Analogopotom » 21 июл 2006, 00:31
Еще о папуасах.
Новую Гвинею населяют двести пятьдесят этнических групп. Во многих все еще сохраняется первобытнообщинный строй. Они ведут постоянные войны и верят в мифы предков. Соседи называли их Пуа-пуа - «застывшие волосы», отсюда возникло обобщенное название - папуасы.
Цивилизация начала проникать в глубину острова совсем недавно. О некоторых племенах всего пятьдесят лет назад ничего не было известно. И еще сорок лет назад многих миссионеров, приходивших к папуасам ждала страшная участь. Но, несмотря на риск быть убитым и съеденным, ученые используют уникальную возможность изучить жизнь племен-каннибалов и обычаи каменного века.
Традиционно каннибализм папуасов связан с системой правосудия: он служил своеобразным наказанием за воровство или убийство. Если папуаса спросить: почему он воюет, то он, скорее всего, ответит: «Из-за приведений!» По местному поверью, приведение убитого сородича будет бродить вокруг своего жилища, и проклинать своих родственников, пока те не отомстят за него. Во время войны призраки убитых незримо сражаются на стороне своего племени. Каждое племя, каждое селение, затерянное в джунглях постоянно находится в состоянии конфликта с кем-то из соседей. Войны папуасов нескончаемы в силу своей сути: они поддерживают исконный порядок в их мире.
У каждого племени свой ритуал, с помощью которого воины настраиваются на битву, свой вид боевой раскраски, необходимый для того, чтобы в сражении не убить ненароком кого-нибудь из своих сородичей. Интересно, что некоторые мужчины племени никогда не принимают участия в сражениях, и никто из их окружения, никогда не упрекнет их в трусости: у папуасов не существует самого этого понятия.
В начале битвы противники стоят напротив друг друга и обмениваются устрашающими возгласами, до тех пор, пока кто-то из них не выдерживает и не кидает во врага копье. Сражение продолжается несколько часов. Воины, то вступают в ближний бой, то отходят назад, чтобы немного отдохнуть. Они полны радостного возбуждения, битва похожа на странный, ритуальный танец. Это действительно, древний и таинственный ритуал. Льется кровь.
Убитого в бою противника, привязав к шесту, четверо крепких воинов несут домой. Проигравшие издалека осыпают их бранью и требуют вернуть соплеменника. Победители отвечают: «Мы сейчас его съедим!»
С возвращением мужчин, все жители селения собираются на главной площади, чтобы отпраздновать победу. Женщины, танцуя вокруг поверженного врага, осыпают его оскорблениями, тыкают палками и пинают ногами. Мужчины тем временем разводят большой костер. Подготовив все необходимое, каннибалы отрубают у трупа пальцы на руках и ногах, а все остальное разрезают на мелкие кусочки. Готовое мясо делиться между всеми членами общины, от стариков до детей.
«Их главной побудительной причиной было впитать дух сильного врага. Им мог стать человек, который вызывал у них всеобщее восхищение», - рассказывал в 1992 году один папуас из племени дани, принявший христианство. Он с ностальгией вспоминал о прежних днях: «Мясо стариков жесткое… Молодые мужчины и женщины куда вкуснее. А мясо младенцев очень похоже по вкусу на рыбу. У них очень мягкая плоть».
Европейцы, начавшие осваивать дикие области острова, наталкиваясь на агрессивность местных жителей, и не вдаваясь в тонкости их верований, называли Новую Гвинею «воюющим островом». А в действительности, островитяне, не зная других способов, боролись с чужаками за свою землю, как когда-то боролись их предки. Другой весомой причиной незатихающей вражды является мощный культурный конфликт: индонезийцы – часть острова принадлежит государству Индонезия – верят в то, что в джунглях живет дьявол, которого надо уничтожить, а папуасы считают, что они произошли от отца-леса…