Итак, в середине февраля Роммель высадился в Северной Африке с первыми немецкими частями - передовыми подразделениями 5-й легкой дивизии (которая в последствие была переименована в 21-ю танковую, на картах - 21 Pz, соответственно).
В качестве основной задачи Роммелю предписывалось остановить отступление итальянцев и выстроить надёжную оборону. О контрнаступлении речи не шло в виду явной недостаточности сил. Однако, сам Роммель так не думал. Весной 1941 года ситуация складывалась как раз таким образом, что даже с его скромными силами можно было рискнуть.
Во-первых, англичане прошедшие с боями всю Киренаику, истощили свои запасы и растянули коммуникации.
Во-вторых, в связи с напряженным положением на Балканах британские части, столь успешно действовавшие против итальянцев, готовились к отправке в Грецию.
Имея под рукой из частей первой линии один танковый батальон и около полка мотопехоты с разведывательным батальоном, Роммель решил атаковать, используя немецкие части в качестве основной ударной силы, а итальянские - для удержания захваченных позиций и обеспечения снабжения.
Немецкие танкисты и мотопехота при поддержке танков итальянской дивизии "Ariete" вернули то, что было потеряно итальянцами достаточно быстро. Вот карта основных боёв весны-лета 1941 года в Киренаике.
http://i003.radikal.ru/0712/c6/7c6087a4039d.jpg
Основные действующие лица с немецкой стороны - 3-й разведывательный батальон, 8-й пулемётный, бронеподразделения 5-й легкой дивизии, боевая группа итальянской дивизии "Ариете".
В маневренной войне ключевым моментом является грамотный маневр, распределение и концентрация сил в необходимых ключевых точках. Решительную играет скорость и качество реакций штабного механизма, и именно этим параметром Роммель компенсировал ничтожность своих сил. Разведку противника путали и деревянными макетами танков на шасси легковушек, и авидвигателями с пропеллерами, поставленными на автомобили, которые поднимали тучи пыли, создавая видимость движения крупных автоколонн, и даже ложным парадом - Роммель провел выгруженные в Триполи немногочисленные танки парадом через город несколько раз, по кругу, дабы произвести на возможных вражеских агентов из числа местного населения соответствующее впечатление.
Собственную же разведку Роммель нередко проводил сам, облетая фронт на связном самолете "Шторьх". Часто он садился в расположении передовых частей только для того, чтобы выяснить причину задержки дальнейшего продвижения вперед и поторопить своих солдат. Подобные визиты стали поводом для массы анекдотов.
Во время этого наступления Роммель, фактически, был везде - управлял боем, если не справлялся командир на месте, перенаправлял заблудившиеся в пустыне колонны и т.д.
Его собственная штабная колонна всегда следовала за передовыми частями, в то время как штаб британской 8-й армии находился в дельте Нила и скорость реакции была чрезвычайно медленной, не говоря уже о качестве - люди, фактически принимавшие решения, не имели никакой возможности хотя бы примерно оценить обстановку на местности. В добавок к этому британская армия не имела ни достаточной теоретической базы для маневренной войны, ни серьезного практического опыта скоординированного применения моторизованных и танковых частей. А против них играл "тот самый Роммель", комдив 7-й танковой дивизии, взявшей во Франции пленных в десять раз больше своего списочного состава.
Роммелю благоприятствовала и стратегическая ситуация - немецкое наступление на Балканах также развивалось успешно. Была оккупирована Югославия, английский экспедиционный корпус эвакуировался из Греции и вскоре немцы массированным десантом захватили о. Крит, устроив в его водах авиаизбиение британскому флоту.
Роммель за это время вернул всю Киренаику, обложил англичан в Тобруке и запер вход в этот регион заслоном в дефиле Хальфайя.
Здесь предлагаю еще раз взглянуть на стратегические карты и выслушать кое-какие пояснения.
