
thor писал(а):Эт-точно! Спасибо за ссылку! Действительно, очень занимательное чтение (и мои давние подозрения нечаянным образом подтвердились). Но, увы, вопросов в общем-то меньше не стало...
Mahmut писал(а): В тороговле СМК-лесостепи есть такой аспект: до 830-х через эту территорию шёл торговый путь из Хазарии на Балтику (через Пруссию) и в Приильменье и Приладожье, с середины IX века этот путь заглох (а городища СМК были захвачены кочевниками-мадьярами), но Приильменье продолжало торговать с Хазарией только теперь через Верхнюю Волгу. Если система торговых путей СМК до 830-х находилась под контролем/суверинитетом правителей Верхнего Салтово, то этноним салтовских алан (т.е. "русь") мог распространится на жителей Приильменья/Приладожья. Интересно, что и древнейший замок в Киеве (на Старокиевской горе) был в 780-е-790-е построен волынцевцами и просуществовал до 840-х - то есть хронологически полностью совпадает с периодом торговли через СМК-лесостепь. Точно так же Ладога "чисто славянского типа" датируется 790-830-ми годами, к этому же периоду относится окончательное оформление культуры сопок. Таким образом гипотетически в это время существовала торговая империя, которую соблазнительно назвать "Русским каганатом", и после распада которой, отдельные части зажили своей жизнью - после междоусобной борьбы возникло новое раннегосударственное образование - Русь, НО уже на славянской основе.
Sarmat писал(а):Ilik писал(а): Я тоже думаю, что аланы лесостепного Дона вряд ли себя так сами называли. В тексте Шехтера (один из хазарско-еврейских документов) дважды упоминается народ асы (אסיא). В одном случае он воюет с хазарами, в другом выступает как их союзник. Асы упоминаются в документе помимо алан. Думаю, мы не ошибемся, если предположим, что "ас" было их самоназванием.
А что мешает предположить что их полное название было рухс-ас? А если серьезно, ну почему все стремятся к глобализации.
ЯрославЪ ходи на Ясы, I взятЪ ихЪ.
В се же лѣто посла Володимеръ сына своего Ярополка, а Давыдъ сына своего Всеволода на Донъ, и взяша три грады: Сугровъ, Шаруканъ, Балинъ. Тогда же Ярополкъ приведе собѣ жену красну велми, ясьскаго князя дщерь полонивъ.
Sarmat писал(а):Кстати, еще раз по поводу осведомленности греков, хазар и арабов о Доне и народах его населявших. Ни в одном из источников принадлежащих грекам, арабам и хазарам не упоминаются булгы жившие в VIII начале Х века на Дону. Зато археологи их там очень даже хорошо находят. Странно не правда ли?
Sarmat писал(а):При всем уважении к Артамонову и его фундаментальному труду, он все таки немного устарел ибо археология не стоит на месте. Ди и есть его другие работы посвященные салтовской культуре. То же самое можно сказать и о книге Хазары Плетневой. Почитайте ее более "свежее" "На северных рубежах Хазарского Каганата". И хотя позиция Плетневой по поводу принадлежности салтовской культуры к хазарскому каганату в целом не изменилась, просматривается несколько иное отношение к интеграции булгар и алан. Да и на взаимосвязь салтовской культуры со славянским миром. Вообще же, в настоящее время признается что салтовскую культуру населяли ка минимум 4-5 этносов живших в рамках одного сообщества, если не сказать государства.
Sarmat писал(а):Но Артамонов склонялся к версии Березовца, что салтовские аланы, это русы.
Лемурий писал(а):Ilik писал(а):В IX-XI веках в Восточной Европе так называли только хазарских суверенов и киевских князей.
И документальные доказательства, что киевских князей в Европе называли "каганами", имеются? Вот уж Диво, так Диво...
Ilik писал(а):"Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона. Выше в теме я приводил примеры. Или митрополит не в Европе жил?
Sarmat писал(а): Пройдите по этой ссылке, от 1 до 4 страницы. Думаю будет не только интересно и познавательно, но и показательно, как переводят и как меняется контекст текста если его выдирать переводить и обсуждать частями.
http://www.arabi.ru/viewtopic.php?f=13& ... &sk=t&sd=a
خسوف писал(а):"Что касается России, то она на острове. Около него озеро. Этот остров, заселённый ими - три дня пути. Всё леса, да болота. Он болезненный и сырой. И стоит человеку ступить ногой на землю, как она сотрясается от влаги..."
-------
я прочитала предыдущие заметки, конечно, бегло. Но понятно мне из них, что бродили они по южным землям, и накануне прибытия в Россию, далеко оттуда не уходили. Т.е. перелететь через всю территорию нынешней России к Балтике (что предполагал тот нормандец), никак было невозможно, т.к. на это у них ушли бы месяцы, а не 3 дня.
Схолия 121. Тому, кто плывет из датской Сконии до Бирки, потребуется пять дней, от Бирки до Руссии путь по морю также составляет пять дней...
