Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 20 ноя 2024, 09:39

Про Ницше неясно. Учение же о Святой Троице, едином Боге в 3-лицах в чётком виде существует в христианстве, согласно БРЭ, с 4 в.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 20 ноя 2024, 16:44

Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя.

Всё здесь дано в прошедшем времени. Если вѣчи Трояни это века (время) христианской Троицы, то они прошли. Аналогично у Ницше Заратустра говорит: Старый (христианский) бог умер, (и время его прошло).
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1494
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 21 ноя 2024, 09:40

По тексту все понятно. Были века земной жизни Христа (Триединого Бога), минули лета Ярослава Мудрого, были полки Олега Святославича.
Иначе говоря, все на своих местах. Текст читается и без Ницше, и даже без пророка Заратустры.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 21 ноя 2024, 16:59

Lukman писал(а):Хмм, а разве у Автора СПИ ярко выраженное христианское мировоззрение? Что-то не заметно. Автор явно двоеверец. И его мирровозрение включает и языческие элементы. Что собственно и неудивительно, 12 век на дворе всё-таки.

Он великий книжник и философ, каких на Руси до не бывало. Чем отличается "суровства Посидонска" или "Димитра бо земля ся нарицает", написанные в ПКС митрополитом всея Руси и взятые из "Словеса избранные" (см. Никольский 1892:148) от ветров - "Стрибожьих внуков" или "веци" (= тысячелетия) Трояновы? В ПКС переписано из греческого источника, там языческие боги греческие, а в СПИ Автор Историю Руси не ограничивает приходом варягов, а пишет о глубинных тысячелетних корнях, о тысячелетиях язычества, у него все языческие боги местные.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24499
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 21 ноя 2024, 17:18

corvin писал(а):Я не отрицаю, что Боян ночью втихаря накрывшись одеялом сочиняет гимны. По крайней мере доказать, что это невозможно нельзя. Я только утверждаю, что Боян в нормальном состоянии сочиняет песни не имеющие к гимнам никакого отношения.

Для этого Вам надо доказать, что такие песни на Руси XII века существовали, а то что ни упоминание пѣснь, то "И игумени, чьрньци, попове Киане съ благодарениемъ, съ благохвалными пѣсньми положиша" (Ипат. 1170) или ""и приѣха игуменъ, види нагого, и облече ѝ, и отпѣ над ним обычныя пѣсни" (Ипат. 1147) или со времён Бояна: "поповѣ по обычаю пѣсни пѣвше..."(ПВЛ 1054), "обычныя пѣсни Богу вьздають в годы обычныя..." (ПВЛ 1037)

Приведите хоть один пример "нормальной" по-Вашему мнению песни XI-XII вв и мы закончим многолетний спор по этому отрывку.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24499
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 21 ноя 2024, 17:27

corvin писал(а):В СПИ никто не молится языческим богам, не приносит им никаких жертв и не получает от них никакой помощи. Их упоминание чисто номинальное.

Полностью с этим согласен, о чём и писал выше - упоминания языческих богов нарицательные.

Кроме наименования "русичи" от эпонима Рус, но это к евгемерическим легендам относится.

    "А. В. Соловьев (Русичи и русовичи. — В кн.: „Сл. о п. Иг.“ — памятник XII в. М. — Л., 1962, с. 278—279): „...имена с окончанием itj (-ищь, -ичь, -uћ) вовсе не собирательные, а nomina gentilia. Это имена племен или родов, образованные от имени их предка — эпонима. Таковы лютичи (потомки Люта) на Балтийском побережье с X в. Таковы хорватские племена (вернее — роды) в договоре с венгерским королем 1102 г. — гусичи, снатичи, качичи и другие, для которых мы найдем и формы единственного числа — гусичь, снатичь уже в XII в. То же видим и в Русской земле, начиная с X в. ... Правда, летописец чаще всего говорит о полянах, вятичах, радимичах и иных во множественном числе. Но ведь при всяком общении с этими племенами ... представители власти имели дело с отдельными членами племени и называли их в единственном числе“. С. 281—282: „В XII в. племенные названия с окончанием -ич/-ичи еще воспринимались как родовые имена; они применялись ко всем сынам (или потомкам) семьи, рода или племени, восходящим к одному эпониму. Ничто не мешало поэту XII в. рассматривать всех русских сынов как потомков легендарного Руса. Это было вполне в духе средневековья. ...эпоним Рус был известен уже в начале X в. ... Обратим внимание на «Слово о полку Игореве»: здесь русичи, очевидно, сыны Руса, но они же и «Дажь-Божьи внуци»...." (цит. по СССПИ "Русичь")
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24499
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 21 ноя 2024, 18:02

Тамара писал(а):Это надо еще доказать, что выражение "въци Трояни" относится к языческому периоду. Логичнее будет, что речь здесь идет о веках христианской Троицы. Сам автор "Слова", действительно, прямо в тексте называет Бояна Олеговым певцом.

