Правда об СССР

Столько неправды и самых затхлых небылиц вывадено на СССР в теме"Причины распада Советского Союза ",что пора,наконец восстановить справедливость и хоть частично восстановить истинное положение дел в советское время,особенно,осветить стороны,касающиеся жизни простых граждан. К этому и приглашаю заинтересованных участников,полагаю это будет небезинтересно и посетителям форума.
Итак,начнем с самой вожделенной мечты советского человека-автомобиля.
Как говорилось в известном фильме "Каждый,кто не имеет машины мечтает ее купить,а каждый,кто имеет-продать..."
АВТОМОБИЛЬ... Эра автомобилизации началась на рассвете советской власти.Поначалу спрос на автомобили удовлетворялся за счет импорта,но с развертыванием производства на Горьковском автозаводе,а после войны на Московском заводе малолитражных автомобилей (бывший КИМ)по-настоящему началась Эра автомобилизации в СССР.
Противу всех легенд граждане не остались в стороне от прогресса: в "ужасное и кровавое" сталинское время возможность получить,а иногда и купить иномарку была. Кто читал "Эру милосердия" ("Место встречи изменить нельзя") должен помнить как Володя Шарапов на бандитской малине рассказывает легенду как получил первый срок-угнал папашин "Форд",который после ареста достался какому-то летчику.
И,заметьте,бандиты его на смех с такой легендой не поднимают.
Летом 1939 года бессменный директор московского завода получил от руководства страны задание дать справку об автомобилестроении на Западе. Лихачев сообщил Сталину и Молотову, что наибольшее распространение на Западе получили 4-местные автомобили с объемом двигателя от 1 до 1,2 литра. В частности, в Германии и Англии из общего производства автомобилей более половины малолитражки. Товарищ Сталин поручил Лихачеву "передрать" наиболее понравившуюся ему модель "Форд-Перфект" с двумя типами кузовов - закрытым (седан) и открытым (торпедо). Автомобиль было решено создавать на московском заводе имени КИМ (Коммунистический интернационал молодежи). Агитплакаты той поры патриотизмом не отличались, но свидетельствовали о потенциале самого справедливого общества на планете: "Есть первый советский "Форд"! Даешь советский "Бьюик"!".К началу войны советская автопромышленность освоила выпуск трех легковушек: ГАЗ-М1, ЗИС-101А и КИМ-10.
В феврале 1941 Молотов на 18 партконференции провозглашает эру автомобилезации. и люди таки стали хотеть покупать машины....У инженера из Таганрога "мозг с самого раннего детства, как только начал здраво мыслить, занят приобретением собственной легковой машины, поскольку нуждается в средстве передвижения". Другой "мозг", из Ленинграда, был готов "ежемесячно меньше есть и пить, но уплатить все, что требуется". В 1940 году себестоимость эмки определялась суммой почти в 10 тысяч рублей. Особенно радовало то,что в стороне не остались экспедиторы из Армении. Один прям-таки по-стахановски трудился "на трех работах, кроме жалования получаю и другие вознаграждения. Экономлю на машину. Денги хранятся зберкасс. Если разрешите мне купит, я перечислю денги заводу. Сыновьям обещал, если будут хорошо учится, то куплю автомашину - единственный удовлетворений в жизни".
А вот для товарища из Тбилиси дело закончилось в сумасшедшем доме.Оттуда он видимо писал в адрес партконференции: "Без машины мне обратно возвращаться нельзя. Мне легче отказаться от самого себя, пережить потерю родных, но бессовестным быть перед ними я не способен. Я прошу Правительство - проявите Сталинскую заботу о живом человеке, уделите внимание на мою трагедию, вызванную только от счастливой жизни победоносной страны".
Естественно первоочередниками на приобретение автомобилей были герои,ударники,передовики производства (см. фильм "Светлый путь"),всяческие артисты,медалисты....
Скрипач Буся Гольдштейн написал ,что не может совершенно ездить на трамвае,тем более с коллекционным инструментом (его потом еще обокрали,дело громкое было).Дали Бусе машину.
Миша Фихтенгольц тоже был обеспокоен сохранностью своей скрипки Страдивари,которую ему дали из госколлекции, в трамвайной толчее-дали и Мише машину.
