Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Евгений » 13 авг 2016, 18:10

Ivanich писал(а): Может грифон - ногай-птица (или как там ее?)

Скорее - птица-удача.
В статье из журнала Фонда "Шёлковый Путь" про ханьские ткани сказано:
Позитивные коннотации монстров, изображённых на тканях, подкрепляются надписями, вытканными между ними. Большинство таких надписей являются традиционными пожеланиями успеха, удачи...

Там в начале в табличке эти пожелания перечислены.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Lukman » 13 авг 2016, 19:21

Евгений писал(а):Происходит от праслав. divъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дивъ (τέρας; Клоц.), также диво (род. п. дивесе, им. мн. дивеса; Син. Пс.), русск. диво, укр. ди́во, болг. ди́вен «чудесный», сербохорв. ди̑ван, чешск. div, польск. dziw «чудо», в.-луж. dźiw — то же, н.-луж. źiw — то же.

Ну пусть праславянское, но это всё-равно не свидетельствует о том, что праславяне не могли данный термин позаимствовать у иранцев, в Восточной Европе тоже обитавших, в древние времена.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Евгений » 13 авг 2016, 19:27

Lukman писал(а):Ну пусть праславянское, но это всё-равно не свидетельствует о том, что праславяне не могли данный термин позаимствовать у иранцев, в Восточной Европе тоже обитавших, в древние времена.

Согласен, только с оговоркой, что позаимствовать могли не слово, а концепцию такой птицы/монстра.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 14 авг 2016, 08:52

Птица-монстр, помимо естественно крыльев (птица же), имеет также отличительную черту - рог.

Евгений писал(а):Вот ещё статейка о дивах-чудовищах (возможных кандидатах на роль обсуждаемого Дива):
A Study on the Auspicious Animal Motifs on Han Textiles in Ancient China
http://www.silkroadfoundation.org/newsl ... _zhang.pdf

Из статьи читаем
The monster characterized by a wing and horn, which was called a griffin, has flown and hovered all over Eurasia.
Монстр, характеризуемый крылом и рогом, который был назван грифоном, летал и парил по всей Евразии.

"Но что ж не вижу я копыта?" (c) :) то бишь рога
А вот он -

Изображение
http://art.biblioclub.ru/picture_40466_ ... ersepolya/

Герой придерживает монстра рукой за рог, чтобы чудовище не убежало, пока вторая рука втыкает меч.

В статье о китайских текстилях читаем также
Such textiles were manufactured during the period of the Han 漢代 and Northern Dynasties (206 BCE – 589 CE), with many of the highest quality examples produced in the Eastern Han period, (25 – 220 CE).
...
In particular, we should consider why lions and winged lions were popular during the Han Dynasty in China. Knowledge of the winged lion seems to have preceded any acquaintance with real lions.

Такие текстильные изделия были изготовлены в течение периода Хань 漢代 и Северных династий (206 г. до н.э. - 589 н.э.), со многими высококачественными примерами, произведенными в период Восточной Хань, (25 - 220 н.э.).
...
В частности, мы должны рассмотреть вопрос, почему львы и крылатые львы были популярны во времена династии Хань в Китае. Знание о крылатом льве кажется, предшествовало любому знакомству с настоящими львами.

Получается, монстры Ахеменидов как раз предшествовали монстрам династии Хань.
Последний раз редактировалось Karl 14 авг 2016, 12:30, всего редактировалось 1 раз.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Lukman » 14 авг 2016, 11:02

Karl писал(а):Получается, монстры Ахеменидов как раз предшествовали монстрам династии Хань.

Так это то как-раз ничего удивительного, экспансия китайцев на Запад, т.е. в Среднюю Азию, как-раз во времена династии Хань и началась, тогда и позаимствовали.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Евгений » 14 авг 2016, 12:14

Lukman писал(а):
Karl писал(а):Получается, монстры Ахеменидов как раз предшествовали монстрам династии Хань.

Так это то как-раз ничего удивительного, экспансия китайцев на Запад, т.е. в Среднюю Азию, как-раз во времена династии Хань и началась, тогда и позаимствовали.

Тут ещё такой момент есть, что в принципе китайцы со скифами/саками/восточными сарматами общались плотно, и задолго до династии Хань. И могли на их вкус начать делать вещи задолго до того, как сами до Средней Азии добрались. Т.е. концепция крылатых монстров и птиц для скифского мира является практически родной, а ахемениды, вавилоняне...
Вот пирамиды с курганами - скифам обязательно было заимствовать в Египте концепцию пирамид, чтобы свои курганы начать насыпать? Конечно, какое-то взаимодействие культурное, обмен идеями я не отрицаю, скифы в Месопотамию и на Ближний Восток ходили, и не раз, а вот роль ахеменидов в генезисе и передаче концепций и образов медведей с крыльями и оленьих рогов с птичьими головами я считаю преувеличенной.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 14 авг 2016, 12:26

Евгений писал(а): Т.е. концепция крылатых монстров и птиц для скифского мира является практически родной, а ахемениды, вавилоняне...

