Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2024, 11:28

Lukman писал(а):Кстати ещё Вольга есть, былинный герой, некоторыми исследователями также сопоставляющийся со Всеславом Полоцким…
Я именно о Всеславе и его связи с образом волка.

Это Вам надо прочитать исследование:

Сравнивая описания Всеслава в «Повести временных лет», в былине и в «Слове», авторы приходят к выводу, что между этими описаниями: имеются многочисленные совпадения. Существуют такие соответствия между былиной и «Словом», которых нет в «Повести временных лет», существуют соответствия между былиной и «Повестью временных лет», ко­торых не удалось обнаружить в «Слове», и, наконец, имеются некоторые мотивы, встречающиеся в «Слове» и «Повести временных лет», но отсут­ствующие в былине. Рассматривая генетические соотношения, которые связывают все эти источники, Р. Якобсон и М. Шефтель пришли к вы­воду, «что все три повествования восходят к общему источнику, очевидно к устному эпосу о Всеславе, который был создан фантазией его современ­ников». Возможно, утверждают далее оба автора, находящиеся в «Слове» фрагменты о Всеславе просто интерполируют отдельные эпические песни о Всеславе, возникшие еще в XI в. Р. Якобсоном и Р. Ружичичем была сделана попытка на обширном материале фольклора ряда югославянских народов выявить истоки эпиче­ских песен о Всеславе. Авторы убедительно доказали существование в глу­бокой древности общеславянского мифа об оборотне. В общих чертах этот миф, как устанавливают Р. Якобсон, Р. Ружичич и М. Шефтель, сводится к следующему.

"У княгини или принцессы от змея-дракона родился необыкновенный сын. Он появился на свет в рубашке (последе), кусочек которой, по настоянию колдунов, всегда носит с собой. Ему предсказана необычайная сила и кровожадность, пугающие даже родную мать и заставляющие дрожать сыру землю. Ребенок быстро растет. Он обладает даром ясновидения, он вездесущ и могуч, по желанию он может превращаться в ясного сокола, в лютого зверя-волка и других животных. Его жертвы не могут ускользнуть от него. Счастье сопровождает героя. Он связан с силами ночи, угрожает самому солнцу, следы его запятнаны кровью, вампиры теснятся у его жилища. Но слава и страдания все время чередуются в его жизни. Из охотника он превращается в животное, из преследователя в жертву, и наоборот..."*
---
* пер. Jakobson R., Szeftel M. The Vseslav Epos. Russian Epic Studies. Philadelphia, 1949, С.69
------------
Сапунов Б. В. Всеслав Полоцкий в «Слове о полку Игореве» //ТОДРЛ, т. 17, М-Л, 1961, с.78—79

Прямо на работу Якобсона и Ко нажимайте, ссылка активная.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24499
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Lukman » 04 ноя 2024, 14:09

Лемурий писал(а):Это Вам надо прочитать исследование:

Р. Якобсоном и Р. Ружичичем была сделана попытка на обширном материале фольклора ряда югославянских народов выявить истоки эпиче­ских песен о Всеславе. Авторы убедительно доказали существование в глу­бокой древности общеславянского мифа об оборотне. В общих чертах этот миф, как устанавливают Р. Якобсон, Р. Ружичич и М. Шефтель, сводится к следующему.

"У княгини или принцессы от змея-дракона родился необыкновенный сын. ... Он обладает даром ясновидения, он вездесущ и могуч, по желанию он может превращаться в ясного сокола, в лютого зверя-волка и других животных. "*
---


Так пусть будет общеславянский образ, но это только дополняет возможный региональный западнославянский(вильцы) эпический образ князя-оборотня, тем более если у вильцев волк являлся культовым племенным тотемом.
Т.е. образ полоцкого князя-волхва появился не с исторического Всеслава, а он извлечён из династийного предания полоцких князей, которое имело свои корни в эпосе вильцев.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 ноя 2024, 15:03

Ярослав Мудрый ум 1054 сын старого Владимира ум 1015 и Рогнеды. Полоцкие князья с потомком Всеслав имели тех же предков. Если у Рогнеды тотемный предок волк , то он и предок Ярослава Мудрого. Но автор так его не называет .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Lukman » 04 ноя 2024, 15:39

Zinchenko_tanya писал(а):Ярослав Мудрый ум 1054 сын старого Владимира ум 1015 и Рогнеды. Полоцкие князья с потомком Всеслав имели тех же предков. Если у Рогнеды тотемный предок волк , то он и предок Ярослава Мудрого. Но автор так его не называет .

