Иван Александрович писал(а):Ну а теперь о том, почему в бронзовом веке древние люди не могли обуздать лошадь. Если вы загляните в медицинские справочники, точнее, в справочники по СДЯВ (сильнодействующие и ядовитые вещества), то там обнаружите, что соединения меди являются даже в малых дозах смертельными для живых организмов. А такие совсем простенькие как "медный купорос" или "бордосская жидкость" в малых дозах распыления уничтожают на растениях практически всех вредных и полезных насекомых.
Не верите, попробуйте (сугубо в научных целях) сами - мне бы очень хотелось потом узнать, точное количество клизм, которые бы Вам поставили для очищения желудка.
Железные удила никакой опасности для лошади не представляют, потому что железо служит для переноса кислорода в любом живом организме (это так называемый четырёхатомный гемоглобин, бытующий в организмах с высокой организацией (в данном случае - млекопитающих).
Еще одно открытие? Не слишком ли много для отдельно взятого индивида?
Именно потому, что медь смертельно опасна, люди никогда не ели из медной посуды, не пили из медных чаш, не пользуются в наши дни медным трубопроводом... А то набегут скифогуцулы и объяснят все про ярь-медянку, показывая пальцем на греков - мол, вот, одни уже доигрались - мы их взнуздали и пригнали...
Итак, очередной сеанс терапии для скифогуцулов (слава Богу, с тюрко-шумерскими кактусами вроде разобрались уже):
http://www.orlovhorse.ru/?page=38&Id=3Медь
Медь — относительно устойчивый, но легкий материал. Чисто медные удила редко встречаются, чаще применяется смесь меди и железа или высококачественной стали. У "смешанных" удил между материалами возникает слабое напряжение (несколько микровольт), которое за счет легкого зуда явно стимулирует усиленное слюноотделение и жевательную деятельность. Медь не является легким в уходе материалом удил. Так как медь это мягкий металл, изделия из него явно быстро изнашиваются. При контакте с влажным воздухом, а также слюной на поверхности медных удил образуется так называемая патина (зеленоватый налет из карбоната меди); при усиленном воздействии кислоты образуется ярь-медянка (ядовитый ацетат меди).
Несмотря на недостатки, все же желательна определенная примесь меди в удилах, поскольку этот материал по вкусу большинству лошадей. Излюбленными являются также удила с медными роликами или дисками, как, например, у роликовых удил. Удила с более высокой долей примеси меди или из чистой меди из-за быстрой изнашиваемости необходимо часто проверять. Как только начнут появляться зазубрины или трещины, удила следует заменить.
Бронза
Бронза это медный сплав с содержанием меди 90 %. Раньше медь дополнялась оловом (10 %), сегодня чаще производятся алюминиево-бронзовые удила. В отличие от меди бронза — материал очень износоустойчивый и не ржавеет, однако он редко применяется в удилах, поскольку его обработка довольно сложна.
Латунь
Этот сплав содержит от 40 до 90 % меди и от 10 до 60 % цинка. Несмотря на то, что латунь довольно устойчива к коррозии, при определенных соотношениях сплав очень хрупок, в качестве материала для удил встречается преимущественно в изделиях импорта из Среднего и Дальнего Востока, предназначенных чаще всего для драйвинга.
http://ww2.ru/forum/index.php?showtopic=344Открыл сезон копанины прикольной находкой - конские удила из чистой(!) меди. Лежали себе на бруствере...Может их" поднял "в 42-м солдат,роя окоп на месте какого-нибудь скифского стана...? Мне раньше попадались только железные, а тут - медь! ... Белгородская обл.Валуйский р-н., (короче Черноземье...).
http://www.erudition.ru/referat/printre ... 992_1.htmlТРУДНО ЛИ ОТЛИТЬ УДИЛА?
Сейчас изготовление удил не представляет никакой трудности: их из стали может отковать любой кузнец даже в маленькой деревенской кузнице. Но в глубокой древности, когда железо только начало входить в жизнь человека, удила делали литыми. Каким бы простым изделием ни казались на первый взгляд удила, для их литья требовалось незаурядное мастерство древних литейщиков. Сложность заключалась в том, что звенья удил должны быть влитыми друг в друга так, чтобы они могли свободно вращаться, изгибаться с помощью колец на конце звена. Литье подобных деталей, например цепей, и для современных литейщиков связано с определенными трудностями. У древних же литейщиков их было чрезвычайно много. Не будет преувеличением, если мы скажем, что в старину могли лить удила лишь там, где было хорошо развито ремесло литья, где литейщики проявляли истинное мастерство и выдумку.
