«Обзор высших степеней: много шума вокруг Завулона
В традиционном франкмасонстве для описания Бога используют такие эпитеты, как «Великий Архитектор Вселенной», «Великий Геометр» или «Высшее Существо», но адепты Королевской Арки сочли необходимым дать Богу такое имя, как Завулон. Нам неизвестно, как долго использовалось это имя, прежде чем оно привлекло к себе враждебное внимание в начале 1980-х годов. В 1985 году англиканская и методистская церкви обратились к франкмасонству с призывом убрать его из ритуалов Королевскрй Арки на том основании, что оно якобы имеет языческое происхождение. Многие антимасонски настроенные представители религиозных учреждений были убеждены, что за именем Завулон скрываются три древних божества, а именно еврейский Иегова, финикийский Ваал и божество – покровитель древнего египетского города Он (Апи или Гелиополь, пресловутый «Город Солнца»).
Клирики утверждали, что такой вид языческого синкретизма является «неприемлемым для христианства» и что Завулон, кем он ни был, «должен исчезнуть». В ответ франкмасоны заявили, что Завулон является не именем, а «описанием Бога». Однако это не убедило клириков, развернувших широкую кампанию по этому вопросу в средствах массовой информации, что привело к большому беспокойству в масонских кругах, привыкших к секретности. В июне 1989 года объединённая Гранд-ложа уступила давлению и объявила, что в дальнейшем вместо имени Завулон будет принято имя Яхве, которое обычно считается приемлемым для христиан. Заверения подействовали, и телевидение утратило интерес к этой истории.
Не многих клириков убедила такая быстрая уступка. В конце концов, имя Яхве ассоциировалось с первым слогом имени Завулон, и некоторые подозревали, что на самом деле это похоже на замену полного имени уменьшительным – например, «Кэт» для «Кэтрин».
Но, как известно, дыма без огня не бывает. Есть ли зерно истины в рассуждениях о масонском «язычестве»?
Грэм Хэнкок, Роберт Бьювэл
«Власть талисмана»
На мой взгляд, изначально деятельность масонов подходила под позднее данное определение «национальное христианство» - веротерпимость к имеющимся в государстве различным христианским конфессиям, мир между нациями вначале понимался как терпимость между различными этносами европейского происхождения, особенно в Британии и Ирландии. Но уже в 19-м веке Филадельфия, Город братской любви или Город любви к Братству был мировым центром работорговли – чёрные считались животными. В 20-м известный актёр и франкмасон Кларк Гейбл отличился как антисемит, да и не только он один.
Задачи в разных странах и слоях общества масоны на практике ставили разные. Практика и теория неодно и то же. Стали политиканствовать, и не только, что шло вразрез и с их правилами, и с тем представлением, что они пытались и сейчас пытаются сформировать о себе. Слишком противоречивый облик и необъятный, чтобы быть целостным. А вот какие же задачи они ставят сейчас?
По идее они должны быть добрыми христианами. Их деятельность не должна подрывать авторитет существующих христианских догм. Правда им самим виднее, чем заниматься.
Обрядность франкмасонства использовали многие другие тайные общества, сочетая её с деятельностью, откровенно маргинализирующей церковь, да и все устои общества. Именуемые в широком смысле «масонами» они также способствовали созданию соответствующего имиджа франкмасонству. В известном старом церковном манифесте в одну кучу с франкмасонами собраны и Блаватская, и Рерихи, и даже Алистер Кроули, один из вдохновителей современного сатанизма. О чём они думали, ранние франкмасоны, когда высказывали недоверие к монархическим деспотиям и покровительствующему им католицизму, приветствуя научный подход? Больно уж далеко всё зашло. Во всяком случае, что бы они заявляли, на месте Троицы у современного масона должны быть Свобода, то есть демократия, Равенство возможностей и Правда, и одна только правда...
