но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Я специально в заголовке темы поместил стандартное разбиение на слова.
К нему много претензий.
Например, "копия поют" - это очень не характерная метафора, очень современная.
Говорят, что это указание на восстание на Дунае, что в данном отрывке выглядит не к месту.
Я хочу предложить НОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ этого отрывка. И следующих за ним слов.
Естественно - лишь в форме ГИПОТЕЗЫ, над которой еще предстоит работать.
=======
Но начну с понятия "Дунай".
Н.Ф.Котляр в своем исследовании о границах Галицкого княжества показывает, что его южная граница не проходила по берегу Дуная.
ЭСПИ,2,149.
Кроме того, просто давайте вчитаемся внимательно в текст плача Ярославны:
"Полечу, - рече, - зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукав в каяле реце".
Отсюда очевидно, что Каяла находится НА ДУНАЕ. А это значит, что мы, очевидно, неправильно толкуем название реки "Дунай".
Так как в плаче Ярославны дальше идет обращение к Днепру-Словутичу, естественно было бы ожидать, что под Дунаем в данном случае понимается Днепр. (Как и в других случаях. Понятно, что значит "затворить Днепру ворота" - перекрыть устье Днепра ладьями от Белгорода Днестровского).
Казалось бы, Днепр есть Днепр, а Дунай - это Дунай. Но "ДУНАЙ-РЕКА" - ЭТО СТАРОЕ (ДРЕВНЕЕ) НАЗВАНИЕ ДНЕПРА.
ИТАК, Я УТВЕРЖДАЮ, ЧТО В СПИ ПОД ДУНАЕМ ИМЕЕТСЯ ВВИДУ ДНЕПР.
ДУНАЙ=ДНЕПР-СЛОВУТИЧ.
Насколько я понимаю, эта гипотеза выдвигается впервые. ЭСПИ, т.2, 149-150. (Ее выдвигал Стеллецкий В.И., но потом отказался от этого допущения).
К нему много претензий.
Например, "копия поют" - это очень не характерная метафора, очень современная.
Говорят, что это указание на восстание на Дунае, что в данном отрывке выглядит не к месту.
Я хочу предложить НОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ этого отрывка. И следующих за ним слов.
Естественно - лишь в форме ГИПОТЕЗЫ, над которой еще предстоит работать.
=======
Но начну с понятия "Дунай".
Н.Ф.Котляр в своем исследовании о границах Галицкого княжества показывает, что его южная граница не проходила по берегу Дуная.
ЭСПИ,2,149.
Кроме того, просто давайте вчитаемся внимательно в текст плача Ярославны:
"Полечу, - рече, - зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукав в каяле реце".
Отсюда очевидно, что Каяла находится НА ДУНАЕ. А это значит, что мы, очевидно, неправильно толкуем название реки "Дунай".
Так как в плаче Ярославны дальше идет обращение к Днепру-Словутичу, естественно было бы ожидать, что под Дунаем в данном случае понимается Днепр. (Как и в других случаях. Понятно, что значит "затворить Днепру ворота" - перекрыть устье Днепра ладьями от Белгорода Днестровского).
Казалось бы, Днепр есть Днепр, а Дунай - это Дунай. Но "ДУНАЙ-РЕКА" - ЭТО СТАРОЕ (ДРЕВНЕЕ) НАЗВАНИЕ ДНЕПРА.
В древнерусских летописях название реки Днепр писалось, как Дънѣпръ. Вот одна из версий происхождения названия Днепр. Известно, что звук ъ возник на месте еще более древнего у, а ѣ-на месте еще более древнего звукосочетания ай. Например, латинское domus и древнеславянское домъ, готское stains "камень" и древнеславянское стѣна "стена". Если подставить в первую часть древнерусского названия Днепра-"Дънѣ" вместо ъ и ѣ их более древние эквиваленты, получим Дунай. Древнерусский летописец Нестор в "Повести временных лет" писал, что наши предки сюда пришли когда-то с берегов Дуная. Вероятно, оттуда они и принесли название Дунай. Значение второй части прь выводим, сопоставляя ее со словами,в которых есть тот самый элемент прь. Корни пр и стр, по разному видоизмененные, но приблизительно с одинаковым значением "вода", "речка" есть в украинском и других языках. Особенно много слов с этим корнем означает быстрое движение. Например, рус. прыткий, укр.спритний,прудкий, рус стремиться, укр. прагнути. Корень пр есть и в названиях рек Прут, Припять и т.д. Приведенные слова дают основание считать, что элемент прь когда-то означал" текучая вода, река". Следовательно, можно сделать вывод: название Днепр происходит от древнего словосочетания со значением "Дунай-река".
http://www.uhistory.ru/
ИТАК, Я УТВЕРЖДАЮ, ЧТО В СПИ ПОД ДУНАЕМ ИМЕЕТСЯ ВВИДУ ДНЕПР.
ДУНАЙ=ДНЕПР-СЛОВУТИЧ.
Насколько я понимаю, эта гипотеза выдвигается впервые. ЭСПИ, т.2, 149-150. (Ее выдвигал Стеллецкий В.И., но потом отказался от этого допущения).