Модератор: Лемурий
corvin писал(а):Вам нравится троллить публику своим долдонством?
Тамара писал(а):Если не будем читать "Слово" со словарями, то мы от сказок не уйдем.
Тамара писал(а):Еще раз рассмотрим место: "Рек Боян и ходы на Святославля..." Выше уже предлагался один из возможных переводов места в том смысле, что здесь сам автор "Слова" называет Бояна певцом князя Олега, но при этом ничего не сообщает о самом себе. Такое, в принципе, возможно.
Тамара писал(а):Но можно предложить и несколько иную разбивку текста: "Рек Боян и ходы на СВЯТОСЛАВЛЯ ПЕСНОТВОРЦА, старого времени Ярослава ОЛЕГОВА ЛЮБЯ ПЕВЦА..." При такой разбивке получается, что автор "Слова" называет здесь и себя, т.е. Боян - Олегов певец, а сам автор "Слова" - певец Святославов. Интуитивно возможность такого прочтения почувствовал еще И.Е.Забелин. Но он зашел слишком далеко и в выражении "ходы на" увидел даже имя этого певца Святослава Всеволодовича - Ходына (см. Энц."Слова").
Тем не менее, при таком понимании текст приобретает вид подлинного законченного авторского произведения 12 века, а не агрегата разнообразных сведений из русской средневековой истории механически объединенных между собой. Объективности ради стоит отметить, что облегчения все равно не наступает. Понятно, что в свое время и Боян, и безымянный песнотворец Святослава Всеволодовича были известными людьми из окружения Ольговичей, но в других письменных источниках достоверной дополнительной информации о них не сохранилось.
Боян не застольные песни князьям сочинял, а писал о ратях князей, иными словами, был летописцем.
Лемурий писал(а):Автор СПИ также пишет, что взамен нелепых версий в стиле героических повестей о походе Игоря (Лавр. и Ипат. версии) он начинает свою "песню":
"Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню!"
и в данном случае Автор тоже выступает "песнотворцем", хотя описывает исторические события как альтернативу летописному стилю Никона (Бояна).
corvin писал(а):Нет, Боян именно застольные песни князьям сочинял. Приведённые в СПИ образцы его стиля это эпическая поэзия. На летописи не похоже. При этом он вполне мог участвовать в создании летописи. Только в СПИ это никак не отражено.
Lukman писал(а):Но "былины" в СПИ это же не северные былины. Должно быть другое значение слова.
Тамара писал(а):Словари все хороши. Информацию надо фильтровать, в этом всё дело.
Тамара писал(а):Свежий пример: давайте в слове "Святославля" откажемся от "ля", хорошо. Но что при этом будет с самим текстом? Может вообще отказаться от него, объявить " Слово" подделкой и углубиться в размышления о "тысячелетних корнях язычества на Руси"? Далее "сперва перевода" никто не предлагал. Место понятно и без перевода: "коганя хоти"- " любя певца".
corvin писал(а):Весь текст СПИ основан на летописях. В нем нет никаких присущих только ему сведений. Это ставит под сомнение, не только был ли Автор участником похода, но и то был ли он современником похода. Писать по былинам может пониматься - писать как на самом было. Но также былинами могли называться у Автора летописи, в которых записано как все было.
corvin писал(а):Образцы творчества Бояна это конечно написанные белыми стихами песни, а не выдержки из летописных статей. Фраза “помнил, говорят, первых времен усобицы” показывает, что о творчестве Бояна остались только воспоминания.
§231. Личность Никона тесно связана, таким образом, с летописью, составленною в Печерском монастыре; мы признаем это естественным, как только допустим, что составление этой летописи падало на начало семидесятых годов XI столетия, когда Никон жил в Феодосиевом монастыре, распростившись с основанною им в Тмуторокане обителью. Из Жития Феодосия известно, что Никон, как старейший пользовался большим влиянием в монастыре; ему Феодосий поручал братию, когда отлучался из монастыря; Никон был человек книжный; тогда как Феодосий поучал братию "духовными словесы", великий Никон говорил поучения братии из книг ("ис кънигъ почитающе"); он занимался переплетным делом, что также требовало известной книжности и грамотности. Трудно сомневаться в том, чтобы летописный труд, предпринятый святой обителью, не стал под непосредственное заведование Никона. Никон мог сделаться главным редактором летописи; ему же мы вправе приписать некоторые вставки, сделанные в переписанный им, или под его наблюдением, Древн. летописный свод, который лег в основание дальнейшего летописания Печерского монастыря. Перечислим эти вставки.
§232 Под 6530 (1022) мы читаем в Повести вр.л. (Нач. своде) рассказ об единоборстве Мстислава Тмутороканского с Касожским князем Редедей; рассказ основан на местном тмутороканском предании, связавшем это событие - победу Мстислава над Касогами - с построением Мстиславом по обету в Тмуторокане храма св. Богородицы. "И пришедъ Тмутороканю, заложи церковь святыя Богородица и созда ю, яже стоить и до сего дне Тьмуторокани" - так заканчивается рассказ, обличая своим окончанием знакомство автора с этим отдаленным городом....
-------
А. А. Шахматов "Разыскания о русских летописях" (1908) М., 2001, с.304
corvin писал(а):Помнил речь – так говорят китайцы на первом году обучению русскому языку. Помнил речь как максимум может пониматься - помнил особенности речи: заикание, взволнованность и т.п. Но никак не содержание речи.
corvin писал(а):Главное что образцы творчества Бояна не похожи на летописный текст.
corvin писал(а):Главное что образцы творчества Бояна не похожи на летописный текст.
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 8