Писателю Авдеенко за творческий поиск и крепкую дружбу с Орджоникидзе дали сначала "эмку",а потом и "бьюик".
Понятно ,что после этого не дать машин Михалкову и Пришвину означало наплевать в душу всему советскому народу.Тем более Пришвин рвался на природу,так и написал Молотову:"Глубокоуважаемый Вячеслав Михайлович! Вам конечно известно, что значит для меня общение с природой, но, может быть, Вы не знаете, что для эффективного общения с природой необходимо работать в городе?" Тут ,надо признаться, писатель про заек чего-то намудрил....
Дали машину даже какой-то врачихе из Забайкалья,которая хотела просто "доставить мужу удовольствие"..... Вероятно на машине стояла табличка с гравировкой "Спасибо за сладостные минуты...",но история об этом умалчивает.
Послевоенные годы принесли расширение ассортимента автомобилей для граждан-была организована широкая распродажа трофейной немецкой автотехники,а заодно и ленд-лизовской (до сих пор можно купить "Виллис",Додж-3/4 и даже "Студебеккер той поры) и налаживанием выпуска бывшего "Опель-Кадета" на МЗМА(по -моему по 5000 руб.),а ГАЗ порадовал советских людей "Победой"По лицензии "Победа" выпускалась в Польше ,ямея имя "Варшава",поставлялась в страны соцлагеря.
В 60-е г.г. "Победу" (вообще выпуск начался с 1959 г. если не изменяет память) сменила "Волга" по 50 000 дореформенных рублей (впоследствии 5 000) и "Москвич"-401 -й,403-й и др.
В эпоху "застоя" был сделан гигантский шаг в этом направлении-в Италии после длительный переговоров был закуплен автозавод,который стал производить знаменитые "Жигули" (имя автомобилю выбирала вся страна по конкурсу),который можно только очень относительно признавать копией "Фиата",поскольку была значительно переработана ходовая,внесены переделки в кузов и салон,что значительно повысило потребительские качества.
Первые автомашиы 2101 и 2102 имели цену 5200 и 5400 руб. (могу на сотню руб.ошибаться) ,что не являлось недостижимым для советских граждан.Москвич дал модели 408 и 412 (за эту же цену),ГАЗ-новыю "Волгу" ГАЗ-24 ценою 9000 руб. Торговля бойко шла и на вторичном рынке,т.к. советские автомобили были весьма долговечными,правда там цены значительно превышали магазинные (безусловно это являлось элементом спекуляции).Цена подержанной "Волги" доходила до 15 000 руб. (в горбачевское время и до 25 000).
Советские автомобили получили заслуженное признание в мире за их надежность,неприхотливость,невысокую стоимость и долговечность. Их покупали практически во всем мире (я не говорю уж о странах-участниках СЭВа,зачастую имевних собственную автопромышленность),но и развивающиеся и капиталистические страны(это разумеется сдерживало предложение на внутреннем рынке).
Обширным рынком для советских машин (и не только легковых,но и грузовых-заработал КАМАЗ) были Африка,Юго-Восточная Азия,Латинская Америка. Европа закупала советские машины,которые в Финляндии,например,реализовывались через дилера ВАО "Автоэкспорт" -"Конела а.с.",в Норвегии,Дании и еще ряде европейских стран - черех "Норге Бил.а.с." Советские автомобили продавались и в Англии ,и Франции (почти исключительно Жигули,получившие экспортное наименование "Лада"),Италия закупала УАЗы (бизнес там успешно вели два брата,подвергая эты машину доработкам,обеспечивающим продвижение на внутреннем рынке.
Советские автомобили становились призерами и победителями многих международных ралли,например "Лондон-Сидней","Лондон-Мехико" участвовали (и успешно) в зимних альпийских гонках.
Конечно,мощности автомобилестроения в СССР не соответсвовали значительно возросшей особенно в застойные годы покупательной способности и прямо скажен завышенным ожиданиям советских людей,но представление,будто автомобиль был для них невыразимой роскошью,тоже надо признать несоответствующим действительности.
Дача,автомобиль,гараж-предмет мечтаний (а когда и у кого было иначе?),но отнюдь не недостижимая мечта.
