Хромец писал(а):Взгляд несколько схоластический...Для своего времени И-15 и И-153 решали вопросы,возложенные на штурмовики.Они первые начали нести НУРС,за счет короткой ВПП ,живучести,очень высокой ремонтопригодности проявили себя и Финскую,Мессершмидт ранних модификаций не мог выполнять этих функций.Причем в Финскую (судя по воспоминаниям )штурмовал РСами весьма успешно.И даже сбивал самолеты.Потом посмотрите на это дело с точки зрения промышленности и армии: появился новый,хороший проект,начинаем выпускать его...А есть ли необходимые материалы,двигатели,вооружение,а куда девать тысячи уже выпущенных,старых?
Хромец, да вы серьезно что ли думаете, что я бракую И-15 или И-16? Вовсе нет. И все их достоинства и заслуги признаю сполна. И судя по, воспоминаниям и тех же испанцев (о их деятельности в Финскую мне, к сожалению, ничего не известно), и тех же советских летчиков справлялись они действительно неплохо. Нужно только читать их осторожно (ранние в особенности) и знать некоторую подаплевку. Но даже в этом не суть, в конце концов сейчас достаточно много исследований по этому поводу.
Так вот, я не гноблю сов. самолеты. Но нужно признать, что Испания стала не только ареной, где державы продемонстрировали свои новейшие образцы военной технике (и разбежались, как судя по всему считаете вы); но и все же была полигоном, на которой ее обкатали, выявили слабые и сильные стороны
именно в обстановке максимально приближенной к условиям будущей войны. И это не только к технике относиться, но и к подготовке офицерского состава, к отработке стратегии и т.д.
Ошибки широко освежены,в том числе и проигравшей стороной:не была изобретена и применена негустеющая ружейная и машиннная смазка,то же по топливу,не разработана морозоустойчивая резина,техника не приспособлена к действиям в суровых условиях,не решены вопросы военного планирования и снабжения,не разрабатывались перспектвные виды боевой техники и список можно продолжать очень долго.Как итог этих ошибок-немецкий Генштаб начав войну не смог ее победоносно завершить.
Я уже говорил,что опыт,необходимый для войны с Россией в Испании было извлечь почти невозможно,как его невозможно было получить и в Польше,не говоря уже о Бельгиях-Франциях.
И главная ошибка политического руководства,в том числе и ведущее родословную из Испании,в неспособности мобилизовать немецкую промышленность ,сделать ее полностью управляемой и перевести на военные рельсы.
В Испании германские самолеты превзошли советские. И это видно из всего спектра (мы с вами только истребители затронули), что немцы смогли здесь продемонстрировать, и из их характеристик. Возможно на этом они и успокоились... Негустеющая смазка это, конечно, здорово, но действительно мало подходит на роль определяющего фактора. А то, что не смогли перенести промышленность на военные рельсы, впервые слышу... Во время ВМВ вся экономика была подчинена войне. Это было одним из важнейших условий военной доктрины Германии, "тотальной войны". О ней я уже говорила в одном из предыдущих своих сообщений. И повторю, что в Испании были опробываны многие ее методы.
Еще один важный момент - это отработка в Испании коалиционной стратегии и тактики. Именно совместные действия в Испании позволили Германии и Италии подписать фактически военно-политический союз ("Ось Берлин-Рим"). И в Испании они получили опыт слаженных военных действий, согласования по военным вопросам. Больше такого удобного случая у них не было.