Это в каком месте она так говорит? В СПИ её плач сопровождается "Въ полѣ безводнѣ жаждею имь лучи съпряже..."Евгений Беляков писал(а):И вот еще такое замечание:
Ярославна говорит:
...чтобы не слала я слез НА МОРЕ.
Модератор: Лемурий
Это в каком месте она так говорит? В СПИ её плач сопровождается "Въ полѣ безводнѣ жаждею имь лучи съпряже..."Евгений Беляков писал(а):И вот еще такое замечание:
Ярославна говорит:
...чтобы не слала я слез НА МОРЕ.
Евгений Беляков писал(а):Ну, если Тьмутараканский Болван, по-Вашему, в Константинопольский Болван (как-то смешно связывать слово "болван" и Аполлон...), то - да, это будет восточнее Корсунь-Шевченковского...
Но почему Тьмутараканский Аполлон-болван оказался в Византии?
в древнем юго-славянском переводе библейских книг "блъванъ" обозначало греческое στήλη (столп), а в других славянских переводах с греческого - άνδριάς (статуя)...
------
А. С. Орлов "Слово о полку Игореве", АН СССР, М-Л, 1938, с. 98
В это время случилось следующее. В центре площади Константина, на видимой отовсюду багряного цвета колонне, стояла бронзовая статуя, обращенная лицом к востоку; в ее правой руке находился скипетр, в левой — сделанный из бронзы шар. Говорят, что это была статуя Аполлона, но жители Константинополя, как я полагаю, назвали ее Анфилием. Великий император Константин, отец и властитель города, дал ей свое имя — имя самодержца Константина. Однако первоначальное название пересилило, и все продолжали именовать статую Анилием или Анфилием.
Неожиданно поднявшийся сильный юго-западный ветер сорвал статую с пьедестала и сбросил ее на землю* — солнце в это время находилось в созвездии Тельца. Многие, а особенно те, кто враждебно относился к самодержцу, восприняли это как дурное предзнаменование и принялись распространять слухи, что падение статуи предвещает смерть императора.
-----
Примечание:
Об этой колонне со статуей сообщается в ряде византийских источников. Она стояла в центре площади Константина, возвышалась на 50 м, а у нее наверху находилась статуя Аполлона, увенчанного лучезарным венцом. Эту статую, как сообщает Зонара (Zon., XIII, 3), привез Константин из Фригии; по преданию, в цоколе колонны были заложены различные христианские реликвии. Впоследствии, когда Константин был признан первым христианским императором, эта колонна получила большое религиозное значение и на ней была высечена надпись, содержавшая призыв к Христу хранить Константинополь. В дальнейшем статуя упала и ее заменили крестом; при Мануиле Комнине колонна была реставрирована (см.: Беляев, Byzantina, III, стр. 45 и сл.: Janin, Constantinople byzantine, рр. 81—84).
------
Анна Комнина АЛЕКСИАДА
Точно. Сам же переводил, но не обратил внимание. Похоже и правда содержали его у лукоморья Сурожского моря. Но Днепр пустые насады побежденного Святослава с его половецкими союзниками в 1181 году лелеял до лукоморья Русского моря.Евгений Беляков писал(а):а быхъ неслала къ нему слезъ на море рано.
Весьма странно что "прорыв" сопровождался в противоположную от Руси сторону. А Каяла река символическая - река скорби (печали) - река с "мертвой водой" (версия Л.В.Соколовой). Уверен в одном из недошедших до нас церковных Азбуковников толкование было. Связано оно с карой Господней и каянием.Евгений Беляков писал(а):ЛЕТОПИСЬ:
И так в день Святого Воскресения низвел на нас Господь гнев свой, вместо радости обрек нас на плач и вместо веселья — на горе на реке Каялы.
СЛОВО:
Ту ся брата разлучиста на брезѣ быстрой Каялы.
И, кстати, опять упоминание о море: часть воинов прорвалась к какому-то МОРЮ. Вероятнее всего, это "море" есть РАЗЛИВШИЙСЯ ПО ВЕСНЕ ДОН).
Только не относитесь к "установке" без должной Авторской иронии.Евгений Беляков писал(а):Изначальная УСТАНОВКА ПОХОДА КАКАЯ БЫЛА? "ХОЧУ ГЛАВУ СВОЮ ПРИЛОЖИТИ, А ЛЮБО ИСПИТЬ ШЕЛОМОМ ДОНУ"...
В литературе уже отмечалось, что иногда в источниках XII в. Дон смешивается с Донцом. Так, например, разбирая поход Владимира Мономаха на Дон против половцев в 1111 году, К. В. Кудряшов, следуя за Карамзиным и Ляскоронским, правильно считает, что в летописи речь идет о Северском Донце, хотя в тексте упоминается Дон. Но К. В. Кудряшов взглянул на это как на исключение. "Это приводит к заключению, - пишет он, - что в описываемом походе речь идет не о настоящей реке Дон, а о Северском Донце. Самое выражение "Дон", "с Дона" применяется иногда летописцем как общее географическое обозначение для всей области Дона за Северским Донцом, для всего великого поля Половецкого. В настоящем современном значении река Дон выступает под именем "Дона Великого" в "Слове о полку Игореве" или, например, в Ипатьевской летописи под 1140 годом..."
-------
Б.А. Рыбаков Дон и Донец в "Слове о полку Игореве"// "Научные доклады высшей школы". 1958, № 1, стр. 5-12
перебреде Донець и тако приида ко Осколу (Ипат. 1185)
В смелых и дальних походах 1111 и 1116 гг при участии Владимира Мономаха русские разгромили в глубине Половецкой земли города Шарукань, Сугров и Балин, лежавшие между Северским Донцом и Тором [Ипат. 191-192, 204; Лавр. 289, 291] К тому же району Донца, видимо относится и поход 1109 г., когда "у Дона" Дмитр Иворович "тысячу веж взя" [Ипат. 188; Лавр. 284].
В 1120 г. "Ярополк ходи на половцев за Дон", следовательно, опять за Донец. Известный поход Игоря Святославовича 1185 г. был совершен также за Донец к нижнему Тору.
--------
К.В. Кудряшов Половецкая степь XII в. // Половецкая степь. Записки всесоюзного географического общества. Новая серия. Том 2. Очерки исторической географии, М. ОГИЗ 1948, с.133
Поэтому, когда Игорь призывает пойти ЗА Дон, это означает, что они Северский Донец НЕ переходили и находятся на той стороне, о которой писали Рыбаков и Кудряшов - в районе Торских соляных озер.
Вернуться в "Слово о полку Игореве"
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15