То есть китайцев со львами познакомили скифы?
В частности, мы должны рассмотреть вопрос, почему львы и крылатые львы были популярны во времена династии Хань в Китае. Знание о крылатом льве кажется, предшествовало любому знакомству с настоящими львами.

Львы с рогами у скифов.. хм, свежо.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Евгений » 14 авг 2016, 12:42

Karl писал(а):
Евгений писал(а): Т.е. концепция крылатых монстров и птиц для скифского мира является практически родной, а ахемениды, вавилоняне...

То есть китайцев со львами познакомили скифы?
В частности, мы должны рассмотреть вопрос, почему львы и крылатые львы были популярны во времена династии Хань в Китае. Знание о крылатом льве кажется, предшествовало любому знакомству с настоящими львами.

Львы с рогами у скифов.. хм, свежо.

Львы - отдельная тема, они с буддистами в Китай распространились, из северной Индии, через Памир и таримские княжества, а не со скифами.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 14 авг 2016, 13:25

Евгений писал(а):Львы - отдельная тема, они с буддистами в Китай распространились, из северной Индии, через Памир и таримские княжества, а не со скифами.

Правильнее сказать, буддийские львы - отдельная тема, не имеющая отношения к обсуждаемым монстрам эпохи Хань.
И таримские княжества(?) - это не буддисты, а скорее как раз европеоиды - скифы.
Из Вики-
Обнаружение таримских мумий в начале XX века экспедициями Ауреля Стейна и Свена Гедина породило в научном сообществе споры о том, на каком языке говорили эти люди. Наиболее общепринято их отождествление с тохарами (псевдотохарами) — носителями тохарского языка.
О широком распространении европеоидов во Внутренней Азии 2000 — 3000 лет тому назад свидетельствуют данные пазырыкской и таштыкской культур, а также некоторые письменные источники. Например, Плиний Старший сообщает, что цейлонское посольство ко двору императора Клавдия описывало жителей западного Китая как людей «выше среднего роста, с льняными волосами и голубыми глазами».

Но даже буддийские "львы" не объясняют рогатость ханьских Пияо, Цилинь, Писю.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Евгений » 14 авг 2016, 14:15

Karl писал(а):И таримские княжества(?) - это не буддисты, а скорее как раз европеоиды - скифы.
Из Вики-

Да-да, процитируйте мне из википедии то, что сами не понимаете! Какая же каша у вас в голове... Мумии - другого периода. Скифами население Таримского бассейна неправильно называть - кушане, тохары скифами не были, хотя и были там саки в числе обитателей. Если же понимать под вашими скифами то, что учёные обозначают ярлыком "восточные сарматы" - т.е. степной культурный комплекс тех времён - то внешний вид, европеоидность вообще ни при чём. Буддисты - не национальность. Про княжества - а как ещё вы десяток городов-государств назовёте?
В первой половине I века Хотан был аннексирован правителем Яркенда, но во второй половине того же века восстановил свою независимость и быстро стал преуспевающей страной, покорив 13 других княжеств. Возглавил возродившийся Хотан военачальник Сюмоба (休莫霸) в 66 году. Его племянник Гуандэ (广德) завоевал Яркенд. С того времени к востоку от Памира на Великом шёлковом пути было всего два крупных государства — Шаньшань и Хотан.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD_(%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)

Karl писал(а):Но даже буддийские "львы" не объясняют рогатость ханьских Пияо, Цилинь, Писю.

Львы и рогатость между собой не связаны, и объяснять рогатость ханьских монстров в этой теме нет никакой нужды. У пазырыкских скифов хватает рогатых хищников - это язык изобразительный такой, совмещение черт, присущих разным типам животных, для получения фантастического зверя. Добавляете к нелетающему крылья, к хищному - рога, к летающему - рыбий хвост. Давайте ближе к Диву держаться, не распыляясь на категоризацию китайских писю по количеству рогов.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 14 авг 2016, 16:31

Вполне толковое описание дива: http://bestiaria.ru/wiki/%D0%9C%D0%B8%D ... 0%B8%D0%B2

И тут тоже: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myph ... 0%98%D0%92
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1366
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Евгений » 14 авг 2016, 18:28

Serg писал(а):Вполне толковое описание дива:
...

По первой ссылке - попса, додумки какие-то без обоснований. Вторая - да, хорошее описание, но не безупречное.
...След древнего индоевропейского значения «бог ясного неба» (см. Индоевропейская мифология) можно видеть в мотиве падения Д. на землю, имеющем соответствия в древнеиранском (patat dyaoš, «сверзился с неба») и древнегреческом (διοπετής,«сверженный с неба»; ср. также хеттский миф о боге луны, упавшем с неба, и т. п.).

Тут же в patat dyaoš падать с неба подразумевается неизвестно какой персонаж Авесты, в διοπετής небопадший тоже просто дио/дйаош=дневное небо, а подумать можно, что «бог ясного неба» с неба упал.

