Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Konrad » 19 май 2012, 15:52

Ну вот для Владимира Ярославича самым главным вопросом бьла судьба Игоря, мужа его сестры.
Как многим известно, в излагаемом в Девибхагавата-пуране мифе о Шумбхе и Нишумбхе прослеживается мотив брачного поединка. Богиня отвечает посланцу братьев-асуров, который предлагает ей выйти за одного из них замуж: «По детскому неразумию некий обет, о государь, был дан мною прежде / Случайно, когда я играла в уединенном месте с подругами. // Гордая своим телом и своею силой, подругам в тайне [я сказала]: / «Равного мне по мощи героя, который одолеет меня в битве, // Того я изберу в мужья, зная его сильные и слабые стороны» (ДБхП 23.62 – 64). Интеренсо отметить, что подобный обычай брачного поединка был распространен среди народов Средней Азии, например, среди саков: «Кто из саков хочет жениться на девушке, должен вступить с ней в борьбу. Если верх в борьбе остается за девушкой, то побежденный борец становится ее пленником и поступает в ее полное распоряжение; только поборов девушку, может юноша взять ее в свою власть». Этот обычай существовал в Средней Азии и в дальнейшем, например, в IX – XIII веках. Если победу одерживала невеста, то это считалось позором для жениха. Однажды невеста-княжна подножкой свалила своего жениха - огуза Масуда, бывшего султаном Газни в 1030 – 1041 гг. Тюркский автор Махмуд ибн Хасан ибн Мухаммед аль-Кашгари утверждал, что именно тогда появилась поговорка: «Не борись с девицами, не состязайся в беге с молодыми кобылицами». Подобная же аланская тема брачного поединка нашла свое отражение в германо-скандинавской мифологии и эпосе в сюжете сватовства Гунтера (сканд. Гуннара) к Брюнхильд (Брюнхильде). Согласно одной из версий, дева-воительница Брюнхильд намерена выйти замуж лишь за того, кто одолеет ее в атлетических состязаниях (в случае поражения претендента ждет смерть). За Гунтера эти испытания выдерживает Зигфрид (Сигурд), однако потом обман раскрывается, и Брюнхильд подстрекает Гунтера к убийству Зигфрида. В. М. Жирмунский видит исток этого сюжета в богатырской сказке и приводит, в частности, русскую сказку о сватовстве царевича к правящей далёким царством богатырской деве: помощник царевича, выдержав вместо него испытания, которым она подвергает женихов, укрощает богатыршу на брачном ложе побоями, но становится жертвой её мести после того, как обман раскрывается, — она отрубает ему ноги; разоблачённого супруга богатырша превращает в свинопаса, впоследствии безногий помощник вызволяет его.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 20 май 2012, 18:10

Zinchenko_tanya писал(а): По тексту «Слова…» Владимир был насильно женат на половчанке, когда был в плену« сокольца ( Владимира Игоревича) опутаеве красною девицею» .
В народной поэзии « опутать» значит женить насильно с помощью ворожбы, приворота.

Добрый вечер, Татьяна.

В летописи: "Тогда же на полъчищи Кончакъ поручися по свата Игоря, зане бышеть раненъ." (Ипат.1185)

В СПИ: "ту кроваваго вина не доста, ту пиръ докончаша храбріи русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую..."

Zinchenko_tanya писал(а): «Такая женитьба пленного Владимира на победительнице Кончаковне оскорбительна для мужа и его родственников. Гзак предполагает, что русские будут мстить за эту обиду и если свадьба состоится « опутаеве сокольца красной девицей, ТО ПОЧНУТЬ НАЮ ПТИЦЫ БИТИ ВЪ ПОЛЕ ПОЛОВЕЦКОМЪ».

