Тамара писал(а):Если Бояном был Илларион, он бы и в самом тексте остался под своим именем. Иначе придется придумывать и разъяснять с кем и почему он играл "в прятки".
"Боянова земля" - крупный земельный участок, который продавал клир Святой Софии княгине Всеволожей, почему не названа именем того кому принадлежала? Имя Боян болгарское, его можно было получить только в Болгарии с местным
месяцесловом.
Автор решил не называть, но написать так, чтобы его поняла только его летописная братия, к которой принадлежал и он сам. Основоположник трудных повестей временных лет - редактор 1073 ДКС Никон Великий, ходына (от ходити) из Киева в Тмуторокань, Новгород и обратно в Киев - он же, вставки о Редеди, Мстиславе и Романе Красном принадлежат перу
Никона Великого (до пострига Илариону), "каганами" Ярослава Мудрого и Владимира Святого называл только
Иларион в СЗБ. День памяти болгарского князя-мученика Бояна отмечается в один день с Преподобным Иларионом (28 МАРТА по старому стилю - 10 апреля по новому стилю). Ну и в конце концов акротелестих из "припевок" Бояна, начиная с "осмысленной" даёт
Никону в лѣти, которому
в год написания СПИ 1188 исполнялось 100 лет со дня смерти.
Тамара писал(а):Далее, на основании эфемерной схожести языка у разных писателей того времени прочную версию не построить. Сохранившийся текст надежнее. Там четко видны два песнотворца. Один - Олегов песнотворец Боян, другой - безымянный песнотворец Святослава Всеволодовича. Версия простая, но популярная. (См."Энц."Сл"). Другое дело, что не надо это понимать в том смысле, что одному из них платил зарплату Олег, а другому - Святослав. Они занимали определенное положение и в реальной жизни того времени. В источниках сведений не сохранилось, оба песнотворца живут только в самом тексте "Слова". Опираясь на него, можно предположить, что в свое время оба были известными людьми. Боян больше похож на богатого боярина-землевладельца времен Олега. А сам автор "Слова" - на человека, уже занимающего достаточно высокое положение в церковной иерархии во времена Святослава Всеволодовича.
Вся "версия" о двух певцах построена на возможном двойственном числе, а такого там нет (см.
Щепкина 1953:12). Сперва сделайте синтаксический разбор, потом определите взаимозависимость слов в отрывке, потом прочитайте контекст и только потом делайте выводы о про двух певцов, которые исключаются первым же словом отрывка: ◊
Рекъ — прич.
ед. ч. м. р., ни о каких двух разных песнотворцах тут речь идти не может.
Тамара писал(а):И чем не нравится основная патриотическая идея "Слова", т.е.призыв к единению Руси и русских князей, не понятно. (см. "Энц."Сл.") Думаю, что сомнительная слава Герострата - не самая лучшая мотивация в изучении культуры своей страны.
Тем и сомнительна, что в 1188 году ни о каких монголо-татарах Русь не знала, у неё были свои текущие проблемы, связанные с торговыми путями, на защиту которых Автор призывает князей только "Мстиславова племени" и их союзников (Всеволода Большое Гнездо и Ярослава Осмомысла), Ольговичей же и Всеславичей - родственников Святослава и его полоцкой жены, от этого призыва освобождает, а призывает возить свои мечи вредоносные, склонить стяги и выскочить из "славы" их дедов-разжигателей усобиц Олега Гориславича и Всеслава Полоцкого.