Точно также как в 30-40-е гг. XIX в. петербургская салонная публика во главе с Николаем I с брезгливостью мопсов глядела на «эти маленькие, грязные и вонючие» пароходы и восторгалась красотой белоснежных парусников, в конце того же столетия морские стратеги преклонялись перед мощью эскадренных броненосцев и с сарказмом отзывались о слабобронированных линейных крейсерах, которые «ни на что не годятся». (Даже и до сих пор можно прочесть в некоторых современных исследованиях подобные глупости.

)
И вот грянула Русско-японская война. О судьбе русских эскадренных броненосцев рассуждать также не буду – 14 мая 1905 года поставило кровавую точку в жизни 5500 русских офицеров и матросов, а заодно и крест на «Большом флоте» Российской империи.
Ну а что же линейные крейсера? К началу русско-японской войны Россия располагала 18 эскадренными броненосцами (на всех ТВД) и... 3 линейными крейсерами

. Как только грянули залпы наши адмиралы сразу «прозрели» - оказалось (вы даже не поверите

), что срочно нужны корабли которые перережут морские коммуникации японцев причем от этого зависит исход всей войны, а столь взлелеянный адмиралами и царем броненосный флот решить эту задач не в состоянии! И вся надежда-то на три (!!!) линейных крейсера. Лихорадочно попытаются собрать «с миру по сосенке», станут «усилять» отряд крейсеров бронепалубными крейсерами не имеющими большого запаса хода и даже коммерческими пароходами.

Однако вся тяжесть предстоящей борьбы ляжет на «Россию», «Громобой» и «Рюрик».
И они начнут...:
«Цусима наоборот», 15 июня 1904г.:
http://cruiserx.narod.ru/ovc/125-137.htm
«В треугольнике между о-вами Цусима на западе, Окино сима на севере и Ики сима на юге произошли все последующие события этого дня...«Россия» и «Рюрик»... повернули в NO четверть, после чего вскоре и обнаружили «Громобой».
Так как около него никого не было, сначала решили, что упущен и преследуемый им пароход. Однако, плавающие вблизи деревянные части доказывали, что настигнутый пароход (оказавшийся войсковым транспортом «Идзумо Мару» в 3229 тонн брутто) был утоплен.
О действиях «Громобоя» можно судить по японскому официальному источнику.6
«Будучи обстрелян с «Громобоя» («Идзумо Мару». — В. Е.), пытался было уйти полным ходом, направившись к берегу, но неприятель приближался и стрелял без перерыва; на нем было убито 7, ранено тяжело 12 и легко 13 человек. Убедившись в невозможности побега, капитан остановил пароход и, посадив команду на 4 шлюпки, направился с ними к неприятелю (в пути одна из них перевернулась, но люди были спасены на шлюпку с «Громобоя»). Всего спасено 105 человек. Казенные документы, почта и проч.— все было сожжено перед оставлением судна».
Тем временем со стороны Симоносеки увидели еще два дыма. Крейсеры разделили новые объекты так же, как и в первом случае. Они оказались двумя крупными военными транспортами, шедшими курсом вест. Обнаружив русских, транспорты пытались повернуть обратно. Транспорт, за которым погнался «Громобой», по требованию не остановившийся и, видимо, даже пытавшийся таранить, был подвергнут интенсивному артиллерийскому огню. Этот транспорт оказался военным транспортом «Хитаци Мару» (6175 тонн брутто), везшим японские войска из Хиросима через Симоносекский пролив и находившимся под командой английского торгового моряка.
В периодической популярной японской хронике, издававшейся в 1904 г. на английском языке в Токио,7 говорится, что «Хитаци Мару», получивший с «Громобоя» около 50—60 попаданий, имел на. борту 1 095 человек солдат и офицеров, 120 человек судового экипажа и 320 лошадей. Его капитан англичанин Джон Кэмпбелль, находившийся с 1881 г. на службе японской компании «Ниппон Юсен Кайся», которой до войны принадлежал «Хитаци Мару», еще до этого случая высказывался за таранный удар при невозможности уйти от неприятеля.
С «России», находившейся от «Громобоя» на значительном расстоянии и занятой вместе с «Рюриком» медлительной операцией по переговорам, осмотру, попытке снятия части людей и потоплении другого транспорта («Садо Мару»), сквозь пелену мглы видно было, как дымили пожары в носу и корме четырехмачтового «Хитаци Мару», по которому «Громобой» энергично стрелял.
К остановившемуся под давлением поднятого по международному своду и подтвержденного несколькими выстрелами сигнала «Садо Мару» подошли «Россия» и «Рюрик». Операция была поручена «Рюрику».
Транспорт «Садо Мару» (6226 тонн брутто), имея на борту войска в числе свыше 1 000 человек, 8 шел из Удзина к берегам Ляодуна для высадки в бухте Энтоа.
Сейчас «Садо Мару» стоял под наведенными пушками двух русских крейсеров в нескольких от них кабельтовых. На палубе транспорта были видны дезорганизованные массы людей, начиналась паника. По сигналу «покиньте судно возможно скорей» с парохода пытались спускать шлюпки, однако, «на судне было смятение и не легко было это сделать». 9
Действительно, спуск шлюпок и посадка на них людей происходили совершенно хаотически:
«Люди переполняли шлюпки еще на палубе, никто не хотел быть на талях, тали лопались (шлюпки падали в воду, разбивались и перевертывались), из-за чего масса людей гибла . . .» 10
Кроме шести или семи больших корабельных гребных шлюпок и двух совершенно новых паровых катеров, на транспорте было десятка два больших мелкосидящих японских фунэ, применяемых японцами при десанте. Небольшая часть этих шлюпок была все-таки спущена на воду, однако, несмотря на почти спокойное состояние моря, и этот вид спасательных средств использовался беспорядочно. Перегруженные неорганизованными массами людей некоторые из фунэ переворачивались, люди плавали вокруг, многие тонули.
В ходе всей операции с «Садо Мару» надо отметить следующие моменты:
1) Когда пароход был остановлен первыми выстрелами, с русских крейсеров было видно, как с него выбрасывались за борт бумаги.
2) Первоначально предполагалось взять пароход в качестве приза и соответствующее приказание было дано «Рюрику». Однако, длительность процедуры, связанной с осмотром, предстоящей разгрузкой части его почти полуторатысячного личного состава, в связи с неустойчивой погодой, подозрительным поведением, где-то около вертевшегося японского крейсера, близостью японских баз—все это заставило изменить отданное «Рюрику» приказание и принять решение—потопить «Садо Мару»...
Отряд крейсеров уже около пяти часов находился к югу от о-ва Окино сима. Не менее пяти часов (а может быть даже и более, поскольку крейсер «Цусима» обнаружил русские корабли значительно ранее того, когда был сам ими обнаружен) их пребывание в этих водах могло быть известным и японской главной квартире и адмиралу Камимура, тем более что пребывание это сопровождалось немалым «шумом»—артиллерийской стрельбой русских и радиотелеграфированием японцев.
Погода ухудшалась, дальность видимости еще сократилась, штурмана опасались за точность места в связи с переменными курсами, переменными течениями и изменением девиации компасов, в связи с артиллерийской стрельбой.
А на «Садо Мару» продолжался все тот же беспорядок. Дело принимало затяжной характер. Однако, обстановка требовала скорейшей ликвидации парохода.
В 12 ч. 30 м. «Рюрику» было отдано категорическое: приказание потопить «Садо Мару».
Первая торпеда была выпущена в правый борт транспорта, взорвалась в его середине, выбросив в воздух много угля. Пароход несколько накренился, сел чуть-чуть глубже, но не тонул. «Рюрику» было отдано приказание выпустить вторую торпеду. Так как к этому времени крейсер уже находился с другого борта транспорта, то она взорвалась у левого борта. Одновременно и «Громобой» ускорил потопление «Хитаци Мару» торпедным выстрелом».
Впечатляет неправда ли, особенно учитывая количество жертв и пленных со стороны японцев, но этим цусимский кошмар для самураев не кончился. Пока адмирал Камимура, сбитый с толку туманом и дезинформацией своих береговых постов, метался вдоль побережья Японии в поисках русских крейсеров, наш «кровожадный ёжик опять вышел из тумана и вынул ножик из кармана»