Вы слишком идеализируете Игоря. Они с Кончаком и ранее встречались, когда в 1181 г. бежали вместе на Святославовом насаде, разбитые Мстиславичами.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 20 май 2012, 19:09

Ипатьевская летопись - не хроника, а свод хроник. И записи сделаны отнюдь не в те сроки, под которыми зафиксироованы события. Игорь был сватом Кончака на момент записи, но был ли он им на полчище - сказать нельзя. Но и Слово тоже не на поле слагалось!
Объективно русские князья не лучше половецких ханов, такие же разбойники и работорговцы - но это князья НАШИХ предков. Поэтому нафих объективность... Но само-то Слово НЕ ЧЕРНИТ ПОЛОВЦЕВ. Да, призываются князья дать им полный и решительный отлуп - но просто потому, что по ситуации половцы - противник, а не потому, что половцы плохие...
Но не Татьяна идеализирует Игоря - это делает автор Слова.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 21 май 2012, 08:42

Здравствуйте, Nikola!
Хороший вопрос «…получается брак Игоревича и Кончаковны - притом Игоря вообще никто не спрашивает, быть свадьбе или нет - решают половецкие ханы.
Вопрос возникает - а зачем вообще этот эпизод понадобился автору?»
Образ Владимира Игоревича необходим автору. Во –первых ,для того чтобы отметить временную точку на линии рода Игоря « от старого Владимира (ум 1015г) до нынешнего Игоря», из которой автор смотрит на всё своё произведение «певше песнь старымъ княземъ Игорю Святъславличу, буй тур Всеволоду( прошлое время) Владимиру Игоревичу(будущее время), а миг между прошлым и будущем -время настоящее . Во -вторых эпизод, сообщающий о свадьбе Владимира Игоревича, оправдывает композицию «Слова…» , написанную на основе свадебного обряда мужского и женского. Свадьба следует после обряда инициации , юноше рассказываются о деяниях предков , а сам испытуемый должен добыть себе невесту. Мужской свадебный обряд состоит из традиционных мотивов : богатырское детство, дорога к подвигу, битва, последствия битвы. Автор в «Слове….»воспроизводит древнейшие формы брачной поездки героя, добычи невесты из чужого рода с преобладанием воинских интересов. Поэтому сюжет брачной поездки принимает героический характер. Женский свадебный обряд состоит в основном из плачей невесты. Эту тему в «Слове…» подробно разбирали и я и Роберт Манн .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 23 май 2012, 09:25

Zinchenko_tanya писал(а):Женский свадебный обряд состоит в основном из плачей невесты. Эту тему в «Слове…» подробно разбирали и я и Роберт Манн .

Доброе утро, Татьяна!
Вот задавал Вам с Робертом этот вопрос, но так ответа и не получил: кто в СПИ плачет на угоре, переживая за предстоящее расставание с "отчим домом", если не Святослав в своём сне. Иронический какой-то "свадебный обряд" получается.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 май 2012, 12:57

Здравствуйте, Лемурий!
Лемурий писал : «Вот задавал Вам с Робертом этот вопрос, но так ответа и не получил: кто в СПИ плачет на угоре, переживая за предстоящее расставание с "отчим домом", если не Святослав в своём сне. Иронический какой-то "свадебный обряд" получается».

