Что было:Морозным мартовским днем, когда в учреждениях советской торговли до конца обеденного перерыва оставалось 5 минут, я осчастливила своим появлением одну из десятка миллионов похожих друг на друга семей. Обычное приветствие той поры - «Как поживаете, Елена Анатольевна?» «Как все». И, правда, как все жили в «хрущеба-брежневской» панельке, как все ходили в подведомственные садики, позже школы. Как все играли в простые игры на улице допоздна, без страха быть задавленными машинами, так как во дворах их стояло наперечет или боязни быть украденными «плохим дядей», потому что и психически-больных людей было наперечет.
Вроде бы мизер, умиляться особо нечему. Ну что такое совковая панелька? Теснота квадратных метров, куда «как все» пытались установить дефицитную чешскую стенку и мягкую мебель, повесить непременно ковер, как показатель достатка в семье. Да, еще бы пианино не мешало приобрести для солидности, вот только ставить уже некуда. Здесь двенадцать квадратных метров, там шестнадцать. Удивительное дело, магазины не изобиловали товарами, люди записывались-переписывались, стояли-выстаивали в очередях, но стандартный набор советского квартирного уюта, был практически в каждой семье. Сейчас – «простите, это цена или номер сотового телефона?» Ах, цена? ПАдхАдЫ, дорогой, не стесняйся, выбирай квартиру любой площади, где и кухня не «зад об зад» и комнату можно назвать «гостиной», а коридор «холлом». Дороговато? Да, еще счётик за коммунальные услуги получите. Все чин по чину - газ, свет, вода, тепло. Опять дорого? Так это вчера, при коммунизме, они были достоянием народа, а сегодня при демократическом строе все завоевания прощены гражданам и переданы в добрые руки «истинных ценителей прекрасного». Хм, значит, вот так выглядит рыночная экономика, о которой мечтали «бывшие узники зоны Советов»? Вряд ли. Что-то оскал у нее чересчур олигархически-звериный. Теперь отдельное место под солнцем, в виде все той же «хрущеба-брежневки», находится в разноликой банковской стране кабальных кредитов и накрученных процентов. Снова дорого, молодой человек? Ваши родители получали квартиры от предприятий? Ну, знаете ли, вы еще вспомните о мороженном за 20 копеек, вечный пионер!
Эх, сейчас бы накормить именно тем мороженным за 20 копеек своих детей. Пломбир в вафельном стаканчике - лучшее лакомство моего детства и главное, у него был удивительно сливочный вкус. В неравной борьбе качества с желанием сверхприбылей он проиграл, оставшись частичкой воспоминания о счастливом детстве. На смену пришли новые продукты, вкусы, яркие обертки, дешевые добавки и красители. Современный магазин, как шахматная доска, по которой двигаются покупатели: здесь Е2, там Е4. Неверный ход грозит минимум несварением желудка. «Будьте бдительны, граждане!» - призывают телевизионщики. – «Государству не нужна здоровая нация! Так что спасение утопающих – дело рук самих утопающих! Запоминайте выигрышные партии». А у вас все ходы записаны?
Как ни странно, но герой фильма «Москва слезам не верит» произнес действительно пророческую фразу о роли телевидения в ближайшем будущем. «Не останется ничего, будет сплошное телевидение!» Перелистываю странички своего детства и вижу частые походы в цирк, театры, парки. Прошло каких-то тридцать лет, и маленький ящик, как основной заменитель того привычного семейного досуга. Плюс учитель, и советчик, и пастырь он. И серые будни пенсионеров скрасит бесконечными любовными страданиями. Вечером развлечет картинками о суровой жизни братвы. Но главное завоевание – это масштабное вовлечение младшего поколения и формирование в их головах примитивной «попсовой» культуры.
Все возражения принимаю охотно, так как сама прекрасно осознаю, что телевизор сегодня – это практически единственный доступно-дешевый источник просвещения. Походы в цирк, театр, катание на карусели ощутимо уменьшают толщину семейного кошелька. Да и книги: сколь не радуется моя душа от нынешнего богатства книжных магазинов, цена заставляет возвращать на полку красочное издание. Получается, демократический строй – предмет сладких мечтаний свободолюбивых людей, неизбежно попадает в подчинение капитала? И тот, в свою очередь, диктует условия? Или это только в моей стране?