Как писал М.Ножкин в те времена:
"...Заболели мы автомашинами:
Дай нам «Волгу», «Москвич», «Жигули»,
Обеспечь запасною резиною
И гараж вынь хоть из-под земли...."
Итак,начнем с самой вожделенной мечты советского человека-автомобиля.
Как говорилось в известном фильме "Каждый,кто не имеет машины мечтает ее купить,а каждый,кто имеет-продать..."
АВТОМОБИЛЬ... Эра автомобилизации началась на рассвете советской власти.Поначалу спрос на автомобили удовлетворялся за счет импорта,но с развертыванием производства на Горьковском автозаводе,а после войны на Московском заводе малолитражных автомобилей (бывший КИМ)по-настоящему началась Эра автомобилизации в СССР.
Противу всех легенд граждане не остались в стороне от прогресса: в "ужасное и кровавое" сталинское время возможность получить,а иногда и купить иномарку была. Кто читал "Эру милосердия" ("Место встречи изменить нельзя") должен помнить как Володя Шарапов на бандитской малине рассказывает легенду как получил первый срок-угнал папашин "Форд",который после ареста достался какому-то летчику.
И,заметьте,бандиты его на смех с такой легендой не поднимают.
Летом 1939 года бессменный директор московского завода получил от руководства страны задание дать справку об автомобилестроении на Западе. Лихачев сообщил Сталину и Молотову, что наибольшее распространение на Западе получили 4-местные автомобили с объемом двигателя от 1 до 1,2 литра. В частности, в Германии и Англии из общего производства автомобилей более половины малолитражки. Товарищ Сталин поручил Лихачеву "передрать" наиболее понравившуюся ему модель "Форд-Перфект" с двумя типами кузовов - закрытым (седан) и открытым (торпедо). Автомобиль было решено создавать на московском заводе имени КИМ (Коммунистический интернационал молодежи). Агитплакаты той поры патриотизмом не отличались, но свидетельствовали о потенциале самого справедливого общества на планете: "Есть первый советский "Форд"! Даешь советский "Бьюик"!".К началу войны советская автопромышленность освоила выпуск трех легковушек: ГАЗ-М1, ЗИС-101А и КИМ-10.
В феврале 1941 Молотов на 18 партконференции провозглашает эру автомобилезации. и люди таки стали хотеть покупать машины....У инженера из Таганрога "мозг с самого раннего детства, как только начал здраво мыслить, занят приобретением собственной легковой машины, поскольку нуждается в средстве передвижения". Другой "мозг", из Ленинграда, был готов "ежемесячно меньше есть и пить, но уплатить все, что требуется". В 1940 году себестоимость эмки определялась суммой почти в 10 тысяч рублей. Особенно радовало то,что в стороне не остались экспедиторы из Армении. Один прям-таки по-стахановски трудился "на трех работах, кроме жалования получаю и другие вознаграждения. Экономлю на машину. Денги хранятся зберкасс. Если разрешите мне купит, я перечислю денги заводу. Сыновьям обещал, если будут хорошо учится, то куплю автомашину - единственный удовлетворений в жизни".
А вот для товарища из Тбилиси дело закончилось в сумасшедшем доме.Оттуда он видимо писал в адрес партконференции: "Без машины мне обратно возвращаться нельзя. Мне легче отказаться от самого себя, пережить потерю родных, но бессовестным быть перед ними я не способен. Я прошу Правительство - проявите Сталинскую заботу о живом человеке, уделите внимание на мою трагедию, вызванную только от счастливой жизни победоносной страны".
Естественно первоочередниками на приобретение автомобилей были герои,ударники,передовики производства (см. фильм "Светлый путь"),всяческие артисты,медалисты....
Скрипач Буся Гольдштейн написал ,что не может совершенно ездить на трамвае,тем более с коллекционным инструментом (его потом еще обокрали,дело громкое было).Дали Бусе машину.
Миша Фихтенгольц тоже был обеспокоен сохранностью своей скрипки Страдивари,которую ему дали из госколлекции, в трамвайной толчее-дали и Мише машину.
Писателю Авдеенко за творческий поиск и крепкую дружбу с Орджоникидзе дали сначала "эмку",а потом и "бьюик".
