Новый » 16 июл 2008, 21:16
Кто именно умел писать, я, естественно, не знаю. Но, если судить по берестяным грамотам, умели многие, в том числе из простонародья; и если так было в Новгороде и его окрестностях, то вряд ли ситуация в более южных краях сильно отличалась. Наверное, и грамотные дружинники были, и талантливые среди них попадались... Но я ведь прямо признаю, что нет у меня своей версии о ком-то конкретном.
Что же касается Святослава Игоревича - затмения 22-го декабря 968 я не отрицаю, но ведь о нём мы знаем от Льва Диакона, а не из ПВЛ; и тогда что же должны были зачитывать - не комбинацию же из летописи и византийского писателя... Сам факт затмения действительно сближает два похода, но это совпадение, подобных которому в истории несть числа. Скажем, Наполеона победили двое кривых - Нельсон и Кутузов; Стенька Разин и Емелька Пугачев были родом из одной станицы (Зимовейской, которую по указу Екатерины переименовали); но не подозреваем же мы, что про одного из каждой пары списано из материала о другом... Общая же цель "поискати града..." - она почти для всех походов общая. В походы идут практически всегда на города, поскольку там можно разжиться добычей (исключение - описанный Геродотом поход Дария в степь на скифов, но целью тут была не добыча, а месть). Так что не кажется мне сильным сходство двух обсуждаемых нами эпизодов.
Своего обращения к Ольге о том, что не любо ему в Киеве жить, Святослав Игоревич со слезами не смешивал (плакал он тремя днями позже, когда она умерла: "...И плакася по неи сын ея и внуци ея и людие вси плачем великим..."). Говорил он это, правда, видимо, в плохом настроении: от хорошей жизни выселяться из страны не хотят. Он, я думаю, будучи и желая оставаться подчеркнуто варяжским, дружинным князем, сильно стеснялся крещения матери перед своими дружинниками (и, разделяя с ними неприхотливый образ жизни, как бы "искупал вину", демонстрировал, что он им всё-таки свой); это было его комплексом, и он хотел увести дружину подальше, чтобы перед ней не маячило то, чего он стыдился... Но грустно бывает иногда любому человеку, и два Святослава грустили по совершенно разным причинам.
В целом же, надо сказать, в любом литературном произведении чувствуются те или иные влияния. Летописи и "Слово", при всей их жанровой несхожести, созданы были в одном культурном пространстве, и если между ними имеются некие общие моменты, это не причина предполагать прямое заимствование.