Лемурий писал(а):pan писал(а):Раз Вы не решаетесь назвать имя, что же, придётся сделать это самому. Оно, кстати, широко известно - Вакх или Дионис.
Раn, либо Вы не читали изложения Зелинского, либо просто не хотите отходить от общепринятых "рамок".
Я же не случайно дал Вам 5 "подсказок".
Давайте составим таблицу с 3-мя претендентами на имя "аркадского пастуха":
Вакх (Бахус), Иоанн Креститель, Гермес Трижды Величайший
А вот и 5 подсказок:
1. Связан с Аркадией, в частности с горой Килленой (пейзаж слева вверху).
2. Выполняет роль Psychopompos (жест левой руки).
3. Связан со цифрой 3 (трилистник).
4. Связан с Богом-Творцом (читай: Разум-Демиург) (цветущий посох).
5. Связан с девизом геметистов: Visita Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem (знаки обеих рук)
Как они связаны на этими символами:
Вакх (Бахус): 1.-НЕТ; 2. -НЕТ; 3. -НЕТ; 4. -ДА; 5. -НЕТ;
Иоанн Креститель: 1.-НЕТ; 2. -НЕТ; 3. -ДА; 4.-НЕТ; 5. -НЕТ;
Гермес Трижды Величайший: 1.- ДА; 2. -ДА; 3. -ДА; 4. -ДА; 5. -ДА;
Нет, я читал изложение Зелинского, и всё вышеизложенное весьма интересно. Однако никак не могу понять , какое оно имеет отношение к фигуре, изображённой на картине. Прежде, чем отрицать, соответствие фигуры иконографии Диониса, давайте взглянем на картину ещё раз.
Но, во-первых, почему Вы решили, что это именно Аркадия? Точнее будет сказать - некая горная местность. А есть ли у Леонардо другие, не горные пейзажи? И кроме "Аркадии, в частности с горой Килленой" в Греции нет других горных областей?
На этой картине мы видим молодого человека, прикрытого шкурой леопарда или «пантеры», спутника Диониса, сопровождавшего его со времён путешествия на Восток. Гермес шкурами не укрывался.
У Гермеса, как известно, был золотой жезл, подаренный Зевсом. У фигуры на картине мы видим деревянный посох, с набухшими почками. Мог ли пустить побеги золотой жезл? Нигде об этом не упоминается. Но в мифах о Дионисе говорится, что став олимпийцем, он смог вывести свою мать Семелу из Аида и отвести на Олимп. Однако, чтобы не завидовали другие мёртвые, он сначала превратил её в деревяшку.
О её печальной судьбе может напоминать и сломанное дерево сразу над посохом и огненно мерцающее пятно на земле, сразу за обломком дерева. Как напоминание о костре, в котором Семела сгорела заживо.
О рождении Диониса напоминает вызывающая поза фигуры, закинувшей ногу на ногу и демонстративно выставляющая бедро, как намёк на бедро Зевса, из которого он появился на свет.
Правой рукой фигура указывает на распускающиеся почки оживающей палки, а левой рукой на виноградную гроздь – символ и персонификацию самого Диониса, умирающего и вечно воскресающего бога, и обещающего воскресение приобщившимся его таинств.
Сама фигура – символ плодородия, неиссякаемых сил природы, залогом бессмертия которой служит божественный дух, эмблемой которого выступает аквилегия у ног Диониса.
На голове у фигуры мы можем заметить венок из плюща – также атрибут Диониса, а не Гермеса, для которого более обычна шляпа с крылышками. К тому же один из эпитетов Диониса – Эвий – «плющ», «плющевой».
О Дионисе напоминает и пара оленей на заднем плане. Олени часто появляются в контексте дионисийских мифов, как заместительная жертва: в детстве приёмный отец Диониса Афамант убивает своего сына Леарха, приняв того за оленя, в последующем вакханки в экстатическом безумии рвут на части оленей в горах.
