где автор говорит, что Игорь едет к Пирогощей молиться?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 27 дек 2011, 16:05

Именно. Мы должны быть позитивистами.
Последний раз редактировалось Konrad 27 дек 2011, 18:46, всего редактировалось 1 раз.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Новый » 27 дек 2011, 16:44

Nikola писал(а):Ну вот опять за рыбу гроши... где автор говорит, что Игорь едет к Пирогощей молиться?

Он нигде не говорит, поскольку вариантов нет других - для чего едет. Какие ещё могут быть варианты? На танцы или на чаёк?..
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 27 дек 2011, 17:26

Новый писал(а):
Nikola писал(а):Ну вот опять за рыбу гроши... где автор говорит, что Игорь едет к Пирогощей молиться?

Он нигде не говорит, поскольку вариантов нет других - для чего едет. Какие ещё могут быть варианты? На танцы или на чаёк?..


На стрелку со Святославом, или, может - на митинг с народом. Факт в том, что автор не говорит зачем он едет, говорит только его направление: т.е. он едет на гору, а не с горы :)
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Nikola » 27 дек 2011, 19:09

Новый писал(а):
Nikola писал(а):Ну вот опять за рыбу гроши... где автор говорит, что Игорь едет к Пирогощей молиться?

Он нигде не говорит, поскольку вариантов нет других - для чего едет. Какие ещё могут быть варианты? На танцы или на чаёк?..

А где сказано, что едет к иконе? Храмы часто известны не по своему изначальному имени, а именно по почитаемой иконе, так что - уже не икона, а храм. По храму называется ЧАСТЬ ГОРОДА. Это - топонимика. Что, собственно, должен делать князь, дружина и братья которого остались в плену? Деньги искать на выкуп... а не молиться. Точнее, молиться как раз должен - но писать про это не должно! Это в порядке вещей. Исключение - если язычник вдруг обратился в Христову веру. Но Игорь-то - не язычник! И даже грешником его автор не показывает.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 27 дек 2011, 20:04

Konrad писал(а): "Сказание о жемчужине", которое Мещерский цитирует, - парфянское. Доказано Элиаде и Виденгреном. А вот символика согдийцев:
Владелец жемчуга - это душа, а сверление [?] жемчуга означает благочестие...

Вот видите, Душа не жемчуг, а его владелец, а в СПИ недвусмысленно: "жемчюжну душу".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 27 дек 2011, 20:56

Ну, сам жемчуг там не истолкован, он как бы отождествляется с владельцем. А прямо душа называется жемчужиной в "Песни о жемчужине", на которую ссылается Мещерский, и это парфянское сочинение.
http://www.infanata.com/society/religio ... jstvo.html
Жемчуг - символ души также у персов, курдов. Говорят мне, что и у осетин.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Homo Sapiens » 27 дек 2011, 22:41

Новый писал(а):Можно. Гляньте, во-первых, "Девгениево деяние". Там, конечно, Бог упоминается, и помощь Божья, но так, вскользь; крещение ранее некрещеного царя, достигается "силовыми" методами, налицо акцентуация не религиозных мотивов, а ратной удали и любовной тематики (особенно там, где о "Стратиговне"); и там, в конце той части, что про царя Акира, вы увидите "волхвов" всесте с "фарисеями" на службе в "Греческой" христианской земле и разные "чудеса". Утомительно пересказывать.


Это вот тут нет христианского осмысления?:

"«О чудо преславное, ниспосланное Богом! Кто этому не дивится? Какую удаль проявил молодой отрок, догнав лося быстрее, чем лев! От Бога дана ему сила над всеми. А как победил медведя без оружия! О чудо преславное! Видим юношу четырнадцати лет, но не из обычных людей он, а самим Богом создан»."

или тут?:

"И крикнул ему дядя: «Иди, чадо, сюда и брось этих мертвых. Здесь иной зверь, живой, это не то что лося разорвать надвое: это свирепый лев, с великой осторожностью подходи к нему». Отвечал ему юноша: «Господин мой, дядя! Надеюсь на Творца, и на могущество Божье, и на молитву родившей меня матери»."

...
Kind Regards,
Homo Sapiens Neanderthalensis.
Аватара пользователя
Homo Sapiens
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 15 апр 2009, 23:03
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 39