--------
AДАМ БРЕМЕНСКИЙ->ДЕЯНИЯ АРХИЕПИСКОПОВ ГАМБУРГСКОЙ ЦЕРКВИ->КНИГА IV
Ilik писал(а):А чем это построение отличается от идеи Омельяна Прицака, которого вы гневно обличали выше, о торговом Русском каганате с центром на Верхней Волге? У него, правда, нет натяжки в сторону фэнтезийных салтовских русов, а так, принципиально ничем. Поэтому, уважая его мнение как специалиста, скажу, что эта гипотеза имеет право на существование.
Ilik писал(а):Но вот Никоновская летопись под 1029 годом рассказывает о походе Ярослава на ясов
"О князе рустем Осколде. Роди же нарицаеми Руси, иже и кумани, живяху в Евксинопонте, и начаша пленовати страну римляньскую, и хотяху поити в Константиноград, но взбрани им Вышний Промысл, паче же и приключися им гнев Божий, и тогда возвратишася тщии князи их Аскольд и Дир.
" Слово об области русов и её городах: это область, к востоку от которой гора печенегов, к югу от неё река Рута, к западу от неё - славяне, к северу от неё безлюдные земли севера и это область большая... И ещё гора есть незначительная между крайними пределами русов и началом пределов кимаков; её длинна пять дней пути... Есть ещё река Рус , вытекающая из страны славян, которая течёт на восток, пока не приходит в пределы русов. Затем она проходит по пределам Уртаб, Салаб, Куйафа, которые являются городами русов, и по пределам кипчаков, затем поворачивает и течёт к югу к пределам печенегов, впадает в реку Итиль."
Ilik писал(а):И ПВЛ, между прочим, упоминает о ясском князе, рассказывая под 1116 годом о русском походе в донскую лесостепь. В Киевской Руси их тоже знали как асов (ясов). Кстати, Артамонов полагал, что перечисленные три города принадлежали как раз им, а не кочевникам-половцам. .
" Если же предположить, что русью именовались территория и население в Среднем Поднепровье до появления варягов, то придется признать, что спустя считанные десятилетия после своего прихода в этот регион дружинники скандинавского происхождения уже рассматривали это наименование как свое. И тот, и другой варианты были бы уникальны; обычно группы разного этнического происхождения, соединяясь в одном государстве, длительное время хранили свои самоназвания. Поэтому кажется наиболее вероятным предложенное в начале ХХ в. (В. А. Бримом34) допущение контаминации двух сходных названий — скандинавского, служившего одним из обозначений варяжских дружин, и южного, которое служило одним из названий территории или/и населения Среднего Поднепровья. Сходство терминов привело к их актуализации и слиянию, способствуя восприятию северными пришельцами земли на юге Восточной Европы как своей, а местным населением — дружинников норманнского происхождения как отчасти «своих».
Ilik писал(а): Вы ошибаетесь. Например, в таких принадлежащих грекам источниках как "Хронография" Феофана и "Бревиарий" Никифора подробно рассказывается о болгарах и Великой Болгарии, территория которой охватывала и Нижний Дон.
Ilik писал(а): Интересная петрушка получается. Когда вы думали, что Артамонов на стороне "салтовско-русской" гипотезы, то вы на него ссылались. А когда выяснилось обратное, то сразу же его "устарели".
Ilik писал(а): Ну да ладно. Даже если Плетнева в своей последней работе несколько по-иному, как вы говорите, смотрит на интеграцию болгар и алан на Дону, то как это поможет в поисках росов и Русского каганата именно в том районе? Боюсь, что никак. Пока "Донская Русь" - это фикция, так как и письменные источники, и археологические ни о чём таком не говорят.
Лемурий писал(а): Вот и сравните:
Mahmut писал(а):1-й период: 780-е - 830-е - основной поток дирхемов идёт через СМК-лесостепь, Гнёздово, Пруссию на Южную Балтику и Готланд. СМК-лесостепь+Волынцево чеканят общую монету.
2-й период: 840-е - 870-е - распад центров СМК-лесостепи, основной путь смещается на север и идёт вверх по Волге до Городища и Ладоги, далее до Рижского и Финнского заливов, далее на Балтику через Бирку и Готланд далее до Рюгена и Ободритов
Sarmat писал(а):Э...., вы вообще подумали прежде чем написать, точнее предложить сравнить морской переход и сухопутный или даже по рекам, против течения с волоками?
Лемурий писал(а): А если вспомнить, что основной "серебряный" путь в 1-м периоде был Волжский и начинался он в сборном рабовладельческом пункте Бирке, а заканчивался Булгар-Итиль-Арабский халифат.
837 год - византийский инженер Петрона Каматир закончил строительство крепости Саркел, перекрывающей обходной путь "из варяг в арабы",
838 год - свеоны в Константинополе, откуда они едут ко двору франков в составе византийской дипломатической миссии.
839 год - свеоны, явились ко двору короля франков Людовика Благочестивого и просят безопасного пути в Ингельхейм.
С 840-х начинается освоение варягами Днепровского пути "из варяг в греки" и объединение местных народов,
то временная граница смены торгового пути будет понятна до года.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 46