Титулатура
Первоначально правитель Японии (это название было принято в начале VIII в., до этого страна называлась Ямато) именовался оокими ("великий господин"). Входящий в состав этого иероглифического бинома знак "господин" (кит. ван) обозначал такого правителя, который приходился китайскому императору ("сыну Неба") вассалом. В конце VII столетия (вероятно, в правление Тэмму, 673-686) в Японии стал последовательно употребляться китайский астрологический термин тяньхуан (яп. тэнно), обозначавший небесного императора или же Полярную звезду2. Впервые обозначение китайского императора как тяньхуан относится к 674 г. (правление Гао-цзуна, 650-683), однако в Китае этот термин распространения не получил (стандартным обозначением китайского императора остался бином "сын Неба").
Согласно китайским представлениям, тяньхуан, являющийся верховным божеством даосского пантеона, пребывает в небесном "фиолетовом дворце" (фиолетовый - цвет, маркирующий наибольшую сакральность), откуда он управляет даосскими мудрецами (чжэньжэнь, яп. махито) - наиболее приближенными к нему людьми (советниками). Актуализация связи тэнно-Небо хорошо видна в записях хроники "Нихон секи", предваряющих описание правление Тэмму, где о нем, в частности, говорится: "Был осведомлен в астрологии и в том, как гадать по звездам"3. Уподобление правителя Полярной звезде восходит к "Лунь юй" Конфуция: "Учитель сказал: "Осуществлять управление, опираясь на добродетель, - это подобно Полярной звезде. Она замерла на своем месте, а все другие звезды движутся окрест нее".4 То есть в этом уподоблении заключено одно из основных свойств "классического" дальневосточного правителя - неподвижность, свойство, которое, похоже, входит в "программу" по формированию образа принципиально "обездвиженного" монарха.
Получается, что земной император уподобляется небесному, точно так же, как и его наиболее приближенные придворные - небожителям, образуя нечто вроде земного пантеона.
Таким образом, при формировании японской модели верховной власти китайским представлениям принадлежала очень значительная роль: двор Ямато представал как зеркальное отражение идеального "небесного" миропорядка. Вкупе с вошедшим в политическую практику обозначением подведомственной государю территории как "Поднебесная" (что считалось прерогативой китайского императора) терминологическая пара тэнно-Поднебесная должна была указывать на одинаковый или, по крайней мере, близкий статус правителей Ямато (Японии) и Китая, что, в частности, находит свое отражение в позиционировании Японии как страны, где осуществлены идеалы конфуцианства5. Показательно, что принятие японским правителем титула тэнно практически совпадает по времени с принятием законодательного кодекса "Тайхо рицуре" (701-702 гг.), введением собственных девизов правления, переименованием страны из Ямато в Японию (Нихон - "Присолнечная страна"). Страна, "осмелившаяся" самоидентифицироваться с помощью указанного набора признаков, считалась по дальневосточным (китайским) меркам самостоятельной (независимой от Китая) и не должна была доставлять туда регулярную дань6.
Титул тэнно получает официальное закрепление в указанном законодательном своде. В этом своде обладателю верховной власти приписываются также и другие наименования (всего их было семь, каждый из них употреблялся ситуационно), однако наибольшее распространение получает именно титул тэнно, рекомендованный для употребления в государевых указах.
[...]
с VIII в. титул тэнно распространяется на всех прежних японских "императоров", начиная с мифического основателя династии Дзимму).
Введение титула тэнно в Японии не сопровождалось, похоже, никакими разрешениями или же консультациями с дальневосточным гегемоном - Китаем - и носило, скорее, уведомительный характер со стороны Японии, что, исходя из реального соотношения сил, фактически исключало ее из сложившегося на Дальнем Востоке миропорядка, в котором мог существовать только один центр, то есть сам Китай. При этом соотношение авторитетов было настолько неравным, что Китай, отягощенный к тому же грузом собственных проблем, мог позволить себе не обращать особого внимания на появление на периферии ойкумены самостоятельного государства, хотя это и вызызвало там определенное раздражение.