Век в значении «столетие» появилось только при Петре I ( Соколова 1990:334), а в XII веке оно обозначало тысячелетие: «Отъ Адама до сего времени минуло есть вѣковъ 6. А седмого вѣка минуло лѣтъ 644. Тысящь бо лѣтъ вѣкъ есть единъ..». (Кирик Новгородец о 6644 [1136] годе).
В космогонической версии Автора СПИ Троян (= отец трёх сыновей) появился в первое тысячелетие, но не где-то в Египте или Иудее, а на русской земле. Поэтому и "земля Трояни" у места впадения Дона в Азовское море, место где жили царские скифы, у которым первоскифом был отец трёх сыновей (=Троян) Таргитай.

Тамара писал(а):Но каков был в те времена правовой статус певца, песнотворца? Вот вопрос. Не мог ли он быть и богатым боярином-землевладельцем времен Олега, наделенным литературным талантом? Понятно, что это не исключает того, что в конце жизни Боян мог уйти в монастырь, передав туда и свое имущество. Достоверных данных нет, судить трудно.

Термины которыми называет Автора Боян в Минее используются для именования гимнографов: "славий" (Мин.1.Окт.) о гимнографе Романе Сладкопевце, "песнотворец" (Мин.12 Окт.) о гимнографе Косме Маюмком.

Тамара писал(а):Сам автор "Слова" был, несомненно, церковным писателем. Иначе никто не стал бы читать и хранить его повесть, это не устное народное творчество. С другой стороны, связать Бояна с известным историческим персонажем, о котором сохранились сведения, также трудно. Иначе он назвал бы себя. Несомненно только то, что автор "Слова" состоял в доверительных отношениях со Святославом Всеволодовичем. Это следует из самого текста.

Просто прочитайте акротелестих, свивая слога обаполы (по краям) строк 3-х припевок Бояна, начиная с "осмысленной", через поля строк на горы, так найдёте историческое имя Бояна, зашифрованное Автором.
А по поводу "грозного" князя скажу так, больше всех "на орехи" получил от Автора именно он, скорее всего, на Лаче озере Автор оказался именно после этого памфлета против Ольговичей.

Тамара писал(а):Пресловутых "внуков" деревянных идолов здесь и близко нет. Если отказаться от стереотипов, то все просто и прозрачно. А разные отговорки, типа имена языческих богов, данные в тексте в нарицательной форме, ничего не разъясняют. Дайте нам, пжлст, ясный пример этих деревянных внуков деревянных идолов, утопленных Владимиром за 200 лет до написания "Слова".

Выше давал ссылку на статью В.Я. Петрухина (2002), там на С.161 найдёте как поэтов называли "внуками Аполлона". Языческий пастушок со свирелью Велес тоже считался на Руси покровителем поэтов.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24499
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 21 ноя 2024, 18:14

corvin писал(а):Если Автор действительно вывел под именем Бояна митрополита Илариона, как утверждает Лемурий, и вовсю над ним издевается, то понятно почему он предпочел не называть себя.

Автор обращается к князьям "Мстиславова племени" с призывом "загородить ворота полу половецкому". Разве может с таким обращением выступать аноним? Это примерно как в ООН аноним призвал бы к коалиции. "Слово" было написано для устного произнесения Автором, поэтому и не требовало подписи, поэтому и в единственном экземпляре.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24499
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 21 ноя 2024, 18:44

corvin писал(а):Если вѣчи Трояни это века (время) христианской Троицы, то они прошли.

Христианства не было более шести тысячелетий перед Всеславом Полоцким:

Откуда тогда в Троице в первом тысячелетии от сотворения Мира Бог Сын? Авраам Завет с Богом Отцом заключал, а Бога Сына иудеи отвергли.

corvin писал(а):Аналогично у Ницше Заратустра говорит: Старый (христианский) бог умер, (и время его прошло).

Так сказал Заратустре дьявол:

    "Так говорил однажды мне дьявол: "Даже у Бога есть свой ад
    -- это любовь его к людям".
    И недавно я слышал, как говорил он такие слова: "Бог
    мертв; из-за сострадания своего к людям умер Бог".

