kartlos » 08 янв 2010, 15:33
ЗВИАД ГАМСАХУРДИА
Лекция, прочитанная на фестивале "Идриарт" в Тбилиси 2 мая 1990 г.
Дорогие друзья!
В рамках одной лекции совершенно невозможно полностью осветить такую сложную тему, поэтому лекция будет носить более обзорный характер, в ней я упомяну лишь в общих чертах все то, о чем думали и над чем работали я и мои друзья в течение многих лет, а также я предложу Вам результаты некоторых исследований, проведенных как в Грузии, так и на западе.
План лекции будет следующим: в первую очередь мы поговорим об этногенезисе грузин. Мне известно, что наших западных гостеи особенно интересует именно этот вопрос, и мы постараемся осветить именно такие моменты, которые, возможно, им неизвестны и мало освещены в современной западной науке. Кроме того, следует отметить, что в период многолетнего господства советской идеологической диктатуры, многое в истории грузинской культуры замалчивалось, искажалось и запрещалось строгим табу. На эти вопросы было наложено определенное научное табу, которое, к сожалению, продожается и сегодня, т.к. не так уж просто убрать последствия гипноза, явившегося результатом той недоброй эпохи. Многие вопросы искажены и узурпированы советской империалистической наукой, подчинены ее интересам. Под это влияние подпала, к сожалению, и грузинская наука. Я бы не хотел называть здесь имена конкретных ученых, они все еще не решаются развивать свои исследования в том направлении, которое могло бы пролить истинный свет на эти вопросы. У всей этой политики были большие и очень далеко идущие цели. Именно в связи с этим была организована большая кампания против грузинских ученых Иване Джавахишвили и Нико Марра. Замалчиваются также исследования в области этногенезиса иберийцев, проведенные такими великими западными учеными как Вильгельм Гумбольт и другие. Это, друзья, происходило оттого, что грузинам пытались внушить комплекс неполноценности. Советская наука, в частности классики марксизма-ленинизма, создали теорию о том ( об этом есть и теория Сталина), что якобы грузинская нация как таковая, создалась и сформировалась как нация лишь в 19 веке, что до этого она, якобы, и не была нацией и не существовала. В 19 веке к нам пришел капитализм и, якобы, именно он заставил грузин объединиться в нацию. Это марксистская теория, которая бытует по сегодняшной день и от которой и теперь не могут избавиться некоторые наши ученые , продолжая работать в этом направлении. Все это служит далеко идущим планам.
Каково же истинное состояние вопроса этногенезиса грузин? В 20 веке великие корифеи нашей науки академики Иване Джавахишвили и Нико Марр исследовали генетические корни грузинского национального типа, грузинской нации и сделали соотвествующие выводы, которые в корне противоречили ортодоксальной советской науке. В то же время, как Вам известно, замалчивались также исследования великого немецкого ученого Вильгельма Гумбольдта. В чем заключается суть этих исследований, и почему все это утаивалось и запрещается по сегодняшний день, почему не развиваются современные этнографические и языковедческие исследования в этом направлении?
Дело в том, что Гумбольдт исследовал баскский язык и историю происхождения древнейшего народа, населяющего Пиринейский полуостров, что привело его в выводу, что первоначальное автохроническое население южной Европы- Пиринеев, Италии, островов Средиземного моря было иберийским. Этот народ называли протоиберами и от них происходит позднее европейское население. Учеными принят также термин - средиземноморская или медитерральная раса или же медитерральный тип (порода) людей. Для выделения этого типа, который идентичен термину кавказская раса, существуют также следующие термины: палеокавказская раса или древнейшая кавказская раса, древнейшая медитерральная раса, что идентично друг другу. Речь идет о той породе или населении, которое проживало начиная с Перинейского полуострова и далее в Средиземном, Эгейском морях, на Балканах, в современной Греции, на Кавказе и территории современной Индии, а также в Малой Азии и Палестине. Это ареал распространения той протоиберийской породы, у которой, в соответствии с исследованиями Гумбольдта, имелось много разветвлений. Основной язык у этой расы или породы был один, но у него было много диалектических разновидностей; если эти разновидности приобретали характер отдельных языков, они все же оставались родственными и развивались как родственные языки. Именно в связи с этим и возник термин протоиберийский язык, с которым связано древнейшее население, как я уже отмечал, на Перинеях, в Италии, а именно, лузитанский, турдетанский, этрусский, пелазгийский и др., к которым , благодаря изучениям Нико Марра добавился язык малоазиатских или месопотамских древне иберийских племен - шумерский. Это подтверждается также исследованиями генетического родства шумерского и современного грузинского языка, проведенными крупным грузинским ученым Михаилом Церетели.
