Русский флот: проклятие или опора?
Добавлено: 20 сен 2006, 09:31
Тема родилась в обмене мнениями с Тором на страницах этого форума.Толчком послужило совпадение тех странных выводов,к которым мы пришли совершенно независимо: стоило России начать хоть сколь-нибудь амбициозную программу флотского строительства,ее сразу же постигала война.
Исключительно по мере необходимости касаясь технических подробностей,хотелось бы в теме подчеркнуть роль военно-морской дипломатии и политики для укрепления престижа страны,успехов дипломатии,установления прочных дипломатических связей с другими государствами,получения экономических,политических,географических сведений.Заходы в порты с дружественными визитами (по телевидению это выглядит несколько опереточно),постоянное военно-морское присутствие позволяют демонстрировать военно-морскую мощь государства,привлекают симпатии местных жителей,упрочивают дипломатические ,культурные,торговые и научные связи.Надеюсь,тема будет интересна не только мне и Тору.
Логично было бы начать тему с предистории Крымской войны,но это вышло бы за рамки традиционной хронологии Новейшей истории,поэтому начинаю с событий,развернувшихся перед русско-японской войной.
В 1891-1895 г.г. Россия принимает дополнительную судостроительную программу (принятую в развитие программы 1882 г.) направленную на исправление дисбаланса флотов на Балтике.Для Тихоокеанского ТВД в 1897 г.принимается отдельная программа согласно которой Россия для обеспечения свободы торговых перевозок должна иметь там 10 экс.броненосцев,5 броненосных и 12 бронепалубных крейсеров.
Поскольку судостроительные мощности были сконцентрированы в европейской части России(частично заказы размещались и за рубежом) переброска кораблей на Тихоокеанский ТВД через юг африканского континента,Индийский океан и Тихий океан имела еще один эффект: Россия обозначила свое военно-морское присутствие даже в тех регионах,где никогда не видели русского флага.Наибольшее беспокойство это вызвало у Британии.Дело в том,что конец Х1Х-нач.ХХ в.в. было отмечено усилением соперничества Англии ,Германии и России на Ближнем и Среднем Востоке.Вышедший из под влияния Оттоманской Порты Бл.Восток очень быстро попал под протекторат англичан.Однако Германия и Порта ,желая там закрепиться экономически и политически рассматривают Кувейт как конечную станцию 3"Б".Великобритания упорно рассматривает этот регион как сферу своих исключительных интересов.В начале века появляется понимание значения нефти как топлива войн ХХ века. В этих условиях планируется заход русской канонерской лодки "Гиляк" в порты Басра,Эль-Кувейт,Бендер-Аббас.Трудно сформулировать цели,которые ставила перед собой Россия лусше,чем это сделал В.Н.Ламсдорф и письме к управляющему Морском министерством П.П.Тыртову:"...появлением русского флага в Персидском заливе указать англичанам,а равно и местным властям,что мы считаем воды этого залива вполне доступными плаванию судов всех наций в противность стремлению великобританского правительства обратить их в закрытые моря,входящие в сферу исключительных интересов.Таким образом,в случае совершения "Гиляком" предположенного плавания,дело может идти лишь о том,чтобы произвести известное нравственное впечатление,вне всяких агрессивных замыслов или стремления к территориальным приращениям".
Однако заход "Гиляка" имел и малоожидаемый эффект:шейх Кувейта Мубарак ,уставший существовать под прессом страха и унижений со стороны англичан,запросил русского протектората.Его просьба была отвергнута,однако Морское министерство задумалось о регулярных визитах русских кораблей и даже постоянном присутствии в этом районе.
В 1901 г.в Персидский залив заходил "Варяг",1902-"Аскольд",1903 г.-"Боярин".
Как отмечал Н.В.Богоявленский (личность достаточно загадочная фигурировавшая в то время как член Санкт-Петербургского этнографического общества) писал русскому консулу в Бушере:"Обаяние России как могучей державы,очень велико,и это обаяние было усилено прибытие крейсера 1 ранга "Варяг",который, можно сказать, произвел прямо ошемлоляющее действие на все арабское побережье как своей величиной,так и своими 4 трубами и электрическими огнями,которых не было у британских судов,стоящих в Персидском заливе".
Прямым следствием растущего беспокойства Британии и ее сопротивления свободе судоходства в Персидском заливе стал разрыв дружественного договора с Россией в 1903 г. и заключение аналогичного договора с Японией.Посол России в Англии отмечал прямое науськивание Японии ьританской прессой и правительством на войну с Россией.
Одновременно по другую строну океана другая великая морская держава -Сша с беспокойством следила за усилением России на Тихоокеанском ТВД.После успешного завершения американо-испанской войны ,США имели все основания рассматривать Карибское море,острова Тихого океана,морские торговые перевозки в Тихом океана едва ли не как сферу своих исключительных интересов. Свобода конкуренции в деле перевозок и торговли очевидно в их планы не входила.В Лондоне и Вашингтоне быстро нашли решение-стравить две растущие морские державы. (продолжение последует).
