«Быстроходные танки» БТ были созданы на основе американской конструкции танка «Кристи», отличавшейся индивидуальной пружинной подвеской и возможностью движения на гусеницах или на колесах, в роли которых выступали опорные катки большого диаметра. БТ-1 представлял собой опытный танк, БТ-2 подвергся широким испытаниям, прежде чем был принят к производству в начале 1932 г. Модели БТ-3 и БТ-4 к производству приняты не были. БТ-5 появился в 1935 г. Он был быстроходен, имел высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к массе танка) и хорошее вооружение, состоявшее из 45-мм (1,78-дм) пушки с высокой начальной скоростью снаряда и спаренного с ней пулемета. БТ-5, оснащенный двигателем на основе авиационного, мог на большой скорости двигаться по местности на своих сравнительно широких гусеницах, и эту способность неоднократно демонстрировал на довоенных маневрах. Конструкция корпуса и башни была полностью клепанной. Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна строил БТ тысячами, ив 1941 г. они составляли значительную часть советского танкового парка. Около 50 были направлены в Испанию для участия в гражданской войне на стороне республиканцев, а полученные там уроки были учтены в следующих моделях. Существовало несколько модификаций, включая командирский танк с поручневой антенной вокруг башни. На 1941 г. БТ-5 уже не удовлетворяли боевым требованиям ни по своему вооружению, ни по бронированию, однако они стали основой для конструкции советских танков, которым суждено было выиграть войну.
Тактико-технические характеристики
Экипаж 3 человека
Мощность двигателя 400 л.с. (298,4 кВт)
Боевая масса 11,5 т (25 357 фнт)
Максимальная скорость хода 72 км/ч (44,71 мили в час)
Запас хода 200 км (124,2 мили)
Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 5,58х2,23х2,25 м (18,31х7,32х7,38 фт)
Основное вооружение 45-мм (1,78-дм) пушка
Толщина брони от 6 мм (0,24 дм) до 13 мм (0,51 дм)
Небольшой Рz-I должен был стать учебным танком для формировавшихся до войны германских танковых дивизий, но его пришлось использовать как боевой легкий танк, по крайней мере до 1942 г. Чтобы скрыть его действительное назначение, первые экземпляры именовали La S («Landwirtschaftlicher Schlepper»), т.е. «сельскохозяйственный трактор», до 1938 г., когда обозначение Рz-I ( или РzКрfw I) было принято официально. Первый Рz-I был двухместным легким танком, весившим всего 5,5 т (6,06 американской тонны) и вооруженным двумя 7,92-мм (0,31-дм) пулеметами в маленькой башне. Вторая модификация, ставшая основной серийной и известная как Ausf В, имела более мощный двигатель и была несколько длиннее. Впервые Рz-I принял участие в боях после германсксого вмешательства в гражданскую войну в Испании в 1936 - 1938 гг. К 1939 г. в германской армии все еще не хватало боевых танков, и Рz-I пошли на доукомплектование танковых частей, участвовавших во вторжении в Польшу в 1939 г. и во Францию в 1940 г. К 1941 г. танки Рz-I вывели из боевых подразделений. Часть из них уже была переделана в командирские машины с заменой башни более просторной рубкой, на другие безбашенные экземпляры установили 15-см (5,91-дм) пехотные гаубицы. В Северной Африке несколько танков в полевых условиях переоборудовали в огнеметные. Пожалуй, наиболее удачной переделкой была самоходная установка Panzerjager I, вооруженная 47-мм противотанковой пушкой.