:
«Утром 16-го, т. е. в то время, когда Камимура подходил к Дажеелету (Матсу сима), в 120—150 милях от него на OSO возле о-ва Оки русские крейсеры встретили и захватили английский пароход «Аллантон», шедший с грузом в 6500 т японского каменного угля из Мурорана. Адрес груза (Сингапур) был признан сомнительным «тем более, что вахтенный журнал доведен только до прибытия «Аллантона» в Гонгконг при его плавании еще из Европы. Сомнение это, кроме того, увеличивалось выяснившейся прежней деятельностью парохода, когда он безусловно занимался перевозкой контрабанды».
Пароход, на который была посажена призовая партия с «России», был направлен к мысу Поворотный, а оттуда — во Владивосток».
Но и этим дело не ограничилось! Пожалуй самая удивительная подробность этого Цусимского рейда русских крейсеров стала известна только много лет спустя после окончания русско-японской войны:
«Оборона Порт-Артура (1904). После взятия Цзиньчжоу японцы накапливали силы и долго не тревожили русских, занявших позиции на Зеленых горах (в 20 км от Порт-Артура). Задержка японкого наступления была связана отчасти с тем, что Владивостокский отряд крейсеров потопил крупный японский транспорт, везущий к осадной армии 11-дюймовые орудия». Оказалось, что на уничтоженном «Громобоем» «Хитаци Мару» помимо 1200 солдат и матросов находилось 18 280-мм осадных мортир предназначенных для штурма Порт-Артура. Лишенная крупнокалиберной осадной артиллерии японская армия вынуждена была брать крепость «голыми руками», т.е. силами пехоты при поддержке полевых орудий, результат известен:
«Первый штурм окончился для японцев неудачей. Они потеряли около 15 тыс. чел. Потери русских составили 6 тыс. чел. Не сумев взять Порт-Артур с ходу, Ноги приступил к планомерной осаде. Лишь спустя месяц, получив подкрепления и проведя серьезные инженерно-саперные работы, японские войска 6 сентября пошли на второй штурм крепости... попытки японцев захватить ключевой объект обороны русских - господствующую над городом гору Высокая разбились о стойкость ее защитников. При отражении атак русские использовали новые средства борьбы, в том числе минометы, изобретенные мичманом С.Н.Власьевым. Японцы потеряли во время второго штурма (6-9 сентября) 7,5 тыс. чел. (из них 5 тыс. чел. при штурме Высокой). Потери русских составили 1,5 тыс. чел», как говорят в математике – «что и требовалось доказать». Лишь 18 сентября, т. е. спустя 3 меяца, доставив из Европы в Китай вновь закупленную партию 280-мм пушек японцы смогли начать планомерное разрушение порт-артурских укреплений.
Т.о. можно без всякой натяжки сказать, что Цусимский рейд русских линейных крейсеров сыграл стратегическую роль в русско-японской войне, гл. образом в срыве япоских надежд на блицкриг и явился наивысшим достижением нашего флота в этой войне.