Кстати, для обсуждаемого нами Дива - термина из СоПИ - хорошо подходит перевод словом дракон. Тоже - составное фантастическое существо, которое концептуально может оказаться на верхушке ч-л, а может и на землю сверзиться. Вообще, распространённая достаточно мифологема: дракон с неба на землю упал (его упали). Так что, помимо Симурга, предлагаю рассматривать в качестве варианта интерпретации Дива дракона. Ну, не библейского змия, а скорее такого, сарматско-римского:
Изображение
https://en.wikipedia.org/wiki/Draco_(military_standard)
Он и кричать мог, если свистульку ему в воздухозаборник на древко насаженный вставляли, и оземь резнуться, знаменуя поражении - знаменосца убили.

Ну, и кого-то этот надувной носок подразумевал, хоть он от даков, хоть от сармат пришёл к римлянам. Вот кого они там себе воображали прообразом этого "дракона", тот и годится на роль Дива. Даже если автор СоПИ и не подразумевал аллегории с боевым знаменем/значком.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 14 авг 2016, 21:36

Евгений писал(а):Кстати, для обсуждаемого нами Дива - термина из СоПИ - хорошо подходит перевод словом дракон.

Ну вот и договорились до Горыныча. :)
В русском контекте дракон - это отрицательный персонаж, мы ж не китайцы.
Кому же подходит этот отрицательный персонаж с именем див?
Пороемся в дЭвах.
Вики
Предположительно, слово происходит от праиндоевропейского *deiwos, — прилагательного, которое означает «небесный» или «сияющий» и является вриддхи от корня *diw «светиться». Женский род дэви «богиня» (PIE *deiwih2). Также может иметь определённое отношение к корню *диив — «играть».

Однокоренное слово в авестийском языке — daēva, которое, однако, имеет отрицательную коннотацию. В зороастрийских текстах дэвы — это отвратительные существа, олицетворение зла.

Родственно «дева» также литовское dievas, латышское dievs, прусское deiwas, германское tiwaz и латинское deus («бог») и divus («божественный»), от которого также произошли английские слова divine, deity, французское dieu, испанское dios и итальянское dio. Славянское слово *divъ (< *deiwos) является продолжением общеиндоевропейского слова, однако демонизацию этих индоевропейских божеств на славянской почве иногда рассматривают как отражение иранского влияния на древних славян.[1]

Родственно, но несколько отличается от праиндоевропейского имени *Dyeus которое, хотя и происходит от одного и того же корня, изначально могло означать небо, отсюда и «Бог ясного неба», — основной бог индоевропейского пантеона, на санскрите Дьяус.

Все крутится вокруг «Бога ясного неба»
dieu
Происходит от лат. deus «бог, божество», из праиндоевр. *deiwos; ср. др.-перс. daiva-, др.-греч. θεός «бог» и Ζεύς «Зевс». Восходит к *dyeu- «сиять» (ср. русск. день, англ. day и т. д.).

*dyeu- «сиять» про сияние все ясно, однако насчет ясного неба есть сомнения.
Насчет русск. день, англ. day и т. д. - а когда в древности начинался день? не с вечера ли?
Например шабат начинается вечером пятницы, с закатом солнца и появлением на небе первой звезды.
В рамадан мусульмане тоже не едят до первой звезды.
До первой звезды не принято есть и в рождественский сочельник.
— А что это у нас граф Суворов ничего не ест, а? — спрашивает императрица
— Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждём-с, — отвечает Суворов.

День значит в глубокой древности начинался вечером. Что же там ночью сияло в небе? :)

...След древнего индоевропейского значения «бог ясного неба» (см. Индоевропейская мифология) можно видеть в мотиве падения Д. на землю, имеющем соответствия в древнеиранском (patat dyaoš, «сверзился с неба») и древнегреческом (διοπετής,«сверженный с неба»; ср. также хеттский миф о боге луны, упавшем с неба, и т. п.).
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Ivanich » 15 авг 2016, 11:26

Mitus писал(а):кто ищет дива-чудовище, тем за справкой к А. А. Зимину, - дивъ - чудовище есть указание на фальсификацию.

А Вас не затруднит выложить прямую цитату Зимина? Плз.
Ivanich
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2035
Зарегистрирован: 12 окт 2014, 19:11
Откуда: Харьков

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Ivanich » 15 авг 2016, 12:47

Karl писал(а):Ну вот и договорились до Горыныча. :)
В русском контекте дракон - это отрицательный персонаж, мы ж не китайцы.

Горыныч тут в масть идет.
Горынь - речка, на которой фиксируются западные кусты расселения древлян. Летопись фиксирует столкновения поляне-древляне, в которых гибнут главы кланов.
То бишь змей, который Горыныч, в глазах киевского эпоса персонаж отрицательный. Но это не отменяет гипотетической, пока, возможности существования змея положительного.
Находка со змеем-драконом удачна.
Ivanich
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2035
Зарегистрирован: 12 окт 2014, 19:11
Откуда: Харьков

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 271