Хорошо, поднимаю руки. Капитулирую! Телевидение, так телевидение. Тогда вопрос: насколько высок уровень просветительской деятельности, которая круглосуточно транслируется по многочисленным каналам. Разве можно сравнить невинно-букетные «Будильник» и «В гостях у сказки» с Человеком Пауком, Черепашками-ниндзя, Бэтменом и тому подобной западной нечистью, что основательно зацементировалась в головах наших детей. Интересное наблюдение, пока маленькому ребенку родители показывают советские мультики, он и десять, и двадцать и много-много раз будет просить их. Как только в поле зрения малыша попадает «борец с монстрами», все, обратной дороги к Коту Леопольду и Карлсону уже нет. А в школьном возрасте начинаются странные подростковые сериалы со странными диалогами, странным смехом за кадром. И ведь за уши не оттащишь! И вот тут-то, задыхаясь от нескончаемого потока телеглупости, родитель - пожизненный пионер вспоминает советское двухканальное ТВ, когда мультсеанс был один раз в день в определенное время, детские фильмы в каникулы, родного «терминатора» Электроника и «незвездновойную» фантастику Кира Булычева. А все остальное время посвящалось учебе, чтению книг, играм с друзьями во дворе. Может это и примитивно, но, по-моему, в нас вчерашних жило гораздо больше фантазии, чем в детях нынешних. За них фантазирует мощная индустрия теле-, кино- и шоу-бизнеса. Все тот же капитал.
.....При Советском Союзе ответственность за взращивание молодого поколения брала на себя мощная идеологическая машина, поступательно продвигая ребенка от октябренка, пионера к комсомольцу. Может, партийные отцы и перебарщивали с политическим уклоном, но к совести взывать было обычным делом и это приносило свои положительные плоды.
Нынешнее же отсутствие идеологии тоже своего рода идеология, только с более губительными последствиями. И каждый из нас, выходя за пределы собственной квартиры, ощущает это на себе. Попробуйте сейчас усовестить человека, начиная с 10-летнего возраста. Будет как в песне В.С.Высоцкого: «…а в ответ тишина…». Потерянные люди? Поколение? Общество? Хочется верить, что меньшая величина измерения.
…Двадцать лет молодой российской демократии. Что мы имеем сегодня!? Да, возможностей возросло в разы. Возможность пожариться под средиземноморским солнышком, либо устроить показательные выступления на горных вершинах альпийских курортов, возможность побродить по улочкам Вечного города и, запечатлев такую же вечно падающую Пизанскую башню, почесать затылок, согласиться, раньше-де умели же строить. Возможность наесться от пуза дефицитными апельсинами и бананами, при этом не выстаивать очередь в Москве в тридцатиградусный мороз. Ух, двадцать лет назад у всех дух бы захватило от таких возможностей!
Но почему-то год от года раздраженных, агрессивно настроенных граждан в общественных местах все больше. Четкого разграничения между богатыми и бедными больше. Озлобленных, праздно шатающихся подростков с наличием сигарет и отсутствием знания великого могучего русского языка, больше. Насилия больше, больше, больше…
А надежды на светлое будущее у основной части жителей страны «Проданной демократии», меньше.
Глядя на сегодняшних ребятишек и с большой теплотой вспоминая свои детские годы, прихожу к выводу, что островки счастливого детства прячутся не на полках магазинов игрушек, не в попкорнах и чупа-чупсах, а всего-навсего во внимании, добром, чутком отношении нас, взрослых. В стремлении государства и общества не на словах, а на деле подарить сказку каждому маленькому будущему. Тогда и трудности взрослой жизни будут переносится не много, но легче, потому что в сердце уже есть островок счастья.
