Konrad » 30 сен 2012, 22:33
В середине ІХ века, как свидетельствует анонимный Баварский географ, висляне, бужане (будущие волыняне), надсянские лендзяне, свиряне (будущие галичане) и уличи ещё не входили в состав Руси. В первой половине Х века, согласно Константину Багрянородному, Русь уже простиралась на правый берег Днепра, где и граничила с одним из племен печенегов. Тем не менее в её состав вплоть до середины Х века не входили древляне. Убив Игоря в 945 г., древляне говорят: «Се князя убихом рускаго; поймем жену его Вольгу за князь свой Мал...». Однако после аннексии древлянских земель их жители, в отличие от радимичей, кривичей и вятичей стают русинами, и летописи нигде не противопоставляют их населению Руси. Вероятно, этому поспособствовало утверждение на киевском княжеском престоле Владимира Святославича, в жилах которого текла кровь последнего древлянского князя.
А более западные земли? Действительно ли Волынь и Галичина в ХІ-ХІІ веках не входили в Русь, как этого хотелось некоторым исследователям?
Так можно утверждать, лишь игнорируя материалы Любечского съезда. В 1097 году «придоша Святополкъ, Володимеръ, Давидъ Игоревичь, и Василько Ростиславичь, и Давидъ Святославичь, и братъ его Олегъ» на съезд в Любече, где «глаголаша къ собђ, рекуще: «пачто губимъ Русьскую землю, сами на ся котору дђюще?» и постановили блюсти Рускую землю, «кождо да держить отчину свою: Святополкъ Кыевъ Изяславль, Володимерь Всеволожь, Давидъ и Олегъ и Ярославъ и Святославлъ; а имъже роздаял Всеволодъ городы, Давиду Володимерь, Ростиславичема Перемышль Володареви, Теребовль Василкови». То есть Володимир-Волынский, Перемышль, Теребовля – это Русская земля. «И на том цѣловаша крест: «Да аще кто отсель на кого будеть, то на того будем вси и крестъ честный». Рекоша вси: «Да будет на нъ хрестъ честный и вся земля Русьская». Уже в ХІ веке Волынь и Галичина считались неотъемлемой частью Руси.
Сверял выкладки Бориса Рыбакова о пределах Руси з оригинальными летописями. Обнаружил откровенную фальсификацию. В 1152 году Галич всё таки входил в собственно Русь, потому что фразе Ипатиевской та Лаврентиевской летописей «Тогды же слышав Володимерко идуча в Русь, поиде к Кыеву. Изяслав же выиде противу ему Володимерко же воротися в Галичь», предшествует известие, что Юрий Долгорукий идет в Русь - "В то же лето поиде Гюрги с сынми своими, и с Ростовци, ии с Суждальци, и с Рязанци, и со князи Рязаньскыми и в Русь...". Следовательно Володимир тогда услыхал, что тот идет в Русь – его «идуча», идущего то есть, это однозначно причастие, – и двинулся к Киеву. Именно это вытекает из грамматики киеворусского языка. Действительно, следующее известие уже говорит, что Юрий в Русь пришел, и в прочих летописях эту фразу именно так и понимали – что Володимирко в Галиче узнал о продвижении Юрия к Руси, а не сам пошел в Русь, как того московскому академику хотелось. Вот Холмогорская летопись: «То же слышав Володимерко, идуще Юрье в Русь, и поиде х Киеву». Эта фраза и весь эпизод, наоборот, показуют, что Галич, как и Киев, Русью был. То, что для Юрия является Русью, по отношению к Володимирку является просто Киевом и Галичем.
Ежели кто сумлевается, дедушку Карамзина-то можно открыть! Он уж точно не профан и не малороссийский патриот-изменник. Читаем?
"Георгий шел через Мценск и Спас ко Глухову. В летописи: «Тогды же, слышав Володимерко идуча (Георгия) в Русь, пойде Кыеву. Изяслав же вынде противу ему. Володимерко же воротися в Галичь»
Под 1145 роком говорится, что «ходиша вся Руськая земля на Галиць», «ходиша же и из Новагорода помочье кыяном», однако это лишь констатация того факта, что Галичина в определенный исторический момент оказалась одна против всей остальной Руси и Новгорода.
Олександр Моця извлек требование 1152 года: «. волости подъ тобою не отимаевъ но на том целовати хрестъ што Рускои земли волости. то ти възвороти все. и Изяслава ти не олучити. но на всих месте с ним быти», но его выдвинул венгерский король! Зато был вынужден констатировать, что Бужеск, Шумск, Тихомль, Выгошев и Гнойница, то есть города севернее Галича к руси принадлежали!