Исследования Нико Марра, а также, между прочим, других объективных армянских исследователей (например, Гапанцяна) подтверждают, что большая часть населения Малой Азии принадлежала к этой породе, а месхи, или мосхи, кападокийцы, колхи, таосцы и другие являются представителями этого племени. Как видите, это разветвления одного и того же типа, который в науке называется картвельским или протоиберийским . Сама же Грузия и собственно грузинская нация, локализованная в масштабе Кавказа, связана с иберийско-кавказским ответвлением. У иберийского множество ответвлений и на сегодняшний день сохранились пиринейско-баскская и кавказско-иберийские ветви, т.е. грузинский и родственные ему племена на Северном Кавказе. Остальные, в настоящее время, уже ассимилированы индоевропейским человечеством, которое, как видно, пришло на Европейский континент позднее, а точнее во втором тысячелетии до н.э. В частности, до второго тысячелетия, а именно в период с древнейших времен до третьего тысячелетия, считается эпохой протоиберийского или палеомедитеррального человечества,эпохой расцвета его деятельности. С третьего тысячелетия начинается упадок этой расы, уменьшение его численности, ее ассимиляция пришельцами - представителями индоевропейской расы. С этого времени начинается расцвет хеттского, древнегреческого и эллинского миров. Однако на этом этапе уже происходит синтез этих культур с протомедитерральной или протоиберийской культурой, с которыми связаны первичные миносские, эгейские, колхские (древнеколхские)культуры, наиболее сильно связанные с миносской культурой. Однако в последующем, начиная со второго тысячелетия, возникает расцвет хеттского мира, который является частью индоевропейского мира, а также древне-греческого, который восходит к ведийским грекам, ведийским племенам и занимает пространство, на котором в дальнейшем расцветет древнегреческая культура и древнегреческий мир; однако первоначальное население древней Греции, по данным древнегреческих ученых, определяется как пелазгийское или протоиберийское, также как и этрусское и другое население, такое как колхское. Колхская, пелазгийская, троянская, миносская культура- это родственные миры, а точнее, они представляют из себя один мир, что и отражено в великом эпосе Гомера. Об этом уже существуют весьма серьезные исследования современных ученых, которые по непонятным причинам не популяризируются. На западе в этом направлении работает известный ученый Фурне, которому принадлежит весьма серьезное исследование о про-греках или пелазгах и картвельцах. В Грузии в этом направлении продуктивно работает профессор Рисмаг Гордезиани, у которого имеются также обоснованные предположения о племенах, упомянутых в "Илиаде" Гомера, их этногенезисе и роли картвельских, протокартвельских племен в Троянской войне и "Илиаде". Он обнаружил генетическое родство между грузинским и этрусским языками, картвельскими и лакидемонянскими племенами и со всей Малой Азией и миром Эгейского моря и, в первую очередь, с Троей. Троя - это более древний культурный мир, чем эллинский, т.к. эллинцы воевали против троянской сакральной, мистической мудрости, или для захвата Палладиума. Троя - это такой же колхский мир, поскольку во время спора ахейцев с троянцами, троыянцы объясняют похищение Елены, как своего рода месть за ранее похищенную ими Медею. Троянцы объясняют ахейцам, что также как они раньше похитили у них женщину, т.е Медею, так же и они на этот раз похитили Елену, т.е получается, что она (Елена) похищена колхами. Троянцы и колхи - народы одной породы, также как и все народы средиземноморского бассейна и большинства населения Малой Азии. Вот к таким далекоидущим выводам пришла современная наука, однако, как вам известно, происходит табуизация всего этого и выдвижение на передний план роли индоевропейцев в той архаической доисторической эпохе, в то время как нам известно, что индоевропейские племена в основном активизировались со второго тысячелетия. Троянская же война и "Илиада" - это, фактически тот период, когда индоевропейцы уже укрепляются и в Малой Азии и Греции, а пелазгийским племенам уже угрожает упадок. Хотя величайший герой Троянской войны- Ахиллес по происхождению пелазгиец, т.е. представитель картвельских племен, Агамемнон и Минелай - люди чисто эллинского происхождения и представители эллинского мира. Это очевидный конфликт между эллинским и протокартвельским мирами. Троя- это протокартвельский мир, эллинский же мир - это ахейцы. В этом конфликте выясняется одна вещь - это то, что во время этого похода основной целью является похищение Палладиума, который символически осуществляется с помощью троянского коня. Правда, здесь символическим мотивом является похищение женщины, однако Елена или Селена, является символом древней Софии (мудрости, похищение Софии и ее последующее освобождение - это распространенный мотив античной поэзии), а конь, как Вам известно, это символ интеллекта в древней эпической поэзии и мифах. Миссия ахейцев, т.е эллинцев - это развитие интеллекта, новый этап познания, а древнеколхская, троянская, пелазгийская культура - это культура провидчества, которая опережает интеллектуальную мыслящую культуру. Древнегреческая мифология является не древнегреческой,а пелазгийской. Это отмечал и великий немецкий философ Шеллинг, который объяснял пелазгийскую эпоху в развитии Греции как некое мерило, т.е. как эпоху провидчества. Из более поздней греческой мифологии мы узнаем, что Персей и другие герои перевоплотили пелазгийскую культуру провидчества в мыслительную культуру, в частности, в интеллектуальную эллинскую культуру.