Я родом из счастливого пионерского детства…
http://gidepark.ru/community/129/article/373972И что имеем теперь:Социологи диагностировали в России высокий уровень готовности к насилию, в том числе по этническому признаку. В частности, 40% этнических русских заявили, что они одобрили бы насильственное выселение представителей других национальностей из своего населенного пункта.
Исследование «20 лет реформ глазами россиян» проводилось Институтом социологии РАН при поддержке германского Фонда Эберта. По словам главы Центра исследования межнациональных отношений Института социологии Леокадии Дробижевой, выборка составляла 1750 респондентов, из которых примерно 90% назвались русскими и 10% — представителями других этнических групп. Это не совсем точно отражает реальную демографию — по официальным данным, русских в стране около 80%. К тому же из кавказских регионов, которые могли бы дать некоторые «спецэффекты», в опросе участвовали только Кабардино-Балкария и Ставрополье. Тем не менее цифры достаточно репрезентативны и потому тревожны: во время презентации доклада доктор социологии Наталья Тихонова сказала, что некоторые результаты оказались настолько ошеломляющими, что, представляя их, авторы проекта невольно задумываются о самоцензуре.
Рост агрессивности социологи обнаружили у всех россиян. На прямо поставленный вопрос о желании «перестрелять всех, из-за кого жизнь в стране такова, какова она есть», наличие этого желания подтвердили 34%. В 1995 году таких было 24%, в 2008-м — 16%. Число тех, кому стрелять ни в кого не хотелось никогда, снизилось с 54% в 2001-м до 28% в 2011 году.
Некоторая тень пацифизма проявилась в изменении отношения к чеченским войнам: в 2001 году первую одобряли 33%, а вторую, которая тогда была в разгаре, — 56%. В 2011 году однозначно против обеих войн 90% респондентов — как считают авторы исследования, из-за того, что в обществе возникло сомнение: кто же вышел из этих войн победителем.
Русские показывают небывало высокий уровень солидарности и мобилизации. 82% русских никогда не забывают о своей национальности (в большинстве случаев суммируются категории «согласен» и «скорее согласен»). В общей сложности 88% русских идентифицируют себя со своим этносом, 81% — с людьми такого же вероисповедания. При этом 53% русских и 57% нерусских россиян ни в коей мере не считают себя европейцами.
15% русских считают, что «Россия должна быть государством русских людей». Еще 31% уверены, что у русских должно быть больше прав, поскольку у них и больше обязанностей. При этом 9% представителей национальных меньшинств соглашаются с тезисом о «государстве русских людей» и еще 13% одобряют преференции для русских. 65% русских поддерживают идею права выхода из состава страны для тех народов, которые не хотят мирно жить вместе.
53% русских и 48% нерусских признают, что в их населенных пунктах бывают столкновения на национальной почве. 70% русских и лишь 60% нерусских испытывают неприязнь к людям некоторых национальностей. Насильственное выдворение представителей других народов из своего населенного пункта одобрили бы 40% русских и 24% нерусских. Против выселений выступили бы 44% русских и 50% нерусских.
45% русских считают, что насилие допустимо, если нарушена справедливость в отношении их народа и веры (у нерусских таких 36%). Правда, методика опроса допустила и такой результат: 89% русских соглашаются с тем, что насилие в межнациональных и межрелигиозных спорах недопустимо.
Социологи, похоже, не считают это утешением. Леокадия Дробижева считает, что во избежание дальнейшего роста агрессии необходимо срочно реформировать содержание образовательных программ, ни в коем случае не допускать политических провокаций, неустанно пропагандировать единую гражданскую нацию и стараться сделать жизнь общества лучше и справедливее. Наталья Тихонова считает, что одной из причин роста агрессивности в России является глубина различий между беднейшими и богатейшими, измеряемая так называемым коэффициентом Джинни. По ее словам, значение этого коэффициента в 0,4 пункта считается максимально допустимым. Более широкие «ножницы» исключают конструктивное развитие общества и страны. В России коэффициент Джинни, по официальным данным, составляет 0,44.
Нужно быть очень бдительным.
Сейчас время такое....
И.Сталин