Донские Дивы

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Донские Дивы

Сообщение Лемурий » 28 дек 2011, 13:58

Konrad писал(а): "...имени *Смолята в древнерусской письменности обнаружить не удалось..."

В выборе между домыслами Никольского и трудом филолога-ономаста Трубачева останавливаюсь на последнем.

Ну, собственно, как найдете имя Смолята в древнерусской письменности тогда и продолжим эту этимологию...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Донские Дивы

Сообщение Konrad » 28 дек 2011, 17:34

Нуу, если Вы, уважаемый Лемурий, сомневаетесь в авторитете автора этимологического словаря славянских языков - академика Олега Трубачева, а также Александра Назаренко, Марко Чубатого, Анджея Поппэ и прочих...
Макса Фасмера с учениками тоже ни за что держите?
Russisches geographisches Namenbuch (Том 8 ),
Авторы Herbert Bräuer, Ingrid Coper
Редактор Max Vasmer
Издатель O. Harrassowitz, 1964

Смолята Dorf am Fl. VidjuSevka, Be?.. 2, Kr. Ochansk, G. Perm (Perm Nr. 4960).
Smolatyn Siedlung nahe d. Fl. Pollona, Vol. Verchoviösk., Kr. Brest, G. Grodno ( Karte 100 а N-31 ; SG. X, S. 896 u. Sk. S. 1572).
Смолятины (poln. Smolalyny) Siedlung nahe d. Fl. Poliöna, Vol. Verchovitsk., Kr. Brest, G. Grodno (Karte 200 ÖU 41-53 u. Karte 100 a N-31).
Смолятская Dorf an d. Quelle d. Fl. Sadil, Bez. 3, Kr. Solikamsk, G. Perm (Perm Nr. 8492).


Итак, как от Пирята - два города Пирятин, от имени Смолята - села Смолята, Смолятин, Смолятины и Смолятская.
Последний раз редактировалось Konrad 28 дек 2011, 18:32, всего редактировалось 1 раз.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Донские Дивы

Сообщение Лемурий » 28 дек 2011, 17:56

Konrad писал(а):Нуу, если Вы, уважаемый Лемурий, сомневаетесь в авторитете автора этимологического словаря славянских языков - академика Олега Трубачева...

Отнюдь, наоборот, в этом вопросе всячески поддерживаю:

    "...имени Смолята в древнерусской письменности обнаружить не удалось..." (академик Олег Николаевич Трубачев 2005:103)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Донские Дивы

Сообщение Nikola » 28 дек 2011, 18:31

Трубачев открытым текстом написал: нет оснований считать Климента уроженцем Смоленщины.
Не известно имя Смолята - ну так не известны и "смолятичи".
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Донские Дивы

Сообщение Konrad » 28 дек 2011, 18:31

В древнерусской письменности - да, но у полабских славян оно есть, было. И у предков русских и беларусов тоже. Ведь сохранилось не только в отчестве Смолятич, но и в названии сел Смолята, Смолятин. Ничем не отличающиеся от приведенных Трубачевым Видятино, Добрятино, Пирятин, Дшятин. Если бы был апеллятив смолятич, то этих топонимов не существовало бы.
Трубачев - филолог, ономаст, этимолог. Никольский - нет. На одном только патриотизме Никольского, возжелавшего сделать Смолятича смоленским великороссом, не выедешь. Тем более что отчасти против смоленского происхождения Климента его национальность - "русин". Ибо Смоленск - не Русь, а смоленцы - не русины. Изяслав Мстиславич Киевский и его брат Ростислав Мстиславич Смоленский обмениваются в Смоленске подарками: «Изяслав да дары Ростиславу, что от Рускыи земле и от всих царьских земель, а Ростислав да дары Изяславу что от верхних земель и от варяг...» «...Приде ему Ростислав и с всими рускыми полкы и с смоленьскими...» [Ипат. лет. под 1148 г. (с. 39 и 40); кроме того, см. под 1155 (с. 78). Умирая, Давыд Смоленский (1197 г.) «сына своего Костянтина в Русь посла брату своему Рюрику на руце».
По Вашей логике, Трубачев, отчество которого Вы так заботливо написали, - уроженец города Николаева, он же - Николаевич.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Донские Дивы

