Младший
"Кхе-кхе *откашливается* По-моему, это не Вы подметили сходство, а Lusor, и не с месопотамским гимном, а с Яштом."
Вот, кто у нас главный по логике

ссылка стояла после имени, а не после "тут", в том смысле чтоб знали, ежели кто не в курсе, откуда это.
"Да нет как раз в поэме никаких неясностей. Четко указывается, и кто едет, и куда, и зачем, и даже на чем."
Это философам всё ясно

для историков - сплошной туман (где-то там во вселенной и за что ему такая честь, спрашивается).
Вот где конкретика:
"Царь Шульги предпринял поездку в священный Кулаб для подтверждения своего статуса. Причалив к пристани Кулаба, царь Ура принёс богатые жертвы из быков и ягнят. Войдя в святилище Энинну, Шульги облачается в льняную одежду правителя. Инанна встречает его с радостью и после священного брака определяет царю Шульги благоприятную судьбу. В том числе наделяет его атрибутами царской власти, дарует безупречное владение оружием, достоинства превосходного бегуна."
___________________________________________
Младший
"Не хотелось бы, конечно, оффтопить и начинать здесь рассуждения о древнем костюме, но..."
Это не офтоп, речь идёт о подходе к решению исторических вопросов.
"Но в отличии от Сунгири, в вопросах о шлемах с гиматиями присутствует сама возможность обоснованных версий. Конечно, у нас нет (хотя, может на деле и есть) письменного источника, повествовавшего: «деды наши гребни на шлемах своих стали делать, потому, что...». Но утверждать на этом основании что это-де неизвестно, по-моему, некорректно.
...версии по приведенным Вами примерам по-моему довольно обоснованы. Гребни на шлемах – это рудимент боевой магии (самоотождествление воинов с сильными и агрессивными животными известно от Скандинавии до Мезоамерики)."
Вот что интересно, Вы сразу определили наиболее вероятные направления поиска и, главное, весьма близко ("Гребни на шлемах – рудимент боевой магии"), заведомо снизив вероятность ошибки.
Но главные у нас по оружию

- военные историки, а вот их ответ:
http://www.xlegio.ru/forum/messageDetai ... ageId=9766
"Известно, что шлем, судя по древнейшим анатомическим орнаментам, мыслился как своего рода продолжение головы, и гребень – это волосы, в бешенстве стоящие дыбом.
У кельтов, например, эту роль выполняли собственные волосы, обработанные известью."
А вот это не совсем однотипные, с исторической точки зрения, примеры.
Гребни на античных (греческих) шлемах.
Нужно лишь сопоставить три исторических этапа развития:
1)гекветы (микенские колесничие, что-то вроде дворян)
2)спартанские гиппеи (пешие "всадники" - телохранители царя)
3)и, наконец, "этрусское надгробие" - где представлены воины в шлемах с продольными гребнями и лошадиными ушами.
Таким образом, легко определяется стереотип: для греческого воина шлем с лошадиной гривой был знаком его "героического" (от героев Гомеровской эпохи) происхождения.
Второй тип гребня - поперечный, его эволюция:
1)венцеподобные шлемы филистимлян
2)"Венец Гелиоса"
3)статуэтка спартанца в шлеме с поперечным гребнем ("гребень может быть знаком ранга" - Питер Коннолли)
4)сюда же как местный вариант можно отнести, предположительно (уж очень о них мало известно), и кельтские "вздыбленные" причёски.
Здесь уже работает несколько другой стереотип - избранничество богом, это знак "аристократа", знак лидера (сравните: Геракл со шкурой льва на плечах и Александр в львином шлеме, кстати "Лев" и "Венец Гелиоса" - взаимозаменяемые символы, вот где пригодится знание античной астрологии
Сравните коментарий с военной точки зрения, по поводу второго случая:
http://www.xlegio.ru/forum/messageDetai ... geId=36985
____________________________________________________
Младший
"И судить по сему стихоплетству о философии как таковой некорректно."
Ну зачем же так о поэтах, он очень хорошо изложил устремления своего времени.
"Гиматий (это как я думаю ) застегивался слева просто потому, что удобно его было застегивать правой рукой, при этом придерживая левой."
Не слева, а справа - как раз не очень удобно, сначало нужно застегнуть, потом перевернуть.
Гиматий, амазонки и множество других вещей имели одно общее свойство.
Упомянутое тем же Парменидом:
ГАЛЕН."Парменид сказал так: Справа — мальчики, слева — девочки. . ."
Если обратиться к этнографии, найдётся множество примеров когда правая сторона соотносится с мужским началом, а левая с женским.
Вот как это выглядело в первоначальном варианте:
"Надев мужскую одежду на правую сторону тела,
Перед очами светлой Инанны они шествую.
Надев женскую одежду на левую сторону тела,
Перед очами светлой Инанны они шествую."
(шумерский текст "Священный брак Идин-Дагана и Инанны")
Во всех этих случаях, в древнем обществе, обычай превалирует над удобством (и классика тут не исключение), т.к. одежда подтверждала социальный статус и, кроме того физическое состояние её носителя ("амазонка" - по определению, наполовину мужчина; сравните также формулу: "в здоровом теле - здоровый дух").
Не хотелось бы разочаровывать военных историков, но "ношение одной сандалии" (из книги Видаля-Наке) имеет туже природу, а "стучание по щитам перед боем" происходит не из военного, а из аргиастического ритуала (легендарные куреты стучали по щитам, когда плакал маленький Зевс).
Кроме того, жаль что такая богатая тема как военная символика в нашей исторической науке совершенно не развита.
________________________________________________
shuric
"Ответы этого талантливого человека (Видаль-Наке) в принципе не могут быть подтверждены или опровергнуты."
Если брать эпизоды по отдельности, рассматривать только с одной стороны то да. Но на деле, как видите всё подтверждается множеством этнографических наблюдений.
Для верного представления об исторических процессах важна определённая эрудиция, исторические факты вещь многоплановая, далеко не всегда экономические причины или практичность (тем более, с нашей точки зрения) являлись доминирующими. И работы таких авторов как Видаль-Наке это прекрасно демонстрируют. Собственно, это только для нас они являются "альтернативной историей" с нашим прагматическим подходом к историческому процессу.
В общем, наиболее объективная картина и наибольшее количество информации получается при сравнение результатов исследований разных "школ".
________________________________________________
И, на всякий случай, чтоб никто не обиделся, это не наезд, а просто наглядное сравнение различных подходов.