Diletant писал(а): Хотелось бы узнать, от кого известно? От древних египтян? Как определили, что мастабы более древние, чем пирамиды?
Я честно говоря затрудняюсь отвечать на такие вопросы. В отношении египетских памятников применяются такие же методы датирования как и в отношении римских, греческих, древнерусских и пр. Никакой собственной секретной методологии датирования египтология не имеет.
И больше отвечать не буду, поскольку у вас все вопросы такого характера. За исключением одного, поскольку он интересен и тема часто поднимается.
Diletant писал(а): Мысли о боге занимали его больше, чем проблемы выживания в окружающем мире?
В языческих религиях Бог сам приходит к человеку. Приходит он в виде грозы, ветра, землетрясения, змеи в доме, болезни, рождения ребенка, войны, женитьбы, не/удачной охоты и ВСЕМ прочим, что его окружало.
См. также : Демидчик. Безымянная пирамида. Глава "О набожности египтян в III тыс. до н.э.". Я уже цитировал как-то, но еще раз :
""О своеобразии набожности египтян III тысячелетия до н.э. необходимо сказать подробнее.
При рассмотрении храма как места встречи человека с богом последняя представляется результатом двух движений : человека к богу и бога к человеку <...>
Представления о движении людей навстречу богу доминируют, по-видимому, на сравнительно поздних этапах развития религиозного мышления. Выражением такой устремленности навстречу божеству стала идея Пути человека, запечатленная в учениях о шариате и тарикате, архитектурой христианских святилищ, пятикилометровой тропой буддийского Борободура и т.п. В конечно же счете речь всякий раз идет о движении духовном, позволяющем обрести "сопричастность" божьему бытию и совершенству. Стоит подчеркнуть, что при господстве подобных представлений храмовое поведение человека определяется не только "прагматическим" ожиданием ниспосылаемых богом благ : как великое благо, даруемое самим культовым действом, ощущается и связанная с ним возможность духовного преображения <...>
Есть, однако, основания полагать, что подобные представления и поведение по большей части чужды культам, имеющим единственной целью побудить божество пойти навстречу людям. Последняя идея отчетливо доминировала на Ближнем Востоке III тысячелетия до н.э., где бог приходил и нисходил в свое святилище, что бы "войти", "вселиться" в почитаемого общиной идола; представления же о встречном движении человека долгое время отсутствовали. В архитектуре ближневосточных святилищ отчетливо представлен лишь путь божества. С догматической точки зрения именно для шествий последнего, а вовсе не для верующих или даже жрецов предназначались проходу внутри храма и ведущая к нему дорога. Упоминания о предназначении человека следовать по "пути бога" также являются сравнительно поздними.
Еще не вступивший на этот путь человек испытывал, по видимому, весьма ограниченную потребность в храме <...> В египетском языке желанный результат храмового действа обозначался глаголом, означавшим "удовлетворять, "умиротворять", "примирять" бога с людьми. Но нет и намека на то, что важной целью при этом считалось духовное преображение человека." (книга есть в сети)
“Blessed are the peacemakers, for they shall be called sons of God." (Matthew 5:9)