Легитимность
Cогласно основному аспекту китайской концепции легитимности династии ("мандат Неба"), старая династия неизбежно растрачивает имеющийся у нее запас энергетики-добродетельности (кит. дэ, яп. току) и лишается, таким образом, полученного ранее (мирным или насильственным путем) ее основателем мандата Неба, а основатель новой династии, обладающий этой сакральной энергетикой, получает приказ Неба занять трон. Таким образом, в Китае с его бурной и длительной историей смена династии "вмонтирована" в политическую философию, культуру и практику. Несмотря на многочисленные заимствования из Китая, в Японии (после некоторого переходного периода) эта основная идея китайской политической мысли была отвергнута, т.к. это осознавалось как помеха в деле обеспечения внутриполитической стабильности8.
Легитимность японской правящей династии определяется прежде всего ее происхождением от богини солнца Аматэрасу, что нашло первичное письменное обоснование в мифологическо-летописных сводах "Кодзики" (712 г.) и "Нихон секи". Обоснованный там с помощью мифологического нарратива (уровень японской культуры этого времени еще не позволял появиться сочинениям теоретического плана) мифологическо-генеалогический довод обладал достаточной определенностью, "верифицируемостью" (с точки зрения представителя традиционной культуры) и мощной объяснительно-оправдательной силой. Японскому тэнно, как уже говорилось, не требовалось согласия никаких религиозных институтов, ибо тэнно сам по себе являлся обладателем высшего авторитета, не нуждающегося ни в каких оправданиях (в том числе и международных)9. Этот авторитет оказался настолько непререкаемым, что несмотря на все исторические перипетии династия тэнно до сих пор занимает престол.
[...]
Для Японии принятие титула тэнно означало не только равенство (как минимум) с Китаем, но и превосходство над соседними странами (в первую очередь над Силла и Бохай). Однако реальная геополитическая ситуация была такова, что, как уже говорилось, уже с конца VIII в. Япония добровольно выходит из системы международных отношений на Дальнем Востоке, поскольку она не имела достаточных культурных, цивилизационных и военных аргументов для обоснования своего первенства.
Примечания:
1 Употребляя термин "император" применительно к Японии, мы следуем установившийся традиции, хотя, как будет показано ниже, статус тэнно и его функции имеют мало общего с "императором" в его европейско-российском понимании.
2 Первое датированное эпиграфическое сообщение на моккан (деревянные таблички) с употреблением термина "тэнно" относится к 677 г.
3 "Нихон секи", Т.2, С.208. Все ссылки на этот мифологическо-летописный свод приводятся по изданию: "Нихон секи. Анналы Японии". Перевод Л.М.Ермаковой и А.Н.Мещерякова. Спб, 1997.
4 Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. - М., 1998, С.306.
5 "Секу нихонги", Кэйун, 1-7-1, 704.
6 Вопрос о том, приносила ли Япония дань китайскому двору, является дискуссионным. Китайские источники указывают на принесение дани Японией в VIII в., но в данном случае эти сообщения следует понимать, возможно, как попытку выдать желаемое за действительное. Японские источники о принесении дани не упоминают. В любом случае, даже если такая дань и приносилась, она не была регулярной. Китайский же двор всегда настаивал именно на регулярной (с определенной периодичностью) доставке дани, которая имела чисто символическое (изъявление покорности) значение (ответные дары "сына Неба" были намного богаче, чем приносимая дань).
8 Мещеряков А.Н. Рецепция теории "мандата Неба" в древней Японии (VII-VIII вв.). // Япония. Путь кисти и меча. М., 2002, #1, С.52-58.
9 Это не мешает, однако, сопоставлять в летописных и иных текстах тэнно с "образцовыми" китайскими императорами глубокой древности, в первую очередь, с Яо и Шунем.
Японский тэнно и русский царь
Фрагменты монографии
http://www.russ.ru/politics/20030113-mesch.html
... здесь:
http://www.russ.ru/politics/20030114-mesch.html
http://www.russ.ru/politics/20030115-meshc.html
продолжение и окончание...