Сообщение Konrad » 28 дек 2011, 19:50

Тем временем
Летопись журнальных статей: : Выпуски 28-34
Всесоюзная книжная палата - 1999 - ... 42758 Смирнова О. К. 43196 Смирнова Т. Е. 42406 Смищеико Г. К. 42278 Смоктуновский Н. М. (43263) Смолкин Г. А 42373 Смолятин А И. 42752, 42798 Смьгслов В. И. 43014 Снарский А А 42889 Собспев В. Д. 42541 Соболева О: А 42433, ...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Донские Дивы

Сообщение Лемурий » 29 дек 2011, 11:04

Konrad писал(а): Ведь сохранилось не только в отчестве Смолятич, но и в названии сел Смолята, Смолятин...

    "...Реальность древнерусского имени *Смолята, восстановлен­ного нами на первых порах условно, а также его праславянской формы *smolęta неожиданно полностью подтверждается славян­скими свидетельствами с давно онемеченного Севера Германии, где с начала XIV в. фигурирует местное название Smollentyn, Smolentin (современное Schmellenthin)..." (Трубачев 2005:102)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Донские Дивы

Сообщение Nikola » 29 дек 2011, 11:14

Реальнность имени Смолята установлена условно, реальнось "смолятича" как уроженца Смоленской области вообще никак не установлена.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Донские Дивы

Сообщение Лемурий » 29 дек 2011, 11:44

Вопрос кто на какие источники опирается. Мы опираемся на его единственного биографа и знание, какой епископии принадлежала Смоленская область и Заруб в 1147 году. На Вашей стороне "условное установление"... Каждый остается при своем.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Донские Дивы

Сообщение Konrad » 29 дек 2011, 12:35

Уважаемый Никола, всё именно так. При этом Трубачев еще не учел топонимических данных немецкого словаря о селах Смолята и Смолятин, существующих не "условно".
Единственный биограф из позапрошлого века - сила, конечно. Куда до него величайшему российскому лингвисту современности, автору этимологического словаря!
И что, что с начала XIV века? Можно подумать, это смоленцы поселились в Германии.
Еще Соколов полагал, что обозначение «русин» указывает на южнорусское происхождение Клима. Академик Грушевский пишет: "На підставі прізвища Клима «Смолятич» деякі історики літератури пробували зробити з нього письменника спеціально смоленського, і навіть представника спеціально «смоленської літератури». Та незалежно від того, що навіть якби Клим і був спеціально смоленським письменником, він репрезентував би все-таки сучасну київську школу, освіту і літературну манеру, бо Смоленськ ніяким самостійним літературним центром не був (там навіть єпископія була заснована тільки в 1130-х рокахі, ніщо не вказує й на те, щоб Клим був письменником смоленським. Дуже сумнівно, чи прізвище Смолятич означає смолянина (пор. Голубінського, І, с. 266). Але, в кожнім разі, Заруб, де подвизався Клим, був в Київщині, і в Смоленську мало знали Клима. Ростислав, князь смоленський, тільки посидівши в Києві, пізнав Клима ближче і став до нього ставитись толерантніше, спочатку ж виступив проти нього дуже рішуче — знати його не хотів. Я думаю, се показує ясно, що з Смоленська Ростислав Клима не знав".
Заруб - на правом берегу Днепра, напротив устья реки Трубеж, неподалеку от Киева, у хутора Монастырок, где имелись пещеры с подземными церквями. Большинство исследователей связывают Заруб с Киевской землей, где действовал подтвержденный и другими источниками монастырь (Поучение Георгия «черноризця Зарубьскыя пещеры» — кон. XII — нач. XIII в.). Определенно о том, что Климент происходил именно из этого «Заруба», сообщает переписчик Ермолаевского списка Ипатьевской летописи, замечая, что он располагался на том месте, «гд'Ь теперь монастырь ТерехтемЬрский». По документам ХVI и ХVII вв. известен Зарубский Трактомировский Успенский или Крестовоздвиженский монастырь. И к чему тут Смоленщина, жители которой не считались в описываемую эпоху русинами?
Слово Смолянин гуглить никто не пробовал?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Донские Дивы

Сообщение Лемурий » 29 дек 2011, 18:28

Konrad писал(а):Академик Грушевский пишет: "Я думаю, се показує ясно, що з Смоленська Ростислав Клима не знав".
Заруб - на правом берегу Днепра, напротив устья реки Трубеж, неподалеку от Киева, у хутора Монастырок, где имелись пещеры с подземными церквями.."

