Уважаемый Евгений Беляков!
Не можете ли Вы для продолжения нашего разговора перейти в раздел "Автор "Слова о полку..." - Святослав Златослов"?
Модератор: Лемурий
Евгений Беляков писал(а):В летописях есть несколько эпизодов, где участвовала Мария. В одном из них Мария охотится вместе со Святославом и воеводой Кочкарем. Вдруг она видит рядом, буквально на той стороне реки охотится своего рода "враг", другой князь, из семьи тех, кто в тот момент держал в плену (по-нашему - заложником) их со Святославом сына Глеба. Мария тотчас же потребовала от Святослава напасть на врага. И сие было осуществлено. Бытовая сценка. Но она показывает меру влияния Марии на Святослава. Конечно, многие князья не любили влиятельную даму, но они, видимо, вынуждены были принимать во внимание, что именно она на много процентов определяет политику Руси.
Помимо внешней канвы событий имеет место скрытая. Так было, так есть и будет. Трудно увидеть, тем более через много лет, много сотен лет, скрытую паутину интриг, намеков, угроз, из которых, в сущности, и сплетается истинная канва, которую лишь маскирует блеск внешних событий.
Согласны ли Вы, что задача историка - увидеть мелкие нестыковки в этой, плной блесток канве, в этой парадной хронологии, чтобы затем спуститься в подвал реальности, где многое кажется нереальным или противоречащим обыденности. Однако у этой темной и маловероятной истории есть одна замечальная черта: именно она-то и есть правда?
Вот еще такой момент.
ВСЕ без исключения историки говорят, что Святослав был "слабый" князь. Отчего тогда этот самый Святослав сидел на киевском столе так долго? Почему не нашлось более сильного князя? Если этот слабый, ничтожный князь, совсем не такой, как он описан в Слове, вообще - полное ничтожество... Значит что-то за этим стоит? Или кто-то стоит? Может быть всеми его действиями управлял гениальный человек? Надеюсь, Вы не сочтете, что этим гениальным человеком мог быть Рюрик Ростиславич? Вот и я так считаю.
Евгений Беляков писал(а):Уважаемая Саша, я прочитал-таки Зимина! И, конечно, не пропустил весь материал о подспудном христианстве Автора (для Зимина это, правда, аргумент в пользу Иоиля), но сами факты оттого не исчезают. Впрочем, мария прошла школу своей тетушки, св. Евфросинии Полоцкой... Кроме того - начало ее сознательной жизни прошло в Византии, не без влияния религии... Близость Слова к "Илиаде" очевидна. Не придумали же мы гомеровскую Деву Обиду, которая есть и в Слове. Солнечные мотивы в Слове - тоже не выдумка. Что же из всего этого следует? Не собиралась ли Мария подготовить религиозную реформу, попытавшись соединить православие с язычеством, с поклонением Солнцу и пифагорейской десятке или пятерке или, может быть, семерке?
Действительно, в имени Мария - 5 букв. В имени Игорь - тоже 5. В имени Святославъ - 10. Случайно ли все это? Даже в слове "Слово" 5 букв...
sasha a писал(а):Уважаемый Лемурий, у вас неверная информация. На самом деле Слово обнаружено значительно раньше:
Цитата:
--------------------------------------------------------------------------------
Но решающим для датировки С. было открытие Козлова, обнаружившего, что историк И. П. Елагин процитировал С. в своем труде «Опыт повествования о России». При этом исследователю удалось установить, что выписка из С. была сделана в период между янв. 1788 и мартом 1789 (Там же. С. 148—150), и, следовательно, А. И. Мусин-Пушкин приобрел сб. со С. по крайней мере до марта 1789.
--------------------------------------------------------------------------------
С подлинным читал канцелярист Петр Розов. 2
1792-го года августа дня из Ростовской духовной консистории в силе учиненного во оной определения, его преосвященством утвержденного, находящемуся во оной консистории при исправлении секретарской должности коллегскому асессору Гавриле Муратову, отданы на росписку имеющиеся в домовой его преосвященства библиотеке четыре писменные, относительно содержания российской истории, в кожаном переплете книги. А именно: хронографов три — 1-я на пятистах семидесяти, 2-я — на четырехстах осмидесяти, 3-я — на четырехстах двадцати девяти, и 4-я, степенная, на семистах пятидесяти дву листах, для немедленного доставления оных к его превосходительству, господину действительному статскому советнику святейшего правительствующего Синода обер-прокурору кадетского корпуса чужестранных единоверцев директору и кавалеру Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, значущиеся книги,3 три хронографа и четвертая степенная, писменные, для доставления к его превосходительству, в силу определения консисторского, его преосвященством утвержденного...4 принял и росписался.