Исключительно по мере необходимости касаясь технических подробностей,хотелось бы в теме подчеркнуть роль военно-морской дипломатии и политики для укрепления престижа страны,успехов дипломатии,установления прочных дипломатических связей с другими государствами,получения экономических,политических,географических сведений.Заходы в порты с дружественными визитами (по телевидению это выглядит несколько опереточно),постоянное военно-морское присутствие позволяют демонстрировать военно-морскую мощь государства,привлекают симпатии местных жителей,упрочивают дипломатические ,культурные,торговые и научные связи.Надеюсь,тема будет интересна не только мне и Тору.
Логично было бы начать тему с предистории Крымской войны,но это вышло бы за рамки традиционной хронологии Новейшей истории,поэтому начинаю с событий,развернувшихся перед русско-японской войной.
В 1891-1895 г.г. Россия принимает дополнительную судостроительную программу (принятую в развитие программы 1882 г.) направленную на исправление дисбаланса флотов на Балтике.Для Тихоокеанского ТВД в 1897 г.принимается отдельная программа согласно которой Россия для обеспечения свободы торговых перевозок должна иметь там 10 экс.броненосцев,5 броненосных и 12 бронепалубных крейсеров.
Поскольку судостроительные мощности были сконцентрированы в европейской части России(частично заказы размещались и за рубежом) переброска кораблей на Тихоокеанский ТВД через юг африканского континента,Индийский океан и Тихий океан имела еще один эффект: Россия обозначила свое военно-морское присутствие даже в тех регионах,где никогда не видели русского флага.Наибольшее беспокойство это вызвало у Британии.Дело в том,что конец Х1Х-нач.ХХ в.в. было отмечено усилением соперничества Англии ,Германии и России на Ближнем и Среднем Востоке.Вышедший из под влияния Оттоманской Порты Бл.Восток очень быстро попал под протекторат англичан.Однако Германия и Порта ,желая там закрепиться экономически и политически рассматривают Кувейт как конечную станцию 3"Б".Великобритания упорно рассматривает этот регион как сферу своих исключительных интересов.В начале века появляется понимание значения нефти как топлива войн ХХ века. В этих условиях планируется заход русской канонерской лодки "Гиляк" в порты Басра,Эль-Кувейт,Бендер-Аббас.Трудно сформулировать цели,которые ставила перед собой Россия лусше,чем это сделал В.Н.Ламсдорф и письме к управляющему Морском министерством П.П.Тыртову:"...появлением русского флага в Персидском заливе указать англичанам,а равно и местным властям,что мы считаем воды этого залива вполне доступными плаванию судов всех наций в противность стремлению великобританского правительства обратить их в закрытые моря,входящие в сферу исключительных интересов.Таким образом,в случае совершения "Гиляком" предположенного плавания,дело может идти лишь о том,чтобы произвести известное нравственное впечатление,вне всяких агрессивных замыслов или стремления к территориальным приращениям".
Однако заход "Гиляка" имел и малоожидаемый эффект:шейх Кувейта Мубарак ,уставший существовать под прессом страха и унижений со стороны англичан,запросил русского протектората.Его просьба была отвергнута,однако Морское министерство задумалось о регулярных визитах русских кораблей и даже постоянном присутствии в этом районе.
В 1901 г.в Персидский залив заходил "Варяг",1902-"Аскольд",1903 г.-"Боярин".
Как отмечал Н.В.Богоявленский (личность достаточно загадочная фигурировавшая в то время как член Санкт-Петербургского этнографического общества) писал русскому консулу в Бушере:"Обаяние России как могучей державы,очень велико,и это обаяние было усилено прибытие крейсера 1 ранга "Варяг",который, можно сказать, произвел прямо ошемлоляющее действие на все арабское побережье как своей величиной,так и своими 4 трубами и электрическими огнями,которых не было у британских судов,стоящих в Персидском заливе".
Прямым следствием растущего беспокойства Британии и ее сопротивления свободе судоходства в Персидском заливе стал разрыв дружественного договора с Россией в 1903 г. и заключение аналогичного договора с Японией.Посол России в Англии отмечал прямое науськивание Японии ьританской прессой и правительством на войну с Россией.
Одновременно по другую строну океана другая великая морская держава -Сша с беспокойством следила за усилением России на Тихоокеанском ТВД.После успешного завершения американо-испанской войны ,США имели все основания рассматривать Карибское море,острова Тихого океана,морские торговые перевозки в Тихом океана едва ли не как сферу своих исключительных интересов. Свобода конкуренции в деле перевозок и торговли очевидно в их планы не входила.В Лондоне и Вашингтоне быстро нашли решение-стравить две растущие морские державы. (продолжение последует).