Новый писал(а): Прообразы израильского народа, по Клименту, - однозначно, Лия и Фарес. НО:
Они ещё не ПРИНИМАЛИ закона. Лия и Фарес жили задолго до Моисея.
Он относит их к израильскому народу даже ДО Исхода. Было бы "странно" если бы подобные "разделения" он стал бы делать по книгам Исхода и более поздним.
Новый писал(а): Зара и Фарес в качестве прообразов - тоже не новая идея Климента, а метафора, взятая из того же Златоуста (Беседа 62 на кн. Бытия)
Лишнее подтверждение, что ветхозаветные книги читали из толкований богословов. В этой же ссылке и про идолов, которые Рахиль у отца украла найдете. Но Климент НЕ цитирует здесь Златоуста - у него свое видение. Не зря его называли великим книжником и философом, каких на Русской земле НЕ было.
Новый писал(а):Разделение произошло, пожалуй, раньше, начиная с Иакова и его сыновей, т. е. с тех, потомкам которых Закон был впоследствии дарован.
Про разделение на детей Лии и Рахиль уже обсуждали выше, тут вот что подумал: а тех ли мы 12 патриархов то взяли?
12 патриархов от Сифа до Ноя. 12 патриархов от Сима до Иакова.
А мы рассматриваем только 12 заветы 12 патриархов сыновей Иакова:
I. Завет Рувима, первородного сына Иакова и Лии. О мыслях.
II. Завет Симеона, второго сына Иакова и Лии. О зависти.
III. Завет Левия, третьего сына Иакова и Лии. О священстве и гордости.
IV. Завет Иуды четвёртого сына Иакова и Лии. О мужестве, сребролюбии и блудодеянии.
V. Завет Иссахара, пятого сына Иакова и Лии. О простоте.
VI. Завет Завулона, шестого сына Иакова и Лии. О сострадании и милосердии.
VII. Завет Дана, седьмого сына Иакова и Валлы. О гневе и лжи.
VIII. Завет Неффалима, восьмого сына Иакова и Валлы. О естественной благости.
IX. Завет Гада, девятого сына иакова и Зелфы. О ненависти.
X. Завет Асира, десятого сына Иакова и Зелфы. О двух видах зла и добродетели.
XI. Завет Иосифа, одиннадцатого сына Иакова и Рахили. О целомудрии.
XII. Завет Вениамина, двеннадцатого сына Иакова и Рахили. О чистом помышлении.
Среди которых есть и дети Рахили и дети Лии, которые, по тому же Клименту, к разным прообразам относятся.
Скорее всего он имел в виду просто 12 патриархов, которые во времена Завета жили. И перевод "подзаконное" = "упраздненное законом" самый правильный, поколику у Клима так и написано:
"В те времена действовал Бог через завет, данный Аврааму...Затем, спустя многие годы и многие поколения пришел Моисей и сподобился видеть Бога на Синайской горе, и дал ему Бог Закон, написанный на скрижалях каменных, повелевая людям израильским быть под властью Закона. С наступлением же Закона прекратилось бывшее в Завете многоженство и возвелось в закон сочетаться с одной женой. Ибо Законом был упразднен Завет..." (ПКС)