Не то чтобы у Рогнеды, а у династии полоцких князей, к которой принадлежала Рогнеда. Ярослав же в полоцких князьях не числился, поэтому он и не при делах.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 ноя 2024, 16:47

Две линии киевских князей и полоцких принадлежат одному роду , где родоначальник Владимир(1015), родословная передавалась только по мужской линии. Тотемные животные у мужчин и женщин были разные,например мужчины соколы , а девушки лебедушки. У мужчин тотемом был дуб , а у женщин -березка.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Lukman » 04 ноя 2024, 18:15

Zinchenko_tanya писал(а):Две линии киевских князей и полоцких принадлежат одному роду , где родоначальник Владимир(1015), родословная передавалась только по мужской линии. Тотемные животные у мужчин и женщин были разные,например мужчины соколы , а девушки лебедушки. У мужчин тотемом был дуб , а у женщин -березка.

Да это понятно, но речь о как-бы праве сакральной власти династии(возм. до Рогволода ещё) на Полоцкое княжение.
По линии Рогнеды она имеет место быть в лице Всеслава, его отца Брячислава, и деда. А оборотничество, приписываемое Всеславу свидетельствует, о неком соблюдении им языческих традиций, и принятием своего родства с данной эпической Полоцкой династией и её культовым животным - волком.
Тут дело же уже не в формальной, официальной на тот момент, власти, а в некой сакральной связи, как она понималась язычниками, т.е. это иной аспект власти. Притом, что это и не афишируется, раз страна уже христианская.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 ноя 2024, 19:10

Я бы может и поверила Вам,но вот беда,сравнение с волком в тексте происходит не только в Полоцком княжестве в1069 г.но и в другое время ."У Курска напереди"дружина "буй тура Всеволода "в 1185 году "сами скачут аки серые влци в поле"" влци грозу встрожат по яругам". Где здесь тотем?
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Lukman » 04 ноя 2024, 19:14

Zinchenko_tanya писал(а):Я бы может и поверила Вам,но вот беда,сравнение с волком в тексте происходит не только в Полоцком княжестве в1069 г.но и в другое время ."У Курска напереди"дружина "буй тура Всеволода "в 1185 году "сами скачут аки серые влци в поле"" влци грозу встрожат по яругам". Где здесь тотем?
Конечно ваш пример не имеет отношения к тотему. Это лишь обычное художественное сравнение, типа в сторону бравых воинов сказали - "во, орлы!"
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 ноя 2024, 23:37

"сами скачут акты серые влци в поле ищущи себе чти ,а князю славе
Слава- почетная известность победителя.
Чти -почесть - это материальное вознаграждение воинов из дружины князя.А "волки жадные всяк знает", жадная до богатства дружина рвется в бой, скачут аки серые влци в поле,.И вот они нашли" злато и паволокы и другие аксамиты ,ортьмами и япончицами и кожухы."
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 05 ноя 2024, 10:03

Опять переходим ("ходы на") на безудержные фантазии и все дальше отходим от самого текста. "Слово" писалось уже христианином, для христиан, в христианские времена. Это уже письменное произведение. Для сравнения возьмите хотя бы "Песнь о Роланде". Никакого язычества там и близко нет. А ведь оба произведения писались практически в одно время. Одни эти "зват. пад.ед.ч.ж.р." точно до хорошего не доведут.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Lukman » 05 ноя 2024, 11:01

Тамара писал(а):Опять переходим ("ходы на") на безудержные фантазии и все дальше отходим от самого текста. "Слово" писалось уже христианином, для христиан, в христианские времена. Это уже письменное произведение. Для сравнения возьмите хотя бы "Песнь о Роланде". Никакого язычества там и близко нет. А ведь оба произведения писались практически в одно время. Одни эти "зват. пад.ед.ч.ж.р." точно до хорошего не доведут.
"Дажбожьи внуки" чья фантазия? Уж всяк не христианская. Так что придётся смириться и принять истину. Кстати двоеверие на Руси исследователями аж до XIII века фиксируется, тут и оспаривать нечего, не сразу дело делалось.
Аватара пользователя
Lukman
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2024, 18:50

Lukman писал(а):Т.е. образ полоцкого князя-волхва появился не с исторического Всеслава, а он извлечён из династийного предания полоцких князей, которое имело свои корни в эпосе вильцев.

