Леонардо да Винчи - сектант?

Модератор: Лемурий

Сообщение pan » 14 авг 2009, 18:22

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Что касается фигуры юноши в правом углу «Поклонения волхвов», то не исключено, конечно, что она обладает некоторыми чертами Леонардо ...Однако, ещё более схожими чертами юноша из «Поклонения волхвов» имеет с «Давидом» Донателло...
Речь, уважаемый Pan, идет не только о схожих чертах, но и о характерных волосах молодого Леонардо (кучерявых с краев)... Вечером найду источник - процитирую.


Так всё дело в уникальных кудрях?
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 14 авг 2009, 18:39

pan писал(а): Вот и получается не образ не конкретный, а синтетический или типический, идеализированный или демонизированный, соответственно.
Ну и чем это отличается от того, что писал Вам выше:
Лемурий писал(а):Леонардо писал о том, что из каждого реального персонажа надо выбирать только характерные черты, а не копировать персонаж целиком.

Вот видите, до того как сразу "критиковать" достаточно просто "прислушаться"...

Только про "составные части" мы знаем только о руке Иисуса "Алессандро из Пармы". Иначе как тогда трактовать рассказ Вазари о поиске натурщиков для голов Иуды и Иисуса:

Точно так же выполнил он в Милане у братьев доминиканцев в Санта Мария делла Грацие «Тайную вечерю»—вещь превосходнейшую и изумительнейшую; он придал головам апостолов такую величавость и красоту, что был вынужден оставить голову Христа незаконченной, ибо не чувствовал в себе сил изобразить ту небесную божественность, какая подобает образу Христа. Так и осталось это произведение в подобном виде, но миланцы относились к нему всегда с величайшим почтением, равно как и иноземцы, ибо Леонардо удалось выразить задуманное и показать то смущение, которое овладело апостолами, желающими знать, кто предал их господина. Потому-то и видны на их лицах любовь, страх и негодование или же скорбь из-за невозможности постичь мысли Христа. Это вызывает не меньшее удивление, нежели, с другой стороны, проявление непреклонности, ненависти и предательства в Иуде. Наконец, любая малейшая часть произведения обнаруживает невероятную тщательность вплоть до того, что даже в скатерти ткань передана так, что и в настоящем полотне она не яснее.
Рассказывают, что приор монастыря очень настойчиво требовал от Леонардо, чтобы он кончил свое произведение, ибо ему казалось странным видеть, что Леонардо целые полдня стоит погруженный в размышления, между тем как ему хотелось, чтобы Леонардо не выпускал кисти из рук, наподобие того, как работают в саду. Не ограничиваясь этим, он стал настаивать перед герцогом и так Донимать его, что тот принужден был послать за Леонардо и в вежливой форме просить его взяться за работу, всячески давая понять, что все это он делает по настоянию приора. Леонардо, знавший, насколько остер и многосторонен ум герцога, пожелал (чего ни разу не сделал он по отношению приора) обстоятельно побеседовать с герцогом об этом предмете: он Долго говорил с ним об искусстве и разъяснил ему, что возвышенные дарования достигают тем больших результатов, чем меньше работают, ища своим умом изобретений и создавая те совершенные идеи, которые затем выражают и воплощают руки, направляемые этими достижениями разума. К этому он прибавил, что написать ему осталось еще две головы: голову Христа, образец которой он не хочет искать на земле, и в то же время мысли его не так возвышенны, чтобы он мог своим воображением создать образ той красоты и небесной прелести, какая должна быть свойственна воплотившемуся Божеству; недостает также и головы Иуды, которая также вызывает его на размышления, ибо он не в силах выдумать форму, которая выразила бы черты того, кто после стольких полученных им благодеяний все же нашел в себе достаточно жестокости, чтобы предать своего господина и создателя мира; эту голову он хотел бы еще поискать; но, в конце концов, ежели не найдет ничего лучшего, он готов использовать голову этого самого приора, столь назойливого и нескромного. Это весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячекратно прав. Таким-то образом бедный приор, смущенный, продолжал понукать работу в саду, но оставил в покое Леонардо, который хорошо кончил голову Иуды, кажущуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности. Голова же Христа осталась, как было сказано, незаконченной.


:arrow: Джорджо Вазари "Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих"
Последний раз редактировалось Лемурий 14 авг 2009, 18:41, всего редактировалось 1 раз.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 14 авг 2009, 18:41

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Но Вы всё же не сочтите за труд и попробуйте показать, как он на дерево "указывает".
Извольте:

Изображение


Извините, но я что-то ничего не разберу.

