corvin писал(а):А по-моему выражение внук Даждь-Божа определяет круг тех, чьё имущество погибало.
Рад снова видеть сообщения от Вас, corvin! По поводу "Днепровских порогов" принял Ваше замечание.
Когда Автор определяет круг ЧЬЁ имущество, он так и пишет: вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю, которою бо бѣше насиліе отъ земли Половецкыи! "Жизнь" в данном случае = достояние, πολιτεία (Срезн.I:873). Выделяется, что именно на достояние Всеслава город Друцк.
В случае с достоянием = "жизнью" "Даждь-Божих внуков" речь о предках, в усобицах погибало достояние дедов и прадедов.
corvin писал(а):Значит языческие силы, по мнению Автора, существуют, раз их можно встретить на своем пути. Значит сам Автор язычник, раз он сам верит в существование языческих сил.
Иларион и Климент ни раз писали, что путь из язычества в христианства более правильный, чем у иудеев, принявших Завет при Аврааме и Закон при Моисее, но отвергнувших Благодать христианства. Более того, Иларион и языческих богов в ПКС упоминает, будучи митрополитом. Автор СПИ точно также не осуждает языческие времена, как и Климент Смолятич в ПКС: "якоже бо Богъ двоя люди имѣ, израильтескыя и иже от языкъ, да убо израильтестии людие покров имѣаху на сердци, се же есть, о невѣрѣ прилѣжаху, а еже от языкъ вѣрною облежаху добротою..."(ПКС)
Автор же упоминает семь Трояновых тысячелетий, ограниченных летами первого христианского князя, т.е. его История Руси не от Рюрика, а от языческих племён живших на этой земле.
corvin писал(а):Поверим. Почему не поверить?Думается, не хуже епископа Кирилла Туровского в этих проблемах (и литературных тонкостях) разбирался и автор "Слова", который провел еще одну достаточно четкую грань между сочинением язычника - "вещего Бояна" и собственным творением, в основе которого лежали уже христианские ценности (но об этом - позднее).
Все мы можем ошибаться, в 2018 в Ярославле на X Чтениях о чертах гимнографа в творчестве Бояна А.Н. тет-а-тет рассказывал, не знаю насколько убедил, но он всё равно к этому сам придёт, поскольку двух истин не бывает. Георгий Мних (Амартола) свои летописные записи тоже называет вещемъ его горазнестанꙗ, разве они стали от этого "языческими"? Нет.
Олега прозвали Вещим не потому, что он был язычником, а потому, что остальные были невежественные: «И прозваша Ольга «вѣщий» — бяху бо людие погани и невѣголоси…» (ПВЛ 907)т.е. он был ве(ду)щий.