Понятно ,что после этого не дать машин Михалкову и Пришвину означало наплевать в душу всему советскому народу.Тем более Пришвин рвался на природу,так и написал Молотову:"Глубокоуважаемый Вячеслав Михайлович! Вам конечно известно, что значит для меня общение с природой, но, может быть, Вы не знаете, что для эффективного общения с природой необходимо работать в городе?" Тут ,надо признаться, писатель про заек чего-то намудрил....
Дали машину даже какой-то врачихе из Забайкалья,которая хотела просто "доставить мужу удовольствие"..... Вероятно на машине стояла табличка с гравировкой "Спасибо за сладостные минуты...",но история об этом умалчивает.
Послевоенные годы принесли расширение ассортимента автомобилей для граждан-была организована широкая распродажа трофейной немецкой автотехники,а заодно и ленд-лизовской (до сих пор можно купить "Виллис",Додж-3/4 и даже "Студебеккер той поры) и налаживанием выпуска бывшего "Опель-Кадета" на МЗМА(по -моему по 5000 руб.),а ГАЗ порадовал советских людей "Победой"По лицензии "Победа" выпускалась в Польше ,ямея имя "Варшава",поставлялась в страны соцлагеря.
В 60-е г.г. "Победу" (вообще выпуск начался с 1959 г. если не изменяет память) сменила "Волга" по 50 000 дореформенных рублей (впоследствии 5 000) и "Москвич"-401 -й,403-й и др.
В эпоху "застоя" был сделан гигантский шаг в этом направлении-в Италии после длительный переговоров был закуплен автозавод,который стал производить знаменитые "Жигули" (имя автомобилю выбирала вся страна по конкурсу),который можно только очень относительно признавать копией "Фиата",поскольку была значительно переработана ходовая,внесены переделки в кузов и салон,что значительно повысило потребительские качества.
Первые автомашиы 2101 и 2102 имели цену 5200 и 5400 руб. (могу на сотню руб.ошибаться) ,что не являлось недостижимым для советских граждан.Москвич дал модели 408 и 412 (за эту же цену),ГАЗ-новыю "Волгу" ГАЗ-24 ценою 9000 руб. Торговля бойко шла и на вторичном рынке,т.к. советские автомобили были весьма долговечными,правда там цены значительно превышали магазинные (безусловно это являлось элементом спекуляции).Цена подержанной "Волги" доходила до 15 000 руб. (в горбачевское время и до 25 000).
Советские автомобили получили заслуженное признание в мире за их надежность,неприхотливость,невысокую стоимость и долговечность. Их покупали практически во всем мире (я не говорю уж о странах-участниках СЭВа,зачастую имевних собственную автопромышленность),но и развивающиеся и капиталистические страны(это разумеется сдерживало предложение на внутреннем рынке).
Обширным рынком для советских машин (и не только легковых,но и грузовых-заработал КАМАЗ) были Африка,Юго-Восточная Азия,Латинская Америка. Европа закупала советские машины,которые в Финляндии,например,реализовывались через дилера ВАО "Автоэкспорт" -"Конела а.с.",в Норвегии,Дании и еще ряде европейских стран - черех "Норге Бил.а.с." Советские автомобили продавались и в Англии ,и Франции (почти исключительно Жигули,получившие экспортное наименование "Лада"),Италия закупала УАЗы (бизнес там успешно вели два брата,подвергая эты машину доработкам,обеспечивающим продвижение на внутреннем рынке.
Советские автомобили становились призерами и победителями многих международных ралли,например "Лондон-Сидней","Лондон-Мехико" участвовали (и успешно) в зимних альпийских гонках.
Конечно,мощности автомобилестроения в СССР не соответсвовали значительно возросшей особенно в застойные годы покупательной способности и прямо скажен завышенным ожиданиям советских людей,но представление,будто автомобиль был для них невыразимой роскошью,тоже надо признать несоответствующим действительности.
Дача,автомобиль,гараж-предмет мечтаний (а когда и у кого было иначе?),но отнюдь не недостижимая мечта.
Как писал М.Ножкин в те времена:
"...Заболели мы автомашинами:
Дай нам «Волгу», «Москвич», «Жигули»,
Обеспечь запасною резиною
И гараж вынь хоть из-под земли...."