Механизмы защиты науки. Борьба с деструктивными гипотезами.

Не мог пройти мимо обсуждения происхождения человека, странное обсуждение.
http://gerodot.ru/viewtopic.php?t=1525& ... sc&start=0
Хотелось бы обсудить как стоит защищать науку, ибо, кажется, уже пора.
Позиция TMT понятна и предсказуема.
Самое веселое что обсуждение ведется когда наука занимающаяся изучением двуногих уже давно сделала свой выбор и дальнейшее ее движение не опровергает этот выбор, а уточняет и дополняет, подводя доказательную базу.
Опять будут вечные и упреки – мол, вот ваша «европейская» наука много раз ошибалась… Аристотель, Коперник, Ньютон, Резерфорд ...
Дело в том, что наука - не игра в наперстки и не украинский парламент. Нельзя вчера решить «гипотеза А верна, сторонников гипотезы В - сжечь», сегодня переголосовать за обратное, а завтра извиниться и предложить гипотезу С. В науке как аппарате и методике познания (кстати опробованной и приносящей потрясающие результаты), есть механизм самозащиты от шараханий из крайности одной гипотезы в соблазнительную универсальность другой.
Биология (впрочем, как и история) оперирует массивами знаний. Наука пытается собирать, накапливать эти знания, классифицировать и когда это возможно(!), искать закономерности, предсказывать(!) появление новых знаний.
Задача:
Есть массив данный, знаний (возьмем упрощенно ряд целых чисел):
1, 2, 3, 4, …. 10, 11, 12, …., 109, 110, 111, 112
Исследователю он попадет в виде случайно разбросанных чисел:
1, 3, 25, 4, 15, 16, 7 и т.д.
Необходимо найти закономерность и предсказать (описать) недостающие звенья.
Что делает ученый?
Он собирает как можно больше данных, а именно, находит числа 5, 6, 7, 13 и т.д, анализирует весь ряд и делает вывод «решение - ряд простых чисел, а единственные недостающие звенья – числа 105 и 109. Пишутся как «сто пять» и «сто девять», вероятнее всего следует искать где-то во второй сотне. После этого гипотеза об n=n+1 неминуемо будет взята официальной наукой за истину.
Что делает шарлатан?
Изначально делает предположение, что единственной разумной цифрой и основой мироздания является цифра «1» (тут подключается метафизика, религия, непознатое, сакральное, детские переживания, психологические травмы…).
Делается предположение что, устный счет устарел (хи-хи, традиционная наука это старперство и т.п.), а последовательность имеет вид:
1, 11, 111, 1111, 11111 …..
Числа 2, 3, 4, 5…. отметаются. Отсутствие 11111 в предложенном в задачей наборе объясняется тем, что его скрывали коррумпированные академики РАН от широкой общественности. Издается книга «Цифры которых нет! Как нас обманывают математики».
Для того чтобы придумать очевидную глупость достаточно было:
1) перед работой с фактами сделать абсурдное умозрительное заключение (чем абсурднее тем интересней)
2) отбросить часть данных
3) назвать несогласных старперами
4) додумать недостающие данные
При этом формальная логика будет соблюдена.
http://gerodot.ru/viewtopic.php?t=1525& ... sc&start=0
Хотелось бы обсудить как стоит защищать науку, ибо, кажется, уже пора.
Позиция TMT понятна и предсказуема.
Самое веселое что обсуждение ведется когда наука занимающаяся изучением двуногих уже давно сделала свой выбор и дальнейшее ее движение не опровергает этот выбор, а уточняет и дополняет, подводя доказательную базу.
Опять будут вечные и упреки – мол, вот ваша «европейская» наука много раз ошибалась… Аристотель, Коперник, Ньютон, Резерфорд ...
Дело в том, что наука - не игра в наперстки и не украинский парламент. Нельзя вчера решить «гипотеза А верна, сторонников гипотезы В - сжечь», сегодня переголосовать за обратное, а завтра извиниться и предложить гипотезу С. В науке как аппарате и методике познания (кстати опробованной и приносящей потрясающие результаты), есть механизм самозащиты от шараханий из крайности одной гипотезы в соблазнительную универсальность другой.
Биология (впрочем, как и история) оперирует массивами знаний. Наука пытается собирать, накапливать эти знания, классифицировать и когда это возможно(!), искать закономерности, предсказывать(!) появление новых знаний.
Задача:
Есть массив данный, знаний (возьмем упрощенно ряд целых чисел):
1, 2, 3, 4, …. 10, 11, 12, …., 109, 110, 111, 112
Исследователю он попадет в виде случайно разбросанных чисел:
1, 3, 25, 4, 15, 16, 7 и т.д.
Необходимо найти закономерность и предсказать (описать) недостающие звенья.
Что делает ученый?
Он собирает как можно больше данных, а именно, находит числа 5, 6, 7, 13 и т.д, анализирует весь ряд и делает вывод «решение - ряд простых чисел, а единственные недостающие звенья – числа 105 и 109. Пишутся как «сто пять» и «сто девять», вероятнее всего следует искать где-то во второй сотне. После этого гипотеза об n=n+1 неминуемо будет взята официальной наукой за истину.
Что делает шарлатан?
Изначально делает предположение, что единственной разумной цифрой и основой мироздания является цифра «1» (тут подключается метафизика, религия, непознатое, сакральное, детские переживания, психологические травмы…).
Делается предположение что, устный счет устарел (хи-хи, традиционная наука это старперство и т.п.), а последовательность имеет вид:
1, 11, 111, 1111, 11111 …..
Числа 2, 3, 4, 5…. отметаются. Отсутствие 11111 в предложенном в задачей наборе объясняется тем, что его скрывали коррумпированные академики РАН от широкой общественности. Издается книга «Цифры которых нет! Как нас обманывают математики».
Для того чтобы придумать очевидную глупость достаточно было:
1) перед работой с фактами сделать абсурдное умозрительное заключение (чем абсурднее тем интересней)
2) отбросить часть данных
3) назвать несогласных старперами
4) додумать недостающие данные
При этом формальная логика будет соблюдена.