С Вашего позволения:
Изображение

Стрелки всего лишь параллельны локтевым костям юноши. Дерево, как видите, не попадает в очерчиваемый сектор, но главные фигуры - вполне.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 14 авг 2009, 18:44

pan писал(а):Стрелки всего лишь параллельны локтевым костям юноши. Дерево, как видите, не попадает в очерчиваемый сектор, но главные фигуры - вполне.
А зачем так далеко отводить "объектив" проведите стрелки на приближенной версии (см. выше)

Здесь лучше видно.
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 14 авг 2009, 19:03

Лемурий писал(а):Вот видите, до того как сразу "критиковать" достаточно просто "прислушаться"...

Только про "составные части" мы знаем только о руке Иисуса "Алессандро из Пармы". Иначе как тогда трактовать рассказ Вазари о поиске натурщиков для голов Иуды и Иисуса:


Извините, но это форменное шулерство! Я разве Вам не то же самое толкую?
А про "составные части" можно сделать вывод прочитав теоретические положения самого Леонардо: "Немалой кажется мне прелесть того живописца, который придает хороший вид своим фигурам. Если он не обладает этой прелестью от природы, то может приобрести ее случайным изучением следующим образом: смотри, чтобы отобрать хорошие части многих прекрасных лиц; эти прекрасные части должны соответствовать [друг другу] больше по всеобщему признанию, чем по твоему суждению; ведь ты можешь ошибиться, выбирая те лица, которые соответствуют твоему, так как часто кажется, что нам нравится подобное соответствие, и если ты безобразен, то ты выберешь не прекрасные лица, а сделаешь лица безобразными, как многие живописцы, ибо часто фигуры похожи на мастера. Итак, отбирай красоты, как я тебе говорю, и запоминай их." (Ash. 1,27 r.)
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 14 авг 2009, 19:07

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Стрелки всего лишь параллельны локтевым костям юноши. Дерево, как видите, не попадает в очерчиваемый сектор, но главные фигуры - вполне.
А зачем так далеко отводить "объектив" проведите стрелки на приближенной версии (см. выше)

Здесь лучше видно.
Изображение



Да хотя бы и здесь:

Изображение
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 14 авг 2009, 21:03

Нет, Pan, "тонкими стрелками" здесь не нарисуешь.

"Традиция" размещать "постороннего персонажа" на картинах относится к Леон Баттиста Альберти, который считал этот компонент обязательным и называл картины storia, а подобные фигуры commentatore.

В storia должен быть человек, который настораживает нас и рассказывает нам о происходящем или указывает рукой, куда мы должны смотреть...

/Antony Grafton. Leon Battista Alberti; Master builder of the Italian Renaissance, London, 2000, pр.127-133/


Давайте лучше у Татьяны спросим: На что показывает commentatore на "Поклонении волхвов"?

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 14 авг 2009, 21:31

Лемурий писал(а):Нет, Pan, "тонкими стрелками" здесь не нарисуешь.

"Традиция" размещать "постороннего персонажа" на картинах относится к Леон Баттиста Альберти, который считал этот компонент обязательным и называл картины storia, а подобные фигуры commentatore.

В storia должен быть человек, который настораживает нас и рассказывает нам о происходящем или указывает рукой, куда мы должны смотреть...

/Antony Grafton. Leon Battista Alberti; Master builder of the Italian Renaissance, London, 2000, pр.127-133/


Давайте лучше у Татьяны спросим: На что показывает commentatore на "Поклонении волхвов"?


Хорошо, я не против.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Analogopotom » 15 авг 2009, 00:02

Если планы выполнены точно, и юноша не тыкает пальцем в бок соседа, то, думаю, вектор указующей руки, все же, направлен к дереву.

И при этом жест можно трактовать, не впадая в ересь -
"И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его", Ис. (11:1), а так же Мф. (2:23).

Но картина не дописана, и надо мыслить как Леонардо.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Лемурий » 16 авг 2009, 17:26

Ну хорошо. Что commentatore указывает правой рукой на "древо", рядом с которым Иоанн Креститель собрал молодых людей, всё таки разобрались.
А что за ЗНАК он показывает левой рукой? (Здесь хорошо видно).

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение pan » 17 авг 2009, 11:59

Analogopotom писал(а):Если планы выполнены точно, и юноша не тыкает пальцем в бок соседа, то, думаю, вектор указующей руки, все же, направлен к дереву.