    ---
    Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24499
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 21 ноя 2024, 19:56

Боянъ бо вѣщий, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслию по древу …

Боян творит песни. Он песнотворец.
… своя вѣщиа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху.

В своих песнях он славит князей.
Вот и образцы его стиля:
Пѣти было пѣснь Игореви, того внуку: «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая — галици стады бѣжать къ Дону Великому».

Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче: «Комони ржуть за Сулою — звенить слава вь Кыевѣ!»

К религиозные гимнам эти песни не имеют никакого отношения.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1494
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Тамара » 22 ноя 2024, 09:50

Зачем автору "Слова" о походе русского князя из 12 в., жившему в уже христианские времена, понадобилось включать в текст сведения о "тысячелетних корнях язычества на Руси"? Вы не путаете автора "Слова" с Б.А.Рыбаковым?
Давайте, уже обратим больше внимания на сам текст, на его логическую рациональную разбивку и прочтение, а не на бесконечные цитаты из современных комментариев.
Тамара
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 15:41

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 23 ноя 2024, 16:38

corvin писал(а):
Боянъ бо вѣщий, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслию по древу …

Боян творит песни. Он песнотворец.

Примеры приведены из летописи: Мстислав, зарезавший Редедю в борьбе без оружия, кости Романа Красного, убитого его бывшими половецкими союзниками, что лежат близ Тмуторокани без погребения - всё это летописные вставки Никона Великого, именно гимнограф старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича - «песнотворец» (Мин. 12 Окт.) и «славий» (Мин. 1 Окт.), соизмерял деяния этих князей в соответствии с 10 струнами Псалтыря = 10 заповедями Божьими и писал им посмертные «песни» = панегирики. Ярослава Великого в его панегирике он восхвалил, а остальным написал то, что они заслуживают.

corvin писал(а):
… своя вѣщиа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху.

В своих песнях он славит князей. Вот и образцы его стиля:
Пѣти было пѣснь Игореви, того внуку: «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая — галици стады бѣжать къ Дону Великому».
<…>
Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче: «Комони ржуть за Сулою — звенить слава вь Кыевѣ!»

К религиозные гимнам эти песни не имеют никакого отношения.

Вещие персты на живые струны возлагали летописцы:

    «Давыду убо сыну Осееву некогда пасущу овцы отца своего, и сотворив себе гусли и накладая на многогласные струны свои многоочитыя персты, и ударяя в них своими персты, и испущаху многоразличныя гласы. Несмыслен ж скоти приходяще и слушающе. Мы ж ныне приемлем чисту бумагу, и пакладаем пером и чернилом слаганием четыре десятых писмен древняя деяния и повести рода человеча, и устраяем аки на гуслех струны, и, егда устроятся сия духовныя гусли или орган, и начнем играти, накладая очитыя персты на чернилныя струны. Устне бо движа, языком со гласом своим якоже бряцалом бряцаше, и громогласно звеняше, и прочим человеком в слухи преподавая бытейския деяния истории сия. И егда ж Давыду над Саулом в гусли гудяше, и отгоняя от Саула давившему его духу нечистому. Егда ж и мы начнем в сиа духовныя гусли или орган играти или пети и бога хвалити. и начнут и от нас отбегати беси и нечистыя мысли. И тако пояше Давыд в гуслех и органех своих, хваляще бога <...>»
    ---
    Дёмин А. С. «Слово о полку Игореве» и предисловие к «Хронографу 1641 г.»// «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978 г. С. 87-94.
Каждой строкой и каждой метафорой Автор подчеркивает, что Боян был летописец, записывающий князьям их «совестные книги на Судный День».

А припевки Бояна XIв, приведенные Автором XIIв - гипотетические: АБЫ (= если бы) Боян эти полки 1185 года воспевал, то начал бы так ЧИ ЛИ (= или) так. Даны припевки и в виде ироничного повествования, свойственного родоначальнику русского летописания редактору 1073 ДКС Никону Великому, «старые словеса повестей временных лет» - это его «замышление».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24499
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 23 ноя 2024, 17:45

Тамара писал(а):Зачем автору "Слова" о походе русского князя из 12 в., жившему в уже христианские времена, понадобилось включать в текст сведения о "тысячелетних корнях язычества на Руси"? Вы не путаете автора "Слова" с Б.А.Рыбаковым?