Основные особенности первобытной народной поэзии - её связь с обрядом. В обряде в символической форме отражается общественная действительность . Поэтому начало поэзии надо искать в «старых словесах», в народном творчестве. В «Слове…» свадебный обряд претерпел творческую переработку, и автор приспособил его к новым общественным условиям. Поэтому , рассматривать текст «Слова …» можно только в обрядовом действии. Общие представления о свадьбе и смерти приводили к созданию близких поэтических образов, передающих переход невесты в другую социальную группу и переход покойника в другую форму бытия «Погибашеть жизнь Даждьбожа внука». Такой уход представляется как перемещения девы с земли на море( образ хаоса , загробного мира), иногда такое перемещение передавалось, как перелёт птицы, что связано с древними изображениями смерти, как цепочки зооморфных представлений « Встала обида въ силахъ Дажьбожа внука вступила ДЕВОЮ на землю Трояню въсплескала ЛЕБЕДИНЫМИ крылы на синемъ море…». Кто кроме Бориса Вячеславича из князей ещё погиб в 1078 г, когда Олег « мечёмъ крамолу коваше»? Погиб Изяслав, названный в «Слове… Даждьбожим внуком».Причина смерти Бориса и Изяслава (Даждьбожьего внука) явилась ссора Всеволода и Олега в 1078г. и их обида друг на друга. Борис погибает в бою «за обиду Ольгову», а Изяслава (Даждьбожий внук) принял смерть за обиду Всеволода «Встала обида в силах Дажьбожа внука…».
Перейду к другому акту свадебного обряда « сну невесты». Утром каждая невеста рассказывает один и тот же сон ,разумеется, похожий на сон Святослава. Про то, как хорошо жилось ей дома и как ей будет плохо на чужой стороне, которая символически обозначалась морем, символом загробного мрачного мира .
«Страшный сон привиделся
Мягкая – то постелюшка
Да как на синем море».
(Русская свадьба Москва 1983стр . 50)
Этот плохой вещий сон предсказывал невесте в будущем тяжёлую жизнь, которая символически представлена перемещением по зонам мироздания с земли на море. И в «Слове…» счастливая жизнь Святослава « в Киеве на горах …» закончилась во сне передвижением «к синему морю» , месту обитания дьявола. Повторяемость жизненных ситуаций помогла народным исполнителям создать общую форму выражения человеческого горя. Её и использовал автор «Слова…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 23 май 2012, 14:04

Zinchenko_tanya писал(а): Погиб Изяслав, названный в «Слове… Даждьбожим внуком».

"Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась..." и где здесь имя Изяслава? Жизнь в древнерусском - это достояние, но не совр. значение.

Zinchenko_tanya писал(а): Перейду к другому акту свадебного обряда « сну невесты». Утром каждая невеста рассказывает один и тот же сон ,разумеется, похожий на сон Святослава. Про то, как хорошо жилось ей дома и как ей будет плохо на чужой стороне, которая символически обозначалась морем, символом загробного мрачного мира ... И в «Слове…» счастливая жизнь Святослава « в Киеве на горах …» закончилась во сне передвижением «к синему морю» , месту обитания дьявола...

"Лёд тронулся, господа присяжные заседатели.." (с)

Во-о-от именно так, Святослав в образе невесты, плачущей на угоре перед покиданием "отчего" (Всеволода Ольговича) "дома":

    - Уже доски без крепежа в моем тереме:

    "Мне не много ночесь спалося,
    Мне во снях грозно казалося:
    Будто ночесь во темной ноченьке,
    Что у вас, мои родители,
    Что у вас, мои сердечные,
    Все тыночки раскатилися,
    Все столбы да пошатилися,
    С теремов верхи повынесло..
    .
    -------
    Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: в 3 т. М., 1909-1910 т.3, с.97 // Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М, 2009, С.18
Токмо не пишите, что это "героическое" изображение плачущего князя, боящегося потери своего "терема".

А чи диво ся, братіе, стару помолодити?
Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ, не дастъ гнезда своего въ обиду
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 май 2012, 15:18

Лемурий писал: « Жизнь в древнерусском - это достояние, но не совр. значение.»
Лемурий внимательно читайте : «погибашеть жизнь Даждьбожа внука, въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась..." . Когда «вѣци человѣкомь скратишась», когда « погибашеть жизнь».При чём здесь какое –то достояние .
А сон невесты и сон Святослава сближают только поэтические образы, развивающие одну тему, которая повествует о их, в будущем, горькой участи.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 23 май 2012, 15:57

Zinchenko_tanya писал(а):При чём здесь какое –то достояние...

