Василий » 28 окт 2013, 01:18
Тем, кто намерен глубже ознакомиться с проблемой дефицита в плановой экономике, а не ограничиваться кухонными разговорами вроде: "А у нас в Усть-Кукуйске было все, и за 8 копеек, а если чего не было, то это можно было съесть в кафе на ж/д вокзале", можно порекомендовать книгу венгерского экономиста Яноша Корнаи "Дефицит". Корнаи приходит к выводу, что дефицит имманентно присущ плановой экономике.
Мне претят всякие потуги опорочить СССР, как околонаучные, так и дилетанские. Это всё продукты холодной войны, т.е. измышлений и передёргиваний. Я вам кратко разъясню причины дефицита, который конечно был по некоторым товарам, особенно качественным и высокотехнологичным. В рыночной экономике производитель заряжает на новый товар цену сколько хочет. Есть богатые и бедные покупатели. Сначала покупают только богатые, остальным такой товар просто не по карману, они на него только смотрят в магазинах. По мере увеличения производства и его удешевления цена падает. К приобретению подключаются менее обеспеченные покупатели, но в любом случае цена держится «под потолком» возможностей потенциальных потребителей и поэтому в продаже он всегда есть, т.е. нет «дефицита». Зато всегда есть дефицит денег. В советской экономие цена закладывалась на этапе планирования производства в расчете на его плановый объём. Поэтому на начальных этапах новый товар был планово-убыточным и его нехватало. А деньги были у всех, посмотрите данные по вкладам в сберкассы. У всех были деньги на сберкнижках, кроме меня и других алкашей и фарцовщиков. Поясню на примере автомашин. Начал работать ВАЗ. Появились неплохие машины Жигули. Цена – 5500 руб. Она так и оставалась лет 15. Что получается? Машин выпускается 300.000, а имеющих возможности их купить – 1 млн. Вот вам и дефицит. С каждым годом объём производства растет, но растет и число желающих, ибо растет благосостояние народа. Это я вам не из книжек, а из своего жизненного опыта говорю. В 1970 году средняя зарплата была порядка 130-140 руб, а в 1980 – 200. Итак Жигулей не хватает. Что бы сделал капиталист? Гавно вопрос – он бы поднял цену. Большинство потенциальных покупателей обломались бы и ходили только облизывались, глядя на сверкающие витрины автосалонов, но зато не было бы дефицита. Советское руководство так поступать не желало, оно не считало себя вправе обувать народ. Так что вопрос-то чисто политический, или даже лучше сказать идеологический. Если бы скажем, покупатели, т.е. народ, твердо заявили партии и правительству: «Мы не хотим планово-обоснованных цен на автомобили, мы хотим, чтобы они были свободно в магазинах», то я полагаю руководство страны не нашло бы серьёзных причин сопротивляться воле народа, и подняло бы цену на Жигули до 15000 руб. Дефицит был бы ликвидирован на следующий день. В рамках плановой экономики, заметьте. Можно было дать право директору социалистического предприятия повышать цену на потребительскую продукцию с таким расчетом, чтобы 5% из объёма не находило платежеспособного спроса, т.е. лежало на полках магазинов. Элементарно, Ватсон, и всё в пределах планового хозяйства. Я популярно объяснил, надеюсь. Могу и заключение сделать, кто сам не допёр: в результате те же 300.000 Жигулей, которые был способен выпустить ВАЗ в 1976 году, были бы проданы, только не по 5500, а по 15000р. Вы согласны на это?
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)