В разных районах нашей страны уже в I тысячелетии до в. э. были известны совершенные способы литья удил. Интересно отметить, что почти в одно и то же время у разных племен существовали особые, самобытные приемы: на Енисее удила отливали иначе, чем на Северном Кавказе или в Средней Азии. Но какой бы способ литья мы ни изучали, все они свидетельствуют о том, что народы, населявшие нашу страну 2500—3000 лет тому назад, владели техникой литья, не уступавшей технике народов на Западе или Востоке, за пределами теперешних границ СССР.
Высокого для того времени уровня организации племени и культуры достигли древние кыргызы на Енисее. Кыргызские литейщики владели мастерством изготовления сложных отливок, применяли в технике литья оригинальные приемы. К тому времени многие народы владели секретом литья по восковым моделям. Владели этим искусством и кыргызы.
Археологические находки на среднем течении Енисея и в других районах Сибири свидетельствуют о том, что уже в VII в. до н. э. металлургия начала складываться в особую отрасль производства. Особенно высокого уровня развития достигли бронзолитейные ремесла тагарской культуры (название получено по острову Тагарскому). Их изделия были распространены по всей Сибири, а также встречались на Дальнем Востоке и в Европейской части СССР. Около V в. до н. э. здесь начала развиваться металлургия железа. Тагарские бронзовые отливки (кинжалы, ножи, украшения, бытовые предметы, детали конской сбруи) отличались большим разнообразием и художественным исполнением. Многие из них украшены литыми художественными изображениями звериного стиля.
Большого мастерства достигли тагарские литейщики в литье конских удил. Форме их придавалась пластичность, своеобразная тонкость и чистота исполнения (рис. 2, а—г). Подробное исследование тагарских удил, хранящихся в Государственном историческом музее (г. Москва), позволяет точно установить, что они отливались по восковым моделям. Одновременно лились оба звена. Современный литейщик отдает себе отчет в том, какое высокое мастерство для этого требовалось, так как даже сейчас литье по спаренным восковым моделям представляет большие трудности.
Раскопки у с. Кобан (отсюда название кобанская культура) свидетельствуют о том, что уже на грани II и I тысячелетий до н. э. жители Северного Кавказа умели отливать сложные отливки, часто прекрасно орнаментированные. Многие бронзовые отливки снабжены тонкой и художественно исполненной инкрустацией из железа. Племена этой культуры знали уже литье в металлические формы (или, как теперь принято называть, кокильное литье).
В период кобанской культуры впервые начинают использовать лошадь в домашнем хозяйстве для верховой езды и как тягловую силу. Удила кобанской культуры — своеобразные произведения искусства. Это — сложные отливки, изготовление которых требовало хорошей техники литья. Здесь уже встречаются четырехзвенные удила (рис. 2, ж) с особым видом псалий (вертикальные стержни на концах удил), а также удила, звенья которых отлиты заодно с псалиями. Причем, последние представляют собой красивые художественные отливки, например в виде двух лошадиных голов, с несколькими тонкими ушками-пронизями.
Удила отливались не по спаренным моделям, а методом налива одного звена на другое с использованием восковых моделей. Этот же метод применялся и для ремонта других удил: на рис. 2, д представлены удила, в которых левое звено налито на отломавшуюся псалию. Нет необходимости подчеркивать, что в творчестве мастеров кобанской культуры был особый “почерк”. Для них характерно стремление делать отливки дерзкой сложности и почти всегда как самостоятельные художественные произведения.
Примерно в то же время своеобразная техника литья удил существовала у некоторых народов Средней Азии. Здесь, очевидно, в V—IV вв. до н. э. преобладали каменные формы. В них отливали даже удила. Но сама техника литья не становилась от этого примитивней. Напротив, древние мастера Средней Азии на примере техники литья удил демонстрируют перед нами большое искусство.
В Государственном историческом музее хранятся ничем не примечательные удила этого периода, найденные близ озера Иссык-Куль. Неизвестно, по какой причине удила не были использованы в работе и даже не были обработаны после литья: на них сохранились литники, заливы и т. п. (рис. 2, е). Именно это позволило с большой достоверностью восстановить очень сложную технологию литья, которая была применена почти 2500 лет тому назад. Отливались они в каменных формах последовательно, то есть сначала отливалось одно звено, а затем к нему во второй форме приливалось второе. На стыке звеньев применен сложный глиняный разъемный стержень; он не только служил для выполнения отверстия в кольце второго звена, но в нем располагалось и кольцо уже готового звена. Такой прием литья удил в те древние времена представляется весьма совершенным.
Итак, можно отметить, что древние предки наших народов, жившие 2500—3000 лет тому назад, располагали хорошо налаженными литейными ремеслами и выявили разностороннее мастерство в сложном деле литья удил.
Конечно, аццкие скифогуцулы на ето плюют - им и урановый меч нипочем!
