Лемурий писал(а):Евгений писал(а): Позы у сидящих на троне и одежды - типично иранские.... Вам знакомо понятие "двоеверие"?
Ну элемент иранской мифологии через скифские "Трояновы века" допускаю, но чтобы на христианских соборах чистый иранский мифологический сюжет изображали - это даже не фантастика, это ...
Для каких целей строили соборы?
Вопросом на вопрос отвечаете? Строили, чтоб молиться. И до христианства молились, нет? Русские народные сказки - в них почти каждый сюжет имеет чёткие параллели с персидскими, иранскими мифами. Илья Муромец - Ростем, жар-птица, орёл, которого мужик из сказки про золотое, серебряное и медное царства три года кормил - симург, Змей Горыныч - Ажи Дахака... И дохристианские архитектурные мотивы были с принятием православия интегрированы по максимуму в новую культуру. Вот на том же сайте РусАрх статья Ю.Ю.Шевченко, Т.Г.Богомазова Древнейший сохранившийся христианский храм Руси:
http://rusarch.ru/shevchenko1.htmКАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР – ПРИЕМНИК ДОХРИСТИАНСКОГО СВЯТИЛИЩА
При археологических исследованиях Н.Е.Макаренко в 1923 г42 выяснено, что древний пол собора лежит на уровне 0,9 – 0,98 - 1,15 м. ниже современного, но на 1 – 1,5 м (и более) выше древней дневной поверхности начала XI в., обнаруженной вокруг собора при раскопках последних десятилетий. Древняя дневная поверхность на месте мощения пола была нивелирована подсыпкой, взятой поблизости и состоящей из древнего культурного слоя, аккумулировавшегося в предшествующее строительству собора время. С этой подсыпкой связана основная масса находок вышлифованных фрагментов колонн и большое количество мраморной изработки. Сколы белого мрамора встречены при раскопках и за пределами соборных стен43. Значит, мраморные столбы колонн обкалывали из блоков и шлифовали здесь, на месте, задолго до возведения стен храма, и не исключено, что для какого-то иного сооружения, предшествовавшего собору.
Принадлежавшие этому сооружению колонны (по нашему мнению, дохристианскому святилищу) могли по распоряжению князя или по его заказу использовать в интерьере Спаса, что вынудило зодчих спланировать собор с рассеченным колоннадами внутренним пространством, но завершить его как крестовокупольное строение для канонического размещения глав: центральный купол, символизирующий Христа, и боковые, олицетворяющие апостолов-евангелистов. Высеченные в дохристианский храм (капище) мраморные столбы, впоследствии увенчали беломраморные капители, изъятые из какого-то разрушенного северопричерноморского храма VI-VIII вв. Учитывая, что территория детинеца являлась в прошлом, святилищным комплексом, логично предположить, что четыре беломраморных колонны принадлежали капищу. Капищем на Руси называли навес на ч е т ы р е х с т о л б а х над изваяниями языческих богов. Именно такие ч е т ы р е х с т о л б о в ы е навесы – кивории – надпрестольные сени, имел в виду летописец, сообщая о двух «к а п и щ а х», привезенных Владимиром из Корсуня в Киев при крещении Руси. В интерьере Черниговского Спаса использовано именно ч е т ы р е к о л о н н ы.
Материалы раскопок Н.Е.Макаренко позволяют не только сформулировать версию о строительстве Св.Спаса на месте языческого святилища и использовании при постройке четырех колонн надкумирной сени, ставших колоннадой в интерьере собора. При исследованиях 1923 г были найдены участки прокаленного до 0,15 м. материкового суглинка44, видимо, окружавшие центральное каре колоннады над языческими изваяниями. Такой след длительно поддерживаемого огня подтверждает наличие на данном месте кумирни.
Таким образом, центральный храм самого обширного княжества Древней Руси XI в. был выстроен на т р а д и ц и о н н о п о ч и т а е м о м м е с т е, что включает собор в ряд объектов этнокультурной истории.