Только читаю, что написал Автор «на седьмомъ вѣцѣ» = на седьмом апокалипсическом последнем тысячелетии некого Трояна. Не императора римской империи Траяна (53-117), а некоего отца трёх сыновей (= Трояна) от которого Автор СПИ ведёт свою евгемерическую версию происхождения Руси. Тут у него и русичи от Руса, и прожигатели достояния (= жизни) предков, живших пои язычестве «погибает жизнь {=достояние) Даждь-Бога внуков». Совершенно очевидно, что Автора СПИ надо искать среди великих книжников и философов, которых на Руси не бывало, в своих произведениях относящемуся к языческому периоду как к законному предшественнику христианства, использующий метафоры с языческими богами в своих произведениях, не княжеского рода, но имеющий такое положение, что мог обращаться к князьям «Мстиславова племени» глаголами повелительной формы, причём называя их не «брате», а «господине», как высокопоставленные клирики XIIв при обращении к князьям. Уверяю, что из всего богатства древнерусских писателей такой будет только один.

Тамара писал(а): Давайте, уже обратим больше внимания на сам текст, на его логическую рациональную разбивку и прочтение, а не на бесконечные цитаты из современных комментариев.

Сам текст строится на склонении и спряжении словоформ, стоящих в строгом подчинении друг от друга. Нельзя бабахнуть между взаимосвязанными древнерусские словами русское словечко из Даля или Ожегова, не нарушая структуры текста. Поэтому сперва делаете синтаксический разбор, затем ставите вопросы в зависимости от падежных окончаний и только потом смотрите какой конетекст получился. А не сперва контекст с потолка, а потом притягивание к нему словечек со всех словарей мира.

См. НГ: Уроки корректного перевода СПИ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24499
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 23 ноя 2024, 20:02

Каждой строкой и каждой метафорой Автор подчеркивает, что Боян был летописец, записывающий князьям их «совестные книги на Судный День».

В первых строках Автор представляет Бояна как писателя не достоверного. Боюсь, что Бояна на Страшном Суде могут притянуть за дачу ложных показаний.
Егда ж и мы начнем в сиа духовныя гусли или орган играти или пети и бога хвалити. и начнут и от нас отбегати беси и нечистыя мысли. И тако пояше Давыд в гуслех и органех своих, хваляще бога …

Да не бога, а князей хвалит Боян в своих песнях. Хоть с 10-го раза услышите.
Образцы стиля Бояна это поэтический эпос. Летописи написаны совсем другим языком. Вы не замечали?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1494
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 24 ноя 2024, 12:53

corvin писал(а): В первых строках Автор представляет Бояна как писателя не достоверного. Боюсь, что Бояна на Страшном Суде могут притянуть за дачу ложных показаний.

На первых строках Автор причисляет себя к летописцам и пишет, что нелепо было начать летописные версии похода Игоря старыми словесами повестей временных по «замышлению Бояна», т.е. высокопарными словесами описывающего «трудные» (= героические) события. То что Боян недостоверен Автор пишет ниже, называя его "вещим", т.е. знающим то, что другим неведомо и «вспоминающим» речь первых усобиц как Воланд на завтраке Канта. Поэтому Автор и пишет, что эту «песню», а СПИ написано как альтернатива летописной версии, он будет писать по былинам, т.е. достоверным фактам, а не по «замышлению» родоначальника стиля русского летописания.

Разными путями приди к одному и тому же выводу.

corvin писал(а):
Егда ж и мы начнем в сиа духовныя гусли или орган играти или пети и бога хвалити. и начнут и от нас отбегати беси и нечистыя мысли. И тако пояше Давыд в гуслех и органех своих, хваляще бога …

Да не бога, а князей хвалит Боян в своих песнях. Хоть с 10-го раза услышите.
Образцы стиля Бояна это поэтический эпос. Летописи написаны совсем другим языком. Вы не замечали?

В указанном выше отрывке «слаганием четыре десятых писмен древняя деяния и повести рода человеча, и устраяем аки на гуслех струны, и, егда устроятся сия духовныя гусли или орган, и начнем играти, накладая очитыя персты на чернилныя струны...» летописцы тоже не о Боге писали, а о деяниях рода человеческого, записывали за князьями из «совестные книги» для представления на Судный День. О Бояне сказано 1:1 причём даже приведены конкретные летописные вставки, которые в ДКС внёс редактор 1073 Никон Великий. Это прямое указание на историческое имя Бояна.
Никон и писал поэтическим стилем. Вот как продолжил Нестор стиль Никона Великого в ПВЛ:

    «Бонякъ же раздилися на 3 полкы, и сбиша угры в мячь, яко соколъ галицѣ збиваеть. И побѣгоша угре, и мнози истопоша у Вягру, друзии же в Сану…»(ПВЛ 1097)
Разве Вы не замечаете что это образы из СПИ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24499
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 22