Pasionaria писал(а): thor писал(а):Bf109E - другой коленкор, но он появился под занавес, когда наших пилотов в Испании уже не осталось, и воевали немцы из "Кондора" на "эмилях" против испанцев, и испанцы - это те еще "асы".
А вам известна хотя бы приблизительная дата их появления в Испании? Советских пилотов действительно под конец становилась все меньше и меньше. Но вот с датой их полного "исчезновения" опять же проблемотично... Возможно она совпадает с датой эвакуации интернациональных бригад, решение о которой было принято Республикой 23 сентября 1938 г. Так, по этим сведениям, в ноябре их уже не было. Это возможно и решило исход 113-дневной битвы при Эбро.
По поводу Эбро посмотрите вот это: "В Июне 1938 года, в составе группы из 34 летчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. В воздушных боях уничтожил 30 самолетов противника лично и 7 в группе. В одном из боев на И-16 сумел сбить 7 самолетов (из них 5 Фиатов Cr.32), но и его машина была серьезно повреждена. 18 Августа 1938 года - в день Авиации, сбил 2 "Фиата". Со своими летчиками порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника. За подвиги в небе Испании, 22 Февраля 1939 года Сергею Ивановичу Грицевцу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Особенно отличился в заключительных и самых тяжелых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "мессера" вооруженные пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней Августа советскими и испанскими летчиками было сбито 72 вражеских самолета.
Последний раз пилоты группы Сергея Грицевца участвовали в бою 15 Октября 1938 года, когда было поднято в воздух около 100 истребителей республиканских ВВС в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро, совместными усилиями советских и испанских летчиков, было сбито 3 "мессера" и 5 "фиатов". Наши потери составили 3 самолета (все летчики спаслись на парашютах)."
http://www.bolbasovo.n1.by/famous/gricevec/Особенности боевого применения И-15 в Испании:
"И-15 применялся в Испании как истребитель,штурмовик,разведчик. Для его базирования было достаточно небольшойплощадки слюбым видом покрытия. И-15 был таким самолетом,на котором можно было без особых проблем взлететь,выдержать тяжелый бой с "фиатами" и вернуться с большой долей вероятности. Так, были зарегистрированы случаи когда "чато" возвращались с 80 пробоинами, с несколькими пробитыми цилиндрами,когда после тяжелейшей аварии летчик оставался живым и невредимым (благодаря нижнему крылу). Техническое обслуживание такого самолета с воздушным охлаждением было тоже черезвычайно простым-механики имели доступ с обеих сторон. Сборка самолета и замена поврежденных частей была тоже довольна проста для местных механиков. Для введения самолета в строй требовалось очень мало времени и очень немного инструментов и оборудования.
.....ПРОТИВ МЕ-109.
В небе Испании практически впервые сложилась такая ситуация, которая будет повторяться впоследствии неоднократно: то есть в воздухе столкнулись самолеты разных поколений. Так было в ходе"Битвы за Британию" ("Харрикейны" и Фиаты СР-42), во Вьетнаме ("Фантомы" и МиГ-17). Тут же были И-15 и Ме-109. Пилоты "мессеров" использовали тактику внезапной атаки и ухода в не зависимости удалось ли сбить противника или нет. С другой стороны республиканцы старались затянуть их в маневренный бой. И-15 старались выполнить разворот, известный как "Пелиадов"(???),рис 64,65,66 и оказаться позади противника. В бою обычно использовался оборонительный круг ."
http://www.airwar.ru/history/locwar/spane/i15/i15.htmlХотелось бы все же тепло отозваться об этих самолетах,пусть и чужими словами:
"Хотя на самом деле причин военных неудач было много, именно технике и, особенно самолетам, как устаревшим и никуда не годным была отведена роль главного «козла отпущения». Роль самого отъявленного неудачника отводилась истребителю И-16... Сегодня стоит наконец заявить нечто обратное, ибо именно истребители И-16 вместе с другим детищем Поликарпова — бипланом И-153 защитили родную страну в первые дни войны."
http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?na ... page=i16bpКасательно появления Ме-109 в Испании,то по некоторым сведениям:
В начале 1937 года он был принят на вооружение и уже в феврале этого года в небе Испании появилось 40 самолетов первой серийной модификации Ме-109 В-1.
http://airwar.iatp.by/luftwaffe/dat_bf109.htmНо надо подчеркнуть что это была модификация В-1!
Кроме способностей испанцев
Насчет способностей испанцев никто и не сомневался,тем более насчет мужества:
В Советском Союзе жили в ту пору многие опытные командиры испанской республиканской авиации - Леопольдо Маркильяс ( фото справа ), Мануэль Сарауса, Антонио Ариас, Ладислао Дуарте, Марсиано Диас, Франсиско Мероньо, Хоакин Диас и другие. Все они отдавали свой приобретенный в почти трехлетних воздушных схватках боевой опыт делу подготовки молодых лётчиков - бойцов Великой Отечественной войны.
http://aces.boom.ru/all3/merono_f.htmА вот насчет специфики обучения я все же согласен с Тором.
, я подчеркнула в тексте еще любопытный момент проявления интереса к советским танкам (да и техники вообще). Тем интересней он становиться, если вспомнить мнение некоторых советских авторов, что немцы и итальянцы спешно эвакуировали с поля боя образцы трофейных советских танков для тщательного исследования у себя в стране (!)