pan писал(а):Конечно, назову. Из перечисленных Вами: Мартин Кэмп "Леонардо" и Франк Цёльнер "Леонардо да Винчи". Я бы добавил еще Эжен Мюнц "Леонардо да Винчи. Художник , мыслитель, учёный."
Вот и представилась, Pan, возможность проверить авторов биографий на полноту описаний и достоверность.
Ф. Деболини в своем каталоге картин "Леонардо да Винчи", описывая вышеприведенную картину, пишет:
ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ
Картина (в настоящее время находится в Лувре) написана между вторым миланским и римским периодами. Композиция Иоанна Крестителя построена по принципу спирального движения вверх. Исходящее от образа ощущение иронической двусмысленности может иметь эротический подтекст.
Перст, указующий в небеса, означает немек на тайну: явление Христа, предсказанное Иоанном Крестителем. Леонардо часто использовал этот иконографический элемент. Он присуттствует и на лондонском картоне, где жест Св. Анны становится напоминанием о божественной воле, а также в эскизе Ангела, приносящего благую весть. На обороте - цитата из рассказа Плиния об Апеллесе.

Вопрос: Какую цитату?
Плиний Старший в своей работе
"Естественная История" кн.35, ч.36 описывает много эпизодов из жизни художника Александра Македонского - Апеллеса.
Эпизод с сапожником - Ne sutor supra crepidam - досл. "Башмачник, не выше сандалий" (или не суди о том, что не знаешь).
"Законченные работы он [Апеллес] выставлял в открытой беседке и сам, скрываясь за картиной, выслушивал замечания проходящих, так как считал народ более внимательным судьей, чем самого себя. Однажды, говорят, сапожник отметил, что на сапоге изображено с внутренней стороны одной петлей меньше должного. На следующий день, возгордившись тем, что указанное им упущение исправлено, сапожник стал изощряться об изображении ноги. Тогда разгневанный художник вышел из укрытия и воскликнул: «Сапожник, суди не выше сапога».
Эпизод с Кампсалой:
«Александр, восхищаясь её выдающейся красотой, привлек Апеллеса нарисовать Кампаспу обнажённой. Она была наиболее любимой из всех его содержанок. Художник в процессе работы влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, преподнес ему Кампаспу в подарок, доказывая себе, что хотя он и великий царь в отваге, но еще более велик в самообладании.»
Эпизод с Протогеном.
Эпизод с Царем Птолемеем и клеветником Антифилом
см. (
Клевета Антифила на Апеллеса. Аллегорическая картинa Боттичелли (1495 г.)).
Попробуйте в Ваших источниках найти цитату, выделенную Леонардо.