Doderucca писал(а): Во-первых, я не верю, что древние (в нашем случае - греки с микенского периода) были настолько благородны, что не обстреливали (ну хотя бы предварительно) вражеское судно всякого рода метательными снарядами. Во-вторых, если бились грудью в груди одни только капитаны, то что делали все остальные - ставки ставили? В-третьих, как эти самые капитаны вообще исхитрялись биться, если абордажный мостик изобрели только римляне? Или сии герои предварительно сходили на терру, так сказать, фирму и уже там начинали разборки? И почему так трудно было додуматься до абордажного мостика? И почему все дружно соблюдали "рыцарские" методы ведения боя, напрочь отказываясь сажать на корабль побольше солдат? Сплошные вопросы.
Попробуем разобраться
Египетские корабли
http://histseeship.narod.ru/ships/ramzes3/ramzes32.HTM
На 18 гребцов и одного рулевого приходится 9 воинов.
Во время сражения парус убирается - слишком легко повредить, работают только вёсла, следовательно гребцы и рулевой в сражении не участвуют, от стрел они защищены плотными циновками.
9 воинов - это судовая команда. В Египте комплектование флота было государственным делом, судовая команда придавалась отдельно:
http://histseeship.narod.ru/gelory/ram.HTMГреки были не благороднее, а беднее

Вспомните как набирается экипаж в "Аргонавтике", как отвозят феаки Одиссея на Итаку, как просит Телемах снарядить корабль в Спарту.
У них не было средств нанять сверх гребцов, ещё и воинов. Экипаж греческой галеры - гребцы-воины, они везли сами себя:
http://histseeship.narod.ru/gelory/ylis.HTMДа и по сравнению с египетскими кораблями, греческие военные суда были гораздо уже, следовательно, не могли вместить большого сопровождения.
Отсюда и получаем 1-3 сражающихся (командир и оруженосцы) на греческих кораблях, т.к. остальные гребут. От стрел гребцов защищали вывещенные на борт щиты, как на дракарах викингов.
Рыцарские правила заставляла соблюдать разница в вооружении, сравните доспехи микенского аристократа (причём добавьте сюда ещё прочный длинный халат, закрывающий ноги и руки)

- a04742d7e34a.jpeg (80.78 КБ) Просмотров: 13230
и рядового воина, бедные воины часто носили только кожанный панцирь

- 2b089c368d30.jpeg (30.96 КБ) Просмотров: 13230
В Илиаде есть место, когда герой выбирая цель, решает сразиться с десятком простых воинов или с одним аристократом. Это была непростая цель, а такой доспех стоил больших денег, поэтому их снимали с побеждённых, как трофей.
Противники стреляли из луков, но предпочитали корабельные копья, если не ошибаюсь длиной 22 локтя (держали их на плечах), т.к. доспех был трудной мишенью. У стоящего на носу бойца был тот же выбор: истреблять гребцов - лишая корабль противника хода, либо убить командира, тем самым одержать моральную победу.
P.S. Решила я несколько просветиться по данному вопросу и почитала соответствующую литературу. Оказалось, все еще сложнее. В "Энциклопедии античности", например, пишут, что корабли "галерного" (широкие суда с низкими бортами, один ряд весел по нескольку гребцов на весло) типа изобрели еще в 4 в. до н.э. в Сицилии (надо думать, и успешно их применяли, иначе зачем их было строить?). Так что галера - вовсе не продукт прямолинейной эволюции, она спокойно сосуществовала с судами "триерного" (простите за сленг) типа. Почему же триеры повывелись к Средним векам, уступив место "галерам"? Ведь триеры использовались и в период Поздней Империи.
Во-первых, судостроение очень консервативная область, в нём все реформы происходят очень долго, часто столетиями.
Во-вторых, сильно зависит от достатка заказчика. Поэтому такой сумбур, наравне с прогрессом, можно видет использование и древних типов судов до сих пор.
Применение ещё не означает решающую роль.
Эволюция была такой (один борт) (Греция):
один ярус вёсел по одному гребцу
два яруса вёсел по одному гребцу
три яруса - по одному
Дальше идёт удвоение (Карфаген):
Три яруса, верхний - два гребца, средний - два, нижний - один
И т.д. до создания полирем (три яруса - 8 гребцов, 9, 16 и до 40)
Решающая причина артиллерия: три яруса вёсел слишком высокая и уязвимая цель.