Опись, учиненная в Ростовской духовной консистории, представленным во оную дому его преосвященства от эконома иеромонаха Антония и казначея иеромонаха Серафима, имеющимся в домовой его преосвященства библиотеке, писменным книгам относительно содержания российской истории следующим, для отправления в Санкт-Петербург, к его превосходительству, господину действительному статскому советнику святейшего правительствующего Синода обер-прокурору кадетского корпуса чужестранных единоверцев директору и кавалеру Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину. А какие оные книги названиев, на скольких листах и в каких переплетах значится под сим.
А именно:
Хранографов три книги, из коих
1-я. На пятистах семидесяти листах, в кожаном переплете с застежками медными. Внизу оной с начального до последнего листа подписывано тако: сия книга, глаголемая хронограф, Ростовского архиерейского дома. Писано скорописью.
2-я. На четырехстах осмидесяти листах в кожаном же переплете, без застежек. Внизу оной книги с начального до последнего листа подписывано тако: сия книга, глаголемая хронограф, Ростовского архиерейского дома. Писано полууставом.
3-я. На четырехстах двадцати девяти листах в таковом же кожаном переплете с застежками медными, внизу оной книги с начального до последнего листа подписывано тако: сия книга, глаголемая хронограф Ростовского архиерейского дома. Писано полууставом.
4-я книга, называемая степенная. На семистах пятидесят двух листах, в кожаном же переплете с застежками медными, внизу сей книги с самого начального до последнего листа подписывано тако: сия книга, глаголемая степенная, Ростовского архиерейского дома. Писано полууставом.
Все оные книги дестевые.
Реестр учиненный в Ростовской духовной консистории, какие именно в библиотеке Ростовского
428
архиерейского дома имеются книги, именуемые хронографы или летописцы, и одна, называемая степенная, о том значит следующее
Именуемые хронографы или летописцы.
1. Скорописного старинного писма, содержащий в себе, во-первых, историю о создании мира, потом, о иудейском народе и его правлении, бывшем до царей и при царях, где присовокупляемы были по приличию времен и обстоятельств истории о персидских царях и македонских и греческих древних, к коим присовокуплена и брань Троадская. Потом продолжаема была история римская до рождества Христова, и история римских и греческих царей после рождества Христова. Потом присовокуплена история о султанах турецких, между греческою историею, где при царстве султана Селима, когда писано было о церкви Константинопольской, упоминается, что патриарх константинопольский был в России и поставил патриарха ж в России. Наконец история о греческом царе Иоанне Палеологе, где описывается собор во Флоренции с папою.
2. Полууставного, а в некоторых местах и скорописного писма. В коей содержание значит: история о создании мира и о падении первого человека. История иудейского народа, зачав от потопа даже до пленения вавилонского с списанием по порядку судей и царей оного. История о Вавилонском, Персидском и древнем Греческом царстве. История о Римском царстве от создания Рима до времен Тарквиния царя, а потом паки начинающаяся со времен Юлия Кесаря и продолжающаяся даже до взятия Царя града турками. С подробным списанием по порядку всех императоров, даже до Константина Палеолога. История о турецком государстве, даже до времен Магомета четвертого, сына Ибраимова. История о Венеции. Описание собора, бывшего сперва в Ферраре, а потом во Флоренции в царство Иоанна Палеолога.5
3. Скорописного ж старинного почерку писма. Который начинается повествованием о создании мира. Содержит священную ветхого и нового завета историю, в которую вмешивает различные сказания, и до светской истории касающиеся. Наиболее же описывает деяния императоров римских, потом же греческих, к коим приобщает по местам историю руского народа, начиная оную от пришествия в Новгород Рюрикова и продолжая до времен царствования Михаила Федоровича. Предлагает же везде те самые происшествия и обстоятельства, которые в прочих, напечатанных уже, историях и временниках руских, видеть можно. Сверх того, на конце сея книги особливо приданы две части описания времен княжения московского, земель, нравов и обычаев разных народов, Россию населяющих. (Кем сия книга сочинена, того в ней не означено).
