
В Советской истории, как и в Российской истории достаточно белых пятен, многие исторические деятели незаслуженно оболганы, а действительные злодеи ходят в героях. Существует исторический каламбур: «Дедушка вы с Чапаевым воевали. Да дети! Он плывет, а я в него из пулемёта». Власов такой же «козел отпущения», как Блюхер, Тухачевский, Павлов, Мерецков, как многие другие, которых не переваривала команда «кавалеристов» и «царицынских сидельцев».

Начало - осени 1941 года. Немцы атакуют Киев. Однако взять город не могут. Уж сильно укреплена оборона. И возглавляет Киевский Особый Укрепрайон сорокалетний генерал-майор РККА, командующий 37 армии Андрей Власов. Личность в армии легендарная. Прошедший весь путь - от рядового до генерала.
Генерал Константин Рокоссовский
Прошедший гражданскую войну, закончивший два курса нижегородской духовной семинарии, отучившийся в Академии генерального штаба РККА. Личный друг Василия Блюхера. Константина Рокоссовского, и Чан-кан-ши.
Чан-Кан-ши
Перед самой войной Андрей Власов, тогда еще полковник, был послан в Китай - военным советников к Чай-кан-ши. Получивший в награду орден Золотого Дракона (по другим сведениям Белой Луны) и золотые часы, чем вызвал зависть всего генералитета РККА. Впрочем, радовался Власов недолго. По возвращении домой, на Алма-атинской таможне сам орден, как и другие щедрые подарки генералиссимуса Чай-кан-ши были изъяты НКВД.
Вернувшись домой, Власов достаточно быстро получил генеральские звезды и назначение в 99 стрелковую дивизию, славящуюся своей отсталостью. Через год, в 1940 году дивизия была признана лучшей в РККА и первая среди частей награждена орденом Боевого Красного знамени (стала краснознаменной). Сразу после этого Власов по приказу наркома обороны принял командование одним из четырех созданных мех корпусов. Возглавляемый генералом - был дислоцирован во Львове, и практически одним из самых первых из частей РККА вступил в боевые действия. Даже советские историки были вынуждены признать, что немцы «впервые получили по морде», именно от механизированного корпуса генерала Власова. Это была знаменитая Львовско-Черновицкая оборонительная операция 22 июня – 6 июля 1941 года. Продолжительность операции 15 суток, ширина фронта 600 – 700 километров, глубина отхода советских войск 300 – 350 километров. Впрочем, силы были задействованы в операции довольно большие 864 600 человек, безвозвратные потери составили 172 323 человека, санитарные потери 69271 человек, всего 241594 человека, среднесуточные потери 16 106 человек. Не все части РККА сражались упорно и умело, МК Власова А.А. был практически уничтожен и остатки частей отступили до Киева.
Именно тут, Иосиф Сталин, потрясенный мужеством и умением Власова воевать (и по личной рекомендации Никиты Хрущева), приказал генералу собрать в Киеве из остатков разрозненных частей, сформировать 37 армию и оборонять Киев.

Кирпонос Михаил Петрович
Киев, август-сентябрь 1941 года. Под Киевом идут ожесточенные бои. Немецкие войска несут колоссальные потери. В самом Киеве ходят трамваи. Люди помнящие те дни утверждают, что за время обороны на улицах города разорвалось лишь несколько снарядов. Что удивительно. Тем не менее, небезызвестный Георгий Жуков настаивает на сдаче Киева, атакующим немцам. Генерал-полковник Кирпонос Михаил Петрович возражает Жукову: «Нечего из меня делать Павлова, если надо я здесь сдохну, а Киев немцу не отдам, Власов мне поможет». Именно по этой причине утвержденный Ставкой ВГК приказ штаб Власова получил последним. По некоторым пока не подтвержденным данным это была месть Жукова строптивым генералам: «Мол пускай знают свое место». Месть некого иного, генерала армии Георгия Жукова. Ведь еще недавно, несколько недель назад, Жуков, инспектируя позиции 37 армии, приехал к Власову, и захотел остаться на ночь. Власов - зная характер Жукова, решил пошутить, и предложил Жукову самый лучший блиндаж, предупредив о ночных обстрелах. По свидетельству очевидцев, генерал армии изменившийся после этих слов в лице поспешил ретироваться с позиций. Ну а вечером, за ужином, офицеры во всех подробностях обсудили «скоропалительный отъезд» Жукова. Ясное дело, говорили офицеры, присутствующие при этом - кому же охота подставлять голову. А зная «систему стука тех годов», можно только предположить с какой оперативностью Жуков узнал о разговоре офицеров.
В ночь на 19 сентября 1941 года практически не разрушенный Киев был оставлен советскими войсками. Уже позже страна узнает, что в «киевский котел» усилиями Жукова попали 600 000 военнослужащих. Единственный, кто с минимальными потерями вывел из окружения свою армию, был «не получивший приказ об отходе Андрей Власов».
Выходивший почти месяц из киевского окружения Власов простудился и попал в госпиталь с диагнозом «воспаление среднего уха». Однако после телефонного разговора со Сталиным, генерал немедленно выехал в Москву. О роли генерала Власова в защите столицы говорится в статье «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы» в газетах «Комсомольская правда», «Известия» и «Правда» от 13.12.1941 года. Более того, в войсках генерала называют не иначе как – «спаситель Москвы». А в «Справке на командующего армией тов. Власова А.А.», датированной 24.2.1942 годом и подписанной Зам. Зав. Отделом кадров НКО Управления кадров ЦК ВКП (б) Жуковым и Зав. Сектором Управления кадров ЦК ВКП (б) Фроловым читаем: «По работе в должности командира полка с 1937 года по 1938 год и по работе в должности командира стрелковой дивизии с 1939 года по 1941 год Власов аттестуется всесторонне развитым, хорошо подготовленным в оперативно-тактическом отношении командиром». (Военно-исторический журнал, 1993, N. 3, с. 9-10.).
Такого в истории РККА еще не было, обладая всего 15 танками, части генерала Власова остановили танковую армию Вальтера Моделя в пригороде Москвы - Солнечегорске, и отбросил немцев, которые уже готовились к параду на Красной площади Москвы на 100 километров, освободив при этом три города. Было от чего получить прозвище «спаситель Москвы».
После битвы под Москвой, генерал был назначен заместителем командующего Волховским фронтом.