И при этом жест можно трактовать, не впадая в ересь -
"И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его", Ис. (11:1), а так же Мф. (2:23).

Но картина не дописана, и надо мыслить как Леонардо.


Предлагаю всё же взглянуть ещё раз на этот фрагмент. На мой взгляд, кисть правой руки юноши скорее может указывать вниз или прямо, чем вверх.
Изображение
К тому же, на подготовительных рисунках к «Поклонению волхвов», положение рук фигуры, которую исследователи относят к рассматриваемому нами юноше, позволяет предположить, что кисть его правой руки, скорее всего, была обращена вниз.
Изображение Изображение
Изображение Изображение

И думаю, было бы весьма интересно, если бы уважаемая Analogopotom развила свою мысль:
Analogopotom писал(а):Но картина не дописана, и надо мыслить как Леонардо.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 17 авг 2009, 12:29

Лемурий писал(а):Ну хорошо. Что commentatore указывает правой рукой на "древо", рядом с которым Иоанн Креститель собрал молодых людей, всё таки разобрались. ...



Мы уже ранее рассматривали этот фрагмент. Можно допустить, что Иоанн собрал молодых людей возле древа, однако, на картине отражён момент, когда внимание большинства привлечено Марией и Младенцем. Это видно по их взглядам. Даже фигура, находящаяся в непосредственной близости от древа и Иоанна, смотрит (у неё открыты, а не закрыты глаза, как Вы ранее утверждали) в направлении Марии.
Изображение
С Иоанном и древом можно связать только две фигуры из всей толпы:
Изображение
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 17 авг 2009, 12:44

Лемурий писал(а):А что за ЗНАК он показывает левой рукой?

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Хорошо, давайте начнём всё с начала. Это далеко не все рисунки Леонардо с вытянутым указательным пальцем, которые можно назвать "перст указующий". Только почему Вы смешиваете жест "перст указующий" с функциональными движениями руки, при которых образуется конфигурация внешне напоминающая "перст указующий", но по сути им не являющаяся? Что общего между рисунком драпировки рукава и рукой Анны, рукой Иоанна и рукой Изабеллы д'Эсте и младенца?
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Лемурий » 17 авг 2009, 13:52

pan писал(а):Мы уже ранее рассматривали этот фрагмент. Можно допустить, что Иоанн собрал молодых людей возле древа, однако, на картине отражён момент, когда внимание большинства привлечено Марией и Младенцем. Это видно по их взглядам. Даже фигура, находящаяся в непосредственной близости от древа и Иоанна, смотрит (у неё открыты, а не закрыты глаза, как Вы ранее утверждали) в направлении Марии.
С Иоанном и древом можно связать только две фигуры из всей толпы:
Изображение
Во-о-т, теперь-то Вы, надеюсь, ОТЧЕТЛИВО видите, как выделен указующий перст Иоанна Крестителя - ярким светлым пятном с лучами...

Молодой человек слева от Иоанна "молится" на само "древо" (точнее его "корень"), если "гиперболы" из-под полузакрытых глаз не выводить, конечно. :D
Изображение

Кстати, информация для Татьяны, Иоанн Креститель принадлежал к тому же генеалогическому "древу": бабушки (по материнской линии) Иоанна Крестителя (Исмерия) и Иисуса (Св. Анна) были родными сестрами, дочерьми священника Матфана.

Можем ещё, Pan, спросить мнение "независимого эксперта" у Гиви, если вполне ОБЪЕКТИВНОЕ мнение Татьяны Вас не устраивает...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 17 авг 2009, 14:20

pan писал(а): Это далеко не все рисунки Леонардо с вытянутым указательным пальцем, которые можно назвать "перст указующий". Только почему Вы смешиваете жест "перст указующий" с функциональными движениями руки, при которых образуется конфигурация внешне напоминающая "перст указующий", но по сути им не являющаяся? Что общего между рисунком драпировки рукава и рукой Анны, рукой Иоанна и рукой Изабеллы д'Эсте и младенца?
Как видите в данном списке ЗНАКОВ "случайно" попал только "указующий перст" св. Анны (как Вы её называете). Его привел только потому, что он показан ЛЕВОЙ рукой. Это был как пример того, что левша Леонардо не делал различий какой рукой показывать знак (жест).
Все же остальные рисунки, являются ЗНАКАМИ, СИМВОЛАМИ, а не "указующим перстом".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24691
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10