4. Писанный полууставом новейшего писма, в нем предложено сначала изложения о вере. Засим следует священная, ветхого и нового завета, история, к которой придаются различные повествования, до светской истории относящиеся. Наиболее же описывается бытия царств Римского, а потом Греческого и Сербского, между коими вмешена по местам руская летопись, которая, начинаясь пришествием в Новгород Рюрика, продолжается до времен великого князя Василия Васильевича Темного и заключает в себе все то же, что предлагается в напечатанных руских историях и летописях. Окончен же сей хронограф сказанием о взятии турками Царя града. (Кем сия книга сочинена, того в ней не означено).
429
5. Такого же полууставного писма, содержащий описание какие города к какому княжению принадлежали. Потом начинается история о народе славенском, о Рюрике и прочих по нем князьях, до времен Владимировых. После Владимира продолжается история о княжении Святополковом и прочих князей. Описываются их междоусобные брани, нахождения на Россию татар и раззорение Киева и прочих городов от Батыя. После оного описывается великое княжение московское Иоанна Даниловича и Иоанна Иоанновича, Димитрия Иоанновича, его с татарами побоище и бывших по нем князей княжения по порядку, до царствования Иоанна Васильевича, наконец продолжается история о царствовании государя, царя и великого князя Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, царя Василия Иоанновича Шуйского и кончится царствованием государя царя и великого князя Михаила Феодоровича. (Кем сия книга написана или переведена и с какого языка, того в ней не означено).
6. Нарицаемая Степенная, писанная крупным полууставом, содержащая в себе царского родословия, иже в Рустей земли. Начинается со времен великого князя Рюрика. Оная книга с начала до лета 7068 (1599), в типографии при Московском императорском университете 1775-го года под тем же названием Степенной книги напечатана. Остаток ненапечатанный, в дватцати дву листах состоящий, содержит в себе сокращенные описания окончания царствования царя и великого князя Ивана Васильевича и последующих по нем перемен, до вступления на российский престол царя и великого князя Михаила Феодоровича, чем сия книга окончилась. Примечания достойно в сем недопечатанном остатке то, что помянутый царь Иван Васильевич, по смерти третьей супруги вступил в четвертый брак. (Кем сия книга сочинена, того в ней не означено).
Все оные книги в лист большой и в переплете и из них в 1 — 749, во 2 — 492, в 3 — 590, в 4 — 432, в 5 — 670, в 6 — 752 листа.
Борисоглебский архимандрит — Арсений.
Толгский игумен — Порфирий.
Алексеевский игумен — Варлаам.6
Владимир Медведев писал(а):Что касается Вашего алтына, то, пожалуйста, не беспокойтесь: с бедняков я денег
не беру. Это Вам подтвердят все главные библиотеки страны, которые получили мои издания "Слова".
Кстати, мой перевод "Слова о полку Игореве", выполненный и изданный в городе Коврове, по мнению ведущих специалистов, "является одним из самых удачных"...
Лемурий писал(а): ГОРДЫНЯ - есм козни лукавого...
Лемурий писал(а): Цитата:
--------------------------------------------------------------------------------
Но решающим для датировки С. было открытие Козлова, обнаружившего, что историк И. П. Елагин процитировал С. в своем труде «Опыт повествования о России». При этом исследователю удалось установить, что выписка из С. была сделана в период между янв. 1788 и мартом 1789 (Там же. С. 148—150), и, следовательно, А. И. Мусин-Пушкин приобрел сб. со С. по крайней мере до марта 1789.
--------------------------------------------------------------------------------
С подлинным читал канцелярист Петр Розов. 2
1792-го года августа дня из Ростовской духовной консистории
Лемурий писал(а):Владимир Медведев писал(а):Что касается Вашего алтына, то, пожалуйста, не беспокойтесь: с бедняков я денег
не беру. Это Вам подтвердят все главные библиотеки страны, которые получили мои издания "Слова".
Кстати, мой перевод "Слова о полку Игореве", выполненный и изданный в городе Коврове, по мнению ведущих специалистов, "является одним из самых удачных"...
ГОРДЫНЯ - есм козни лукавого...
Ох, бросить бы ВСЁ и уехать в Ковров...
Богат же, однако ж, город "ведущими специалистами"...