Естественно из Трахтемировского монастыря, на огромном скифском капище построенным, кстати оттуда такое уважительное отношение к языческим временам Таргитая (Трояна), ведь древние Змиевы валы вокруг Трахтемирова городища Трояновыми именовались.

Но это НЕ мешает ему быть смоленским клириком. И Заруб с монастырем "Терехтемерским", и смоленские клирики на год постановления Клима подчинялись единой епископии - ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ. Этого Грушевский не учитывает. А разночтения дословно читаются так:

В приложении к Ипатьевской летописи "Разночтения изъ Ермолаевского списка" :
    "21-23 Смолятичя виведъ изъ Заруба где теперъ монастырь Терехтемѣрскiй бѣ бо черноризецъ и скимникъ" (ПСРЛ, II, прил. c.27)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Донские Дивы

Сообщение Nikola » 29 дек 2011, 19:22

Ну-ну... клирик Смоленской епархии=уроженец Смоленской области? И это при том, что Заруб к епархии, может быть, и относился - но к области никаким боком. Мог Климент быть и смолянином - но никаких тому подтверждений нет. Зато аргумент против есть: "родом русин". Вот это - свидетельство летописца.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Донские Дивы

Сообщение Лемурий » 29 дек 2011, 19:35

Nikola писал(а):Ну-ну... клирик Смоленской епархии=уроженец Смоленской области?

"Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!" (с)

см. Уставные грамоты Смоленского князя Ростислава Мстиславича и епископа Мануила, данные епископии Смоленской 1150 г., сент. 30.

Об отделении Смоленской епископии от Переяславской:

    "Или епископ который начнет несытством, хотя ити в Переяславль и cию епископью приложити к Переяславлю, да буди ему клятва..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24693
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Донские Дивы

Сообщение Nikola » 29 дек 2011, 20:00

Лемурий писал(а):
Nikola писал(а):Ну-ну... клирик Смоленской епархии=уроженец Смоленской области?

"Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!" (с)

см. Уставные грамоты Смоленского князя Ростислава Мстиславича и епископа Мануила, данные епископии Смоленской 1150 г., сент. 30.
Об отделении Смоленской епископии от Переяславской:

    "Или епископ который начнет несытством, хотя ити в Переяславль и cию епископью приложити к Переяславлю, да буди ему клятва..."

А при чем тут место рождения Климента?
Последний раз редактировалось Nikola 29 дек 2011, 21:43, всего редактировалось 1 раз.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Донские Дивы

Сообщение Konrad » 29 дек 2011, 20:50

Никола, согласен с вопросом. Никто ж не спорит, что к какой епископии относилось. Более занятно другое. Вы читали послание Смолятича? Честно... это красивое и стройное... подтверждение того, что правы современные язычники, когда говорят о засилье византийской культуры, уничтожившей местную. Смолятич упрекает пресвитера Фому в незнании азов толкования Ветхого Завета и сведений "Физиолога" - недоучили, мол, его.
Самое интересное то, что Клим Смолятич говорит о предмете данной темы, о грифоне:
Ни гриппъ Александрова въздухохождениа[75] от египетьскыа жатвы в халдѣйскую яму скоростию принесе пророка питать; а гриппъ зовется ног, иже Александрова въздухохождениа елиньскаа писаниа сказають.[76] Аввакуму же от Египта къ жателемъ грядущу, брашно тѣмъ несшу, то же не гриппъ восхити его, рекше, ног, но свыше посланая сила Божия. Ангелъ бо скоростью принесе пророка того, да и пророчю бѣду и мѣсто видит и душу его тщу и алчющу брашна насытит, послав ему до обилия съ тезоименитцемъ.[77]

Вчитайтесь в текст! Он не знает никакого соответствия грифону, никаких дивов, а истолковывает грифона, чтобы несведущему Фоме было понятно, ногъ - славянским обозначением большой птицы.
Последний раз редактировалось Konrad 29 дек 2011, 23:03, всего редактировалось 1 раз.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 82