Сидел - разбирался в иконографии цинской армии XVII-XIX веков.
Интересные наблюдения за развитием вооружения цинской конницы:
В "Маньчжоу шилу" (1635) много изображений цинской конницы - все в полных бригандинах, с саблями и луками, копья и алебарды примерно у 10% воинов. Сражаются как врукопашую, так и обстреливая китайские боевые порядки.
Период Канси (1661-1722) иллюстрирован хуже. Монгольские воины Канси представлены с длинными копьями и луками, но без доспехов. Цинские, как правило, в доспехах, но с луками и саблями.
Иконографически все походы цинской армии хорошо представлены с периода Цяньлун (1736-1796). Серьезная работа по созданию "военных серий" картин началась с вторжением в Джунгарию в 1755 г. - над ней работали европейские живописцы-иезуиты. Там очень часто цинские конные воины нарисованы в легкой одежде или кольчугах. В полной бригандине только офицеры. И большинство вооружены луками. Враги (джунгары, уйгуры) почти всегда без доспехов, но с ружьями и копьями. Даже на изображении джунгарского военачальника Аюши, перешедшего на сторону Цинов в 1755 г., изображено копье и кольчуга.
Потом есть свиток "Смотр войск императором Цяньлуном" (написан до 1766 г. - в 1766 г. умер один из авторов свитка), я здесь некоторые фрагменты показывал. Интересно, что все цинские всадники в полной бригандине, с луками и ружьями, копий нет вообще.
А потом возникает вопрос - в 18235-1830 годах Цины вели ожесточенные бои с мусульманскими повстанцами в Синьцзяне. Победа над ходжой Джахангиром также была хорошо иллюстрирована - и там появляются цинские конники с копьями. Из "Цин ши гао " известно, что большая часть конницы в Синьцзяне тогда поставлялась Цинам синьцзянскими торгоутами (калмыки, откочевавшие с Волги в 1771). Все картины серии про Джахангира изображают цинскую копьеносную конницу. Практически всегда - без доспеха. По сведениям цинских властей в Синьцзяне, кокандские воины (Коканд поддерживал мятежных ходжей и помогал им воооружением и даже своими военными отрядами) не умели стрелять с коня. То же писал и капитан Андреев (1785), и художник Верещагин, сам принимавший участие в стычке с кокандским отрядом в 1871 г. - кокандцы носили кольчуги и лезли в бой на пиках и саблях.
Потом есть серия 1886-1890 годов, изображающая Тайпинскую войну и подавление восстаний в Юньнани и Синьцзяне. Там цинская конница вооружена большей частью фитильными ружьями и некоторая часть - луками. Копий опять нет. Нет и доспехов - даже у офицеров. Сведения этой картины подтверждаются свидетельством русского офицера Барабаша, видевшего монгольские и китайские войска в 1871 г. - почти все с ружьями и луками, копья и алебарды только у 10% конных воинов, в бою действуют преимущественно караколированием, сабли применяют только при преследовании и самообороне. Противник - уйгуры и дунгане - применял такую же тактику.
Возникает вопрос:
Каким образом вооружение конницы так сильно и непредсказуемо менялось?
Традиционно ведь считается, что кочевники и войска им противостоящие развиваются в пользу отказа от доспеха и вооружения стрелковым оружием, но здесь все несколько более неоднозначно и запутанно.