Владимир, ей Богу, мне надоело с Вами пререкаться, либо Вы выкладываете, ХОТЯ БЫ ПАРУ весомых аргументов и читатели видят в Вас специалиста и покупают Ваши книги, либо...
Кстати, если, например, Евгений Беляков, издаст свой труд - я первый на очереди !!!
LeGioner писал(а):Лемурий писал(а): ГОРДЫНЯ - есм козни лукавого...
Скромность конечно же украшает человека... Но зачем настоящему мужчине украшения?![]()
Евгений Беляков писал(а):Уважаемый Владимир! Но ведь в Слове она выступает ОТ ИМЕНИ Святослава, который произносит "златое слово". Причем, если согласиться, что Мария - автор СПИ, то ведь все князья, которые слушали исполнение СПИ, понимали, что "текст согласован с верхами".
Из текста также видно, насколько маловероятно авторство самого Святослава: вряд ли он стал бы настолько явно петь себе хвалу: это и не скромно и не прилично ("не лепо бяшеть"). Это в любом случае лучше поручить кому-нибудь другому, например, жене, если она песнетворка. В каком-то отношении, правда, Святослав - автор СВОЕГО слова, так как он, вероятно, что-то в этом духе говорил, из чего потом настоящий автор (Мария) собрала его речь.
---
О переходе в другую тему: не против, но, если можно, мотивируйте, потому что я не понимаю, зачем.
sasha a писал(а):Еще раз, медленно: Хронограф, в котором находилось Слово, был приобретен Мусиным-Пушкиным у Иоиля до марта 1789 г., еще ДО того, как М-П. получил должность Обер-Прокурора Синода (с 26 июня 1791).
Следовательно, Хронограф Иоиля находился в его личной библиотеке.
.
Где же и каким путем была приобретена А. И. Мусиным-Пушкиным рукопись «Слова о полку Игореве»?
На вопрос К. Ф. Калайдовича, спрашивавшего А. И. Мусина-Пушкина про рукопись «Слова», «где найдена», Мусин-Пушкин 31 декабря 1813 г. ответил: «До обращения Спасо-Ярославского монастыря в Архиерейский дом управлял оным архимандрит Иоиль, муж с просвещением и любитель словесности; по уничтожении штата остался он в том монастыре на обещании до смерти своей. В последние годы находился он в недостатке, а по тому случаю комиссионер мой купил у него все русские книги, в числе коих в одной под № 323-м, под названием Хронограф, в конце найдено „Слово о полку Игореве“».
...И М. М. Херасков, впервые сообщивший о находке «Слова» в третьем издании своей поэмы «Владимир», и Карамзин, упомянувший «Слово о полку Игореве» в своем письме о русской литературе, напечатанном в октябрьском номере за 1797 г. гамбургского журнала «Spectateur du Nord»,13 сделали эти свои сообщения на основе знакомства с переводом «Слова» XVIII в., дошедшим до нас в трех списках.
Просвещенность Иоиля, его любовь к литературе и интерес к древней русской истории, наконец, то обстоятельство, что Иоиль в какой-то степени был связан с издательской деятельностью, — все говорит о том, что если бы Иоилю было известно «Слово о полку Игореве», то он или сам бы предпринял издание этого памятника, или сообщил бы о своей находке в печати. Таким образом, все, что мы знаем об Иоиле, свидетельствует о том, что «Слово о полку Игореве» не было ему известно. Вместе с тем наше теперешнее представление об Иоиле заставляет нас признать, что если бы в его библиотеке находилась рукопись со «Словом», то он не мог бы не знать этого, а предполагать, что Иоиль продал Мусину-Пушкину сборник, содержание которого ему самому было неизвестно, мы просто не можем.
...Заметим, что в свое время Мусин-Пушкин считался знатоком древнерусского языка. Академия наук, членом которой он состоял, неоднократно обращалась к нему с запросами дать объяснение тех или иных слов из древнерусских текстов.
Владимир Медведев писал(а):Высокую оценку моему переводу "Слова" дали академик Д. С. Лихачев, член-корреспондент АН СССР Ф. П. Филин, доктор филологических наук В. Л. Виноградова. Их отзывы опубликованы в ковровских изданиях "Слова".
Что еще Вам угодно узнать?
Владимир Медведев писал(а):Во всем, что дел касается серьезных,
Не доверяйся женам ни на миг.
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 119