В 1199 году волынский князь Роман Мстиславич, сын Мстислава Ізяславича, объединил Галичину с Волынью и одновременно овладел Киевом, создав могучее государство с центром во Владимире, которое охватывало большинство украинских земель и простиралось от Карпат до Днепра. Летопись называет Романа самодержцем «всея Руси». А под 1202 годом просто говорится, що Рюрик для похода на Галич собрал много половцев и руси, то есть там русь является совокупным множественным названием народа, а не территории, противопоставляясь не галичанам, а другому народу. Это всего лишь уточнение, что войско Рюриково состояло из русинов да половцев. Точно так же под 1234 годом подробно описывается, что Михайло и Изяслав повели на Данила Галицкого «ляхи, и русь, и половець множство», но из этого известия не вывести, что Даниловы галичане русью не были.
Зато никто и никогда не приезжает в Галич «из Руси», не «поиде в Русь» из него, не приводит оттуда людей, не жалуется, что ему «части нету в Русьской земли». В отношении Галичины употребляется совсем иная терминология. Потому как Галич и Волынь точно так же, как и Киев, являются составными частями собственно Руси. Со слов летописи узнаём, что для современников Данило Галицкий выступал не просто галицко-волынским князем, а властелином «Рускои земли». Под 1250 годом летопись таким образом говорит о князе Даниле: «Данилови Романовичю князю бывшу велику, обладавшу Рускою землею – Кыевом и Володимером, и Галичем». Сокрушаясь о бедствованиях князя в ханской ставке, летописец заметил: «О злая честь Татарская! Его ж отець бе царь в Рускои земли». Ипатьевская летопись сообщает, что в 1262 году Данило Галицький, встретившись с польским князем Болеславом, «положиша ряд межи собою о землю Рускую и Лядську». В 1340 году польский король Казимир «собрався и поиде на Русь: вопервыхь прииде, месяца априля, подь Лвовь и обляже его».
В Лаврентиевской летописи под 1202 годом говорится: «Вста Рюрикъ на Романа и приведе к собѣ Олговичѣ в Кыєвъ хотя поити к Галичю на Романа и оупереди Романъ скопя полкы Галичьскыѣ и Володимерьскыѣ и въѣха в Русскую землю». Но при дальнейшем чтении выясняется, что Роман шел не с запада и не по территории Руси! Он именно вступил в Русь с юга, пройдя через кочевья перешедших на его сторону черных клобуков, а в Киев войдя через Подол.
Под 1144 годом нет никакого противопоставления волынянам. Да, говорится, что "взидоша рустіи полци на горы", но лишь потому, что в описываемых событиях принимали участие "угры" и "Володиславъ лядській князь", им-то русины и противопоставлены.
Аналогична ситуация и с Овручем, коий все время приводят Рыбаков, Насонов и Робинсон в качестве города, противопоставляющегося Руси. Молодой Ростислав Рюрикович в 1193 году совершил удачный набег на половцев и явился к своему отцу в Овруч для общего похода на Литву. Тогда «Святослав же посла Рюрикови, река ему: «Се сын твой заял половци, зачал рать, а ты хочешь ити инамо, а свою землю оставив, а ныне пойди в Русь, стерези же своея земля». Рюрик же, оставя путь свой, иде в Русь со всими своими полкы». Следовательно, в момент прихода посольства от Святослава Рюрик уже находился не у себя дома, он выступил в поход, оставив свою землю. Следует предположить, что пребывал он где-то в пределах соседнего Туровского княжества. Святослав Киевский завернул Рюрика с полдороги, велев вернуться в Русь и стеречь свою землю. Свою, а не Святославову. Так же принадлежащую ему, как его собственный путь или его полки. Овруч, княжеский домен Рюрика, к которому он вернулся со всем войском, прервав путь, входил в Русь. Ни одного прямого или непрямого указания на обратное нету.
Данное известие указывает на непринадлежность к Руси не Овруччины, а земель между ею и Литвою, в которых прокладывали свой путь Рюриковы войска и из которых они вернулись назад в свою землю. Однако никто не отсылает никого с Волыни «в Русь», не приходит туда «из Руси», не просит придти «в Рускую землю в помощь».
Последний раз редактировалось
Konrad 30 ноя 2012, 20:28, всего редактировалось 8 раз(а).