Если славянский миф о волкодлаке, рожденном от дракона, и его очевидно использовал летописец ПВЛ, то в СПИ апокалиптические образы: "лютый зверь" действует "на седьмом веке" (= последнем апокалиптическом тысячелетии), участвует в "жатве плевел", ему Боян Страшным Судом грозит.

Интересно, что Р. Якобсон, Р. Ружичич и М. Шефтель пишут: "вампиры теснятся у его жилища", а по летописи:

    "В лѣто 6600. Предивно бысть чюдо у Полотьскѣ у мечьтѣ: и в нощи бывши тутенъ [= шум, грохот Срезн.III:1040], стонаше полунощи, яко человѣци рыщуть бѣси по улици. Аще кто вылѣзяще ис хоромины, хотя видѣти, и абье [= тот час - Срезн.I:3] уязвенъ бяше невидимо от бѣсовъ, и с того умираху, и не смѣяху излазити ис хоромъ. По сѣмь же начаша во дне являтися на конѣх, и не бѣ их видити самѣх, но кони ихъ видити копыта, и тако уязьвляху люди полотскыя и его область. Тѣмь и человѣци глаголаху, яко навье [= мертвецы - Срезн.II:268] бьють полочаны. Се же знаменье поча быти от Дрьюцька..."(ПВЛ 1092)
А в СПИ Друцк назван "жизнь" (= достояние, πολιτεία см. Срезн.) Всеслава Полоцкого.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24499
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2024, 19:11

Zinchenko_tanya писал(а):Мы давно с Вами подозревали , что у "Слова о полку..." и "Слово Даниила Заточника один автор. Прочитала с удовольствием Ваши дополнения. Только у меня ещё больше вопросов ."Птица горазда "старый Владимир "принял христианство , а его внуки на грани второго пришествия Бога и его суда .Везде творятся преступления, не соблюдается престолонаследие ,племянники воюют со старшими дядьями ,грехи совершают самые страшные , убийство родственников , нарушение клятвы на кресте ."О стонати Русской земле". Почему ?

Изначальная цитата СДЗ: «Не процвете часть моя. Поведаху ми, яко той еси суд Божий над мною и „суда де Божия ни хитрууму, ни горазду не минути", Суда Божьего не миновать ни хитрому, ни искусному. Боян, обращаясь к Всеславу Полоцкому, добавляет "птице горазду", очевидно, что это Всеслав связан с птицами, например с "вилами" (= сиринами), от которых "видовито", а Всеслав, "родившийся в рубашке" был именно таким, "знает более, чем другие люди", потому и назван в СПИ "вещим", т.е. знающим то, что другим неведомо.

А старый Владимир к "птице горазду" не имеет никакого отношения, с ним Боян не общался.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24499
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 06 ноя 2024, 10:07

Пережитки язычества по селам и весям среди простого народа сохранились значительно позже 13 в. Беда в том, что "Слово" было написано церковным писателем и веками хранилось по монастырям. Автор вряд ли стал бы делать такую рекламу язычникам и так красиво расписывать их суеверия. Да и кто стал бы хранить в монастырях, переписывать языческое произведение? Русь официально приняла христианство еще в 988г.
Далее, в тексте точно есть пресловутые "Дажьбожьи внуки"? Или надо дать правильную разбивку этого выражения и читать его как "данная Богом в нука"? "Нука, нуда", т.е. "понуждать, принуждать" (см.у Фасмера). Иначе говоря, речь в этом месте идет о божьем наказании Русской земли, о насланной Богом из-за княжеских усобиц обиде (наказании), а не о мнимом двоеверии Руси.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 07 ноя 2024, 01:10

Тамара писал(а):Автор вряд ли стал бы делать такую рекламу язычникам и так красиво расписывать их суеверия. Да и кто стал бы хранить в монастырях, переписывать языческое произведение? Русь официально приняла христианство еще в 988г. Далее, в тексте точно есть пресловутые "Дажьбожьи внуки"?

Если только Автор не был философом и книжником великим, как митрополит Климент Смолятич, последователь Илариона автора СЗБ об истинном пути к Благодати христианства напрямую от язычества, нежели через Завет Авраама и Закон Моисея, не приняв «Солнце праведное».

См. НГ: Солярные боги в СПИ.

Кстати, недавно обсуждали место «Спала князю умь похоти, и жалость ему знаменіе заступи искусити Дону Великаго » вот откуда выписка: И потемнѣ ми сердце похотïю и прѣступивъ заповѣдь Господню - приступив заповедь Господню Игорь оказывается во власти языческих сил. Где тут «реклама язычества»? Здесь философское толкование книжных парафраз.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24499
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16