    Слово "жизнь" употреблялось русской летописью XIIв. только в значении имущества, достояния, достатка.
    --------
    А. С. Орлов "Слово о полку Игореве", М.— Л., Изд-во АН СССР, 1938, с.107

Уж поверьте старому эксперту Измаилу Ивановичу:

Срезн.
Изображение

πολιτεία (греч.) = состояние
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 май 2012, 16:46

Слово "жизнь" употреблялось русской летописью XIIв. только в значении имущества, достояния, достатка.
--------
А. С. Орлов "Слово о полку Игореве", М.— Л., Изд-во АН СССР, 1938, с.107
Лемурий, вот текст из произведения 12 века «погибашеть жизнь Даждьбожа внука, въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась..."О том, что время человеческой жизни сокращается , я вижу. Где в данном тексте Вы нашли хоть какой –то намёк на«имущество, достояния, достаток»?
Автор , написав однажды, «погибашеть жизнь Даждьбожа внука», второй раз повторяет эту же мысль ,используя общие представления о свадьбе и смерти и близкие поэтические образы, передающие переход невесты -лебёдушки в другую социальную группу и переход покойника в другую форму бытия . Такой уход представляется как перемещения девы с земли на море в образе птицы – лебедя(утицы), что связано с древними изображениями смерти, как цепочки зооморфных представлений « Встала обида въ силахъ Дажьбожа внука вступила ДЕВОЮ на землю Трояню въсплескала ЛЕБЕДИНЫМИ крылы на синемъ море…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 23 май 2012, 17:57

Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий, вот текст из произведения 12 века «погибашеть жизнь Даждьбожа внука, въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась..."О том, что время человеческой жизни сокращается , я вижу. Где в данном тексте Вы нашли хоть какой –то намёк на «имущество, достояния, достаток»?

Прямой и непосредственный. Достаток Даждьбожа внука (=князей) погибает в междоусобицах, а не чья-то "человеческая жизнь". Читайте Срезневского, он переводит это слово в ЭТОМ отрывке как πολιτεία (греч.) = состояние.

Сравните:

    «При сих [новгородских] князех сеяшется и ростяше усобицами, гыняше жизнь наша, въ князех которы, и веци скоротишася человеком»
    (Приписка к конце "Апостола" Домида, книгописца псковского Пантелеймонова монастыря, относящаяся к событиям 1307)
"Веци" напомню по первому значению Иоанна Дамаскина: Каждого человека житие называется век;

Изображение

Если "жизнь" в этом отрывке принять как Вы предлагаете за человеческую жизнь (vita) то получится МАСЛО МАСЛЕНОЕ: Жизнь и Веци.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 май 2012, 21:00

Жизнь – существование человека. А век – период времени - (золотой век , бабий век, на века – навсегда, испокон веков -с давнего времени.и т.д
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1490
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 24 май 2012, 00:44

Крайней мере в покаянной речи Игоря из Ипатьевской летописи жизнь явно не имущество:
И все смятено плѣномъ и скорбью тогда бывшюю, живии мертвымъ завидять, а мертвии радовахуся, аки мученици святѣи, огнемь от жизни сея искушение приемши.
corvin
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 24 май 2012, 05:04

Бабий век - именно житие бабы, жизнь в современном понимании. Ибо ПЕРЕХОДЫ продолжаются и после брака.
Теперь - что, собственно, гибнет...
Изображение
Что-то не похоже. что гибель связана с пресечением жития.
Еще в слове - усобица князем на поганых погибе. Не князья гибли - а их противостояние поганым.
Слово ЖИЗНЬ имеет много значений, но в контексте Слова получается именно ДОСТОЯНИЕ.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 май 2012, 06:17

Zinchenko_tanya писал(а):Жизнь – существование человека. А век – период времени - (золотой век , бабий век, на века – навсегда, испокон веков -с давнего времени.и т.д

Вы мыслите современными значениями, а надо древнерусскими. Автор СПИ не наш с Вами современник, а писатель 12 века. Не было Ваших значений у этих слов в то время.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25