Тактико-технические характеристики
Экипаж 2 человека
Мощность двигателя 100 л.с. (74,6кВт)
Боевая масса 5,89 т (12 987 фнт)
Максимальная скорость хода 40 км/ч (24,84 мили в час)
Запас хода 145 км (90,05 мили)
Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 4,44х2,08х1,73 м (14,57х6,82х5,66 фт)
Основное вооружение 2х7,92-мм (0,31-дм) пулемета
Толщина брони от 5 мм (0,2 дм) до 35 мм (1,38 дм)
Легкий танк Рz-II был крупнее Рz-I и вооружался 2-см (0,79-дм) автоматической пушкой. Разработанный как боевая и учебная машина, он использовался в боевых частях связи при задержке в производстве и поставке средних танков Рz-III и Рz-IV. Первые Рz-II были выпущены в 1936 г., небольшое количество повоевало в Испании. Первой по-настоящему серийной модификацией стал Рz-II Ausf D, за которым последовала Ausf Е с совершенно новыми корпусом, подвеской и бронированием. Продолжающиеся затруднения с выпуском более тяжелых танков привели к тому, что последняя модификация Ausf Р находилась в серийном производстве вплоть до 1943 г. Возможности Рz-II ненамного превосходили разведывательный танк, однако он был быстроходен, надежен и проявил себя в ряде германских завоевательных кампаний 1940—1942 гг. Его возможности борьбы с танками противника были весьма ограниченны из-за слабого бронебойного действия снарядов его основного вооружения. Поэтому позднее он использовался для решения ряда других задач. Некоторые модификации — такие как самоходные установки «Мардер-II» и «Веспе» — были , по сути, новыми машинами. Были и другие переделки, например огнеметный "Фламинго" с новой маленькой пулеметной башенкой — два огнемета устанавливались в носовой части корпуса. На базе Рz-II пытались строить также танковый мостоукладчик и плавающие машины, в небольшом количестве построили самоходную 15-см (5,91-дм) гаубицу с открытой сверху рубкой. Некоторые Рz-II еще использовались в 1945 г.
Тактико-технические характеристики
Экипаж 3 человека
Мощность двигателя 140 л.с. (104,44кВт)
Боевая масса 9,5 т (20 947 фнт)
Максимальная скорость хода 40 км/ч (24,84 мили в час)
Запас хода 200 км (124,2 мили)
Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 4,81х2,28х2,15 м (15,79х7,48х7,05 фт)
Основное вооружение 20-мм (0,79-дм) пушка
Толщина брони от 5 мм (0,2 дм) до 35 мм (1,38 дм)
Опыт, накопленный к 1935 г. в производстве Рz-I и Рz-II, давал германской промышленности уверенность в возможности производства более совершенных боевых танков. Было проработано два проекта, первый из которых воплотился в танк Рz-III. Он был вооружен установленной в башне 3,7-см (1,46-дм) пушкой и двумя пулеметами, но был рассчитан на установку при необходимости более тяжелого вооружения. Экипаж состоял из пяти человек — командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий и радист-пулеметчик. Танк с успехом перевооружался и добронировался, так что в производстве состояло 20 его основных модификаций и ряд субмодификаций. Основное вооружение было усилено до 5-см (1,97-дм) пушки, а затем и 7,5-см (2,96-дм) с использованием такой же орудийной установки, что и на ранних модификациях Рz-IV (см.). Рz-III составляли основу германских танковых дивизий в начальный период войны. Но этих танков всегда не хватало. Производство шло так медленно, что в 1940 г. танковые дивизии воевали на чешских танках. В 1943 г. производство было прекращено. Рz-III прошел обычный цикл модернизаций и переделок. Штурмовые орудия Stug-III рассмотрены далее, но существовали еще и командирские танки, огнеметные танки, «плавающие» танки, разработанные для вторжения в Великобританию, машины артиллерийских наблюдателей и бронированные ремонтно-эвакуационные машины.
Тактико-технические характеристики
Экипаж 5 человек
Мощность двигателя 300 л.с. (223,88 кВт)
Боевая масса 19,8 т (43,659 фнт)
Максимальная скорость хода 40 км/ч (24,84 мили в час)
Запас хода 165 км (102,47 мили)
Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 5,38х2,91х2,44 м (17,65х9,55х8,01 фт)
Основное вооружение 37-мм (1,46-дм) пушка
Толщина брони от 12 мм (0,47 дм) до 30 мм (1,18дм)