Все боевые действия в Северной Африке вполне естественно велись вдоль побережья. При этом основной формой непрямой атаки был обход позиций противника с южного фланга. Способность к такому успешному обходу определялась сравнительной степенью моторизованности войск противников, их качества и качества управления ими. А помимо этого и наличием самой возможности такого обхода, ибо на протяжении побережья от Туниса до Каира существовало несколько приморских дефиле, узких проходимых сухопутных коридоров, ограниченных с юга рельефом местности. На границе Туниса это были те самые соляные озера, за Тобруком, у Хальфайи это были горные террасы, у Аламейна - Каттарская низменность.
Именно поэтому Роммель остановился у Хальфайи - такая позиция позволила ему, оставив минимум сил для обороны узкого фронта, сосредоточиться на взятии Тобрука.
Штурм крепости летом 1941 года успеха не имел. Даже с учетом прибывших на фронт пополнений - первых частей 15-й танковой дивизии, сил было слишком мало. А подразделения пикирующих бомбардировщиков, весьма успешно поначалу действовавшие против порта и укреплений Тобрука, были отозваны для подготовки к агрессии против СССР. Соответственно, авиационная группировка, оказывавшая давление на Мальту тоже поредела и англичане вновь удобно уселись на коммуникациях Оси.
Как только к англичанам прибыли необходимые подкрепления, британские танковые части предприняли ряд попыток пробить заслоны Роммеля с фронта и соединиться с гарнизоном Тобрука. Однако до поздней осени 1941 года Роммель все эти попытки умело отражал, великолепно используя имевшийся у него минимум ресурсов. В конце концов после жестоких боев ноября 1941 года британцам удалось с большими потерями деблокировать Тобрук. Роммель отступил, однако как только в начале 1942 года в порт Триполи прибыл транспорт с танками, он нанес ответный удар и в итоге фронт, который уже было отодвинулся обратно, в сторону Триполи, стабилизировался в районе Газалы. Обе стороны стали возводить мощные укрепления и обустраивать обширные минные поля, ожидая каждая наступления противника и, одновременно, готовясь к собственному наступлению.
Подробно эти бои описаны в книге Ф.В. фон Меллентина "Танковые сражения". Он в то время был офицером штаба у Роммеля, соответственно, наблюдал и участвовал. (
http://militera.lib.ru/h/mellenthin/, в конце есть ссылка на карты боёв)
Тем временем на море и в воздухе вновь произошли изменения. Гитлер, видя осложнение ситуации в Африке, приказал перебросить в Средиземное море из Атлантики часть подлодок. Дениц, противившийся такому решению, вынужден был пожертвовать эффективностью подводного флота ради выправления положения на суше. Немецкие подводники создали некоторые проблемы англичанам, в то время как русская зима приковала к земле люфтваффе. Система снабжения немецких войск просто не тянула поддержание в боевом состоянии у линии фронта полного штата подразделений, поэтому не просто отдельным пилотам а целым подразделениям нашлось лучшее применение - их пополнили техникой и до лета отправили на Средиземное море, раз эффективно воткнуть куда-то на востоке не получалось.
Командовать очередным раундом битвы за снабжение поставили Кессельринга, который предпринял очередную серию мощных налетов на Мальту весной 1942 года и, как результат, снабжение войск Роммеля резко улучшилось - в том числе и потому, что у Кессельринга хватало терпения вытрясать из итальянцев необходимый транспорт и снабжение.
Кстати, настоятельно рекомендую почитать после Меллентина мемуары Кавальеро и Кессельринга - очень хорошо понимаешь, ради чего пишутся такие мемуары. Свалить всё на соседа. У итальяцев немцы плохие, у Кессельринга - плохие итальянцы и Роммель, Роммель в свою очередь, в описании Меллентина и других апологетов фельдмаршала, имеет массу поводов обижаться и на итальянцев и на Кессельринга.
